Принципы нормотворческой деятельности.
1. Демократизм и гласность правотворчества.Суть заключается в процедуре разработки и принятия нормат акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, труд коллективов к правотворческой дея-ти, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией антибюрократизма в реализации такой важнейшей гос ф-ии. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи СМИ. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соотв изменения. Высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
2. Профессионализм правотворчества.К такого рода дея-ти должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), кот обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
3. Законность правотворчества -вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию НПА должна осуществляться в рамках закона и Конст, при этом необх четкое соблюдение процедур обсуждения, порядка опубликования НПА. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юр техники.
4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой -законопроект готовится не просто сам по себе, а при тщательном анализе соц—эк ситуации в стране, полит обстановки, потребностей прав регулирования тех или иных сторон общ жизни, целесообразности подобного регламентирования. Для выявления этих параметров используются различные соц-прав эксперименты, социологические опросы, анкетирование.
5. Гуманизм правотворчества. Цель правотворчества — права и свободы человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общ-ва в целом.
Основные стадии нормотворческого процесса.
В обобщенном виде можно выделить сл основ стадии правотворчества:
· принятие решения о подготовке проекта нормат акта;
· подготовка (разработка) проекта нормат акта;
· опубликование нормат акта (или доведение его содержания до сведения адресатов др способом, если он не публикуется) и введение его в дей-ие.
Основными правотворческими действиями при принятии з-ов (их назыв также стадиями законотворческого процесса) явл:
1. Законодательная инициатива — право компетентных органов, общ орг-ий и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление кот влечет обязательное рассмотрение его парламентом. В соответствии со ст. 99 Конст РБ право законод инициативы принадлежит: Президенту РБ; Совету Респ; депутатам Палаты Представителей, Правительству; гражданам, обладающим избирательным правом, в кол-ве не менее 50 тысяч человек.
2. Обсуждение законопроекта. Подготовленный проект закона выносится на обсуждение Нац Собрания РБ от имени субъекта законодат инициативы. Обсуждение законопроекта осуществляется в соотв с регламентами Палаты представителей и Совета Респ.
3. Принятие закона. В соответствии со ст. 100 Конст РБ законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конст, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Респ большинством голосов от полного состава каждой палаты.
4. Опубликование закона и введение его в действие — заклю-чительная стадия законотворческого процесса. Опубликование ― это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста законод акта в опред печатных изданиях, на кот можно официально ссылаться.
В соответствии со ст. 104 Конст РБ законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Юридическая техника.
Юр техника — это сис-ма ср-в, правил и приемов подготовки и упорядочения прав актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юр техники явл текст прав актов, информационное воплощение юр предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Юр техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык прав актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно ур-нь юр техники символизирует собой опред ур-нь прав кул-ры конкретного общ-ва.
Техническими средствами являются юр термины и юр конструкции. В качестве юр конструкций выступают те или иные прав режимы, юр состав правонарушения и т. п.
К техническим правилам относятся: ясность и четкость, простота и доступность языка прав актов; сочетание лаконичности с необх полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соотв прав предписаний; последовательность в изложении юр инф-ии; взаимосвязь, согласованность и внутр единство прав материала.
Технические приемы — это способы, фиксирующие офиц реквизиты, структурная орг-ия прав акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т. д.)
Юридическая техника подразделяется на сл виды:
· законодательная (правотворческая);
· систематизация нормативных актов;
· учет нормативных актов;
· правоприменительная.