Понятие общей теории права, ее предмет.
Понятие общей теории права, ее предмет.
ОТП – это наука, изучающая гос-во и право в их историческом развитии, взаимосвязи, соц, экон и полит обусловленности.
ОТП ставит своей задачей изучение не всех, а только наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права.
Структура учебного курса ОТП прямо зависит от специфики ее предмета. Во всех учебных изданиях присутствуют два крупных раздела – теория гос-ва и теория права. В теории гос-ва обычно рассматриваются проблемы общего понятия гос-ва, возникновения и историч развития государственности, ф-ий и форм гос-ва, значения гос-ва в полит сис-ме общ-ва. В теории права изучаются проблемы общего понятия права, возникновения и исторического развития права, норм и сис-мы права, НПА, правосознания, правоотношений, реализации права, правонарушений, юр ответственности и некоторые др.
Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. Объект – это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных ср-в и приемов соответствующей науки.
В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки – это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания.
Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки явл право и гос-во, а предметом – основные сущностные св-ва права и гос-ва. Чаще всего под предметом ОТП понимают наиболее общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.
Предмет науки – это категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе научного познания. Или проще, предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе научного познания.
Предмет ОТП помимо закономерностей включает в себя догматику права и технико-юридические приемы.
Функции ОТП.
Общая теория права как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее полно раскрывается в ее пяти функциях: теоретической, методологической, идеологической, воспитательной, практически-организационной.
Теор ф-ия ОТП выражается в ее способности описывать и объяснять существующую юр практику, правовые сис-мы, реальные явл-ия и процессы, а также предсказывать будущее развитие права, юр науки и практики.
Ф-ия ОТП как основы теор познания предмета остальных отраслей правопроведения органически дополняется и развивается методолог ф-ей. Творческая разработка метода науки оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета остальных отраслей правоведения.
ОТП неразрывно связана с правов идеологией, то есть сов-ью взглядов и идей относительно действующих в общ-ве порядков, закон-ва, а также путей дальнейшего совершенствования, изменения действующей прав сис-мы, юр учреждений и правоохранительных органов.
ОТП способствует повышению ур-ня прав кул-ры населения, поскольку дает знания о закономерностях, сущности и соц назначении права в современном общ-ве, аргументированно обосновывает необходимость и целесообразность неукоснительного соблюдения и испол-ния действ норм права, вооружает приемами, позволяющими верно уяснить и истолковать действующие з-ы и иные НПА, действующие нормы права.
В современных условиях весьма значимой является и практ-организат ф-ия ОТП. Поставленные гос-ом цели прав рег-ия общ отн-ий могут быть успешно реализованы лишь при условии подготовки и принятия совершенных з-ов и иных НПА, активной организаторской дея-ти гос органов по претворению законодательных решений в жизнь, одобрения и поддержки нормативных решений большинством населения.
Сущность государства.
Государство — это очень сложное и внутренне противоречивое общественно-полит явление. С развитием общ-ва изменяется и гос-во, его цели, задачи, структура и ф-ии. Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общ жизни.
Наука до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение гос-ва.
Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это сов-ть внутренних характерных черт и св-в, без кот явление теряет свою особенность, своеобразие.
Таким образом, проблема сущности гос-ва – это определения самой важной, определяющей его хар-ки.
В большинстве изданных работ, посвященных гос-ву, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций, как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западн теориях гос-во представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляющий интересы всего общ-ва.
Следует отметить, что установление классового (сословного) хар-ра гос власти не исчерпывает проблемы сущности гос-ва, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания гос-ва и полит власти.
В соответствии с современными философскими представлениями сущность гос-ва состоит в его социальном назначении, а именно в регулировании общ отн-ий и упр-ии обще-ом.
Типология государств.
Типология гос-в – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются соц-эк признаки (общ-эк формация). В зависимости от типов экон базиса выделяют следующие типы гос-в: рабовлад, феод, буржуазн, социалистический.
Достоинства формационной типологии:
• использует плодотворную идею делить гос-ва на основе соц-эк факторов, кот действительно влияют на общ-во;
• показывает поэтапный, естественно-исторический хар-р развития гос-ва.
Недостатки:
• формационная типология однолинейна и хар-ся излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
• недооцениваются духовн факторы (религ, нац, культ).
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовн признаки – культ, религ, нац, психологические.
Достоинства цивилизационной типологии:
• факторы кул-ры выделены как существенные в опред условиях;
• в связи с расширением кол-ва духовн критериев, кот хар-ют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология гос-в.
Недостатки:
• недооцениваются соц-эк факторы;
• по сути эта типология не столько гос-ва, сколько общества.
Сущность права.
Сущность — это как бы скрытая, невидимая сторона права, без которой нет права как такового.
В ряде совр учебников по теории гос-ва и права, по ОТП вопрос или не рассм-ся, или подменяется вопросом о понятии права.
Вопрос о сущ-ти права рассм-ся в юр науке либо с классовых, либо с общесоц, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущ-ти права хар-ен для маркс-ленин теории права. Определяя право как возведенную в з-н волю эк господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый хар-р права.
Преимущественно с общесоциальных позиций хар-ет сущ-ть права современная ОТП. Одни исследователи: право — это обеспеченный гос принуждением мощный соц-нормат регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению др, право по своей сущности — это охраняемая гос принуждением нормат форма упорядочения и стабилизации общ отн-ий. Третьи: сущ-ью права явл обусловленная матер и соц-культ усл-ми жизнедея-ти общ-ва общая воля, кот выражена в з-е и как результат выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и дея-ти людей. Четвертые: право — это мера свободы (а также справедливости), гарантированная гос-ом.
Не вдаваясь в анализ взглядов на сущ-ть права, можно сказать, что не бывает сущ-ти права вообще, а есть сущ-ть естеств права.
Сущ-ть права в общесоц смысле – право есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, кот оправдано соц усл-ми жизни людей, признается и одобряется общ-ом.
Близкой к сущ-ти естеств права, но не тождественной ей, можно считать сущ-ть субъективн права (закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общ отн-ий). Поэтому сущность субъективн права тоже составляет свобода, но в отличие от естеств права это свобода, признанная или установленная гос-ом.
Объективное право — это гос регулятор общ отн-ий, необх, чтобы создавать и поддерживать в общ-ве опред порядок, кот необх, в первую очередь, государству и тем, чьи интересы оно выражает. Такой порядок создается по воле гос-ва, и эта воля всегда проявляется в нормах позитивного права. Представляется, что это и составляет сущность объективного права.
Соотношение права и морали.
Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу кул-ры и хар-ру соц орг-ии и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.
Правовые нормы возникают в процессе юр (прежде всего, судебной) и законод практики, функционирования соответств институтов общ-ва и гос-ва. Прав нормы явл институциональными,
т.е. четко отделены от правосознания и дей-ют в рамках соц институтов.
Мораль формируется в духовной сфере жизни общ-ва, не институционализирована, т. е. не связана со структурной орг-ей общ-ва и неотделима от общ сознания.
Правовые нормы как институц регуляторы закреплены в строго опред док-ых формах (норм акты, суд решения, нормат договоры). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и хар-ра текстов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, кот формируют юр тексты, содержащие нормы права. Моральные же нормы содержатся в общ (массовом) сознании и сущ-ют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нет к-л особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат морал норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документ хар-ра.
Регулятивное воздей-ие права на общ отн-ия осущ-ся через особый механизм прав регулирования, обеспеч перевод общих правил в конкретные юр права и обязанности субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздей-ют путем формирования внутр регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок.
Специфику способов и методов обеспечения юр норм традиционно усматривают в их связи с гос принуждением, функционированием особых институтов гос-ва и общ-ва.
Мораль не имеет подобных спец механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общ мнения, массовым примером, представленным в виде соотв убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д.
Взаимодей-ие права и морали достаточно сложно. В совр общ-ве право поддерживается общ сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей.
Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т. е. сис-мы нравственных ценностей и норм к-л соц группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.
Это антисоц мораль кримин слоев общ-ва, где безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групп мораль особого типа, вступающая в конфликт с общ моралью.
Более сложной является коллизия прав и морал норм в общ-ах, находящихся в состоянии повышенной соц динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общ морали и прав сис-мы общ-ва, сопряженное со сменой их типа.
Регулятивное взаимодей-ие права и морали достаточно отчетливо отражено в юр текстах. Так, в законод норм актах нередко использование оценочных понятий нравственного хар-ра (недостойное поведение, цинизм, честь). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, морал нормы могут выполнять ф-ии оснований юр оценки, а с др — нарушение морал принципов общ-ва явл в нек случаях достаточным для наступления прав последствий (санкций).
Т о, можно говорить о регулятивном взаимодей-ии морали и права. Можно сказать, что выполнение прав норм в значительной степени обусловливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положит устоям общ-ва. Вместе с тем требования общ морали непременно учитываются гос органами при разработке норм актов. Воздей-уя на прав жизнь общ-ва, мораль способствует укреплению общ порядка.
Структура правовой нормы.
Под структурой прав норм понимается ее внутр строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необх составных частей, элементов.
Каждая прав норма отвечает на три вопроса: При каких усл-ях она реализуется? Каким должно быть правило поведения сторон при этих усл-ях? Каковы последствия нарушения данного правила?
Понимание нормы права в виде трехзвенной конструкции:
Гипотеза (предположение) — это элемент прав нормы, кот содержит перечень условий, при кот норма дей-ет.
Диспозиция (распоряжение) ― это элемент прав нормы, в кот указываются правила поведения, кот должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к усл-ям, перечисленным в гипотезе.
Санкция (взыскание) ― это элемент прав нормы, в кот опред-ся, какие меры гос воздей-ия могут применяться к нарушителю правил, предусмотренных диспозицией. Санкция — это принудительные меры, применяемые гос-ом за неисполнение нормы права. По Угол Кодексу РБ предусмотрены сл виды санкций: общ работы; штраф; лишение права занимать опред должности или заниматься опред дея-ью; исправит работы; арест; ограничение свободы; лишение свободы.
Гипотеза — предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотн-ия. В ней указываются юр факты, наличие кот служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотн-ий.
Диспозиция явл стержнем прав нормы. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий хар-ер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве гос регулятора отн-ий между людьми, необходимой юр предпосылки прав отн-ий. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.
Санкция. Санкция юр нормы — это ее третий, заключительный элемент, в кот предусмотрены опред нежелательные последствия матер, физ, психич и т. п. хар-ра, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юр ответственности правонарушителя.
Истечение срока.
Прямая отмена – это когда издается новый акт, в котором прямо указывается о прекращении действия старого акта.
Фактическая отмена – это когда новый акт регулирует отношения по-новому, но нет прямого указания о прекращении дей-ия старого. Это не лучший вариант, т.к. может быть путаница.
Изменились обстоятельства, на кот было рассчитано.
Признание акта на Конституцию.
Отмена акта в случае, если он противоречит действующему закон-ву (ст.122 Конституции) и практически чаще всего это касается НПА местных органов власти.
Возможные варианты действия нормативных правовых актов во времени:
Прямое действие закона.
Обратная сила закона.
Время, на кот действие норм продолжает свое действие, ни смотря на то, что данный акт отменен («переживание» старого акта).
При прямом действии закон регулирует отношения существующие и будущие.
Если закону придается обратная сила, то он распространяет свое действие на отн-ие, кот произошли до его вступления в силу и были урегулированы старым з-ом.
Статья 66. Действие НПА во времени. НПА действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего НПА или его частей. В этом случае в НПА (его части) должны быть указаны срок действия НПА или событие, при наступлении кот НПА утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в НПА события НПА (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) НПА, может принять решение о продлении действия НПА (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного хар-ра.
Статья 67. Обратная сила НПА.
НПА не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отн-ия, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на кот распространяется действие НПА, либо когда в самом НПА или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отн-ия, возникшие до его вступления в силу.
Декреты Президента РБ и з-ы РБ не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
Придание обратной силы не допускается, если НПА предусматривает введение или усиление ответственности за действия, кот на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Стадии применения права.
СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА — относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций). Применение права можно рассматривать как длящийся во времени процесс, представленный взаимосвязанными и логически сменяемыми друг друга юридическими действиями (операциями), объединяемыми понятием «стадии применения права». Осуществление субъектами права отраслевой правосубъектности имеет свою специфику, поэтому каждая отрасль права отличается специфическим набором стадий. Так, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и др. Характер применения права, его место и роль в механизме обеспечения реализации права позволяют выделить четыре таких стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела (фактическая квалификация);
2) юридическая квалификация (выбор правовой нормы);
3) принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта);
4) исполнение принятого решения.
Таких стадий может быть больше или меньше, но именно перечисленные выше характеризуют природу всякой правоприменительной деятельности.
Содержание правоотношений.
Содержание правоотношения имеет двойственный хар-р. Различают юр и фактическое содержание.
Юр содержание правоотношения — это возможность опред действий управомоченного, необх-ть определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей.
Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юр права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юр связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юр связей.
Существует два типа правовых связей: относит, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права и общ-ом (всяким и каждым).
Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юр обязанностями др лиц.
Признаки субъективного права:
1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъект праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Субъект право — это возможное поведение, т. е. носитель субъект права всегда имеет выбор: дей-ть опред образом или воздержаться от дей-ий.
2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юр фактами.
3. Осуществление субъект права обеспечено обязанностью др стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от дей-ий, нарушающих субъект право др стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности.
4. Субъект право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъект права теряется.
5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юр или фактическом поведении у правомоченного лица.
Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государствен-ного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.
Юр обязанность имеет сл признаки:
1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.).
2. Юр обязанность устанавливается на основе юр фактов и требований прав норм.
3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — отдельного лица или общества (гос-ва) в целом.
4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.
5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры гос принуждения.
Юридическая техника.
Юр техника — это сис-ма ср-в, правил и приемов подготовки и упорядочения прав актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юр техники явл текст прав актов, информационное воплощение юр предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Юр техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык прав актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно ур-нь юр техники символизирует собой опред ур-нь прав кул-ры конкретного общ-ва.
Техническими средствами являются юр термины и юр конструкции. В качестве юр конструкций выступают те или иные прав режимы, юр состав правонарушения и т. п.
К техническим правилам относятся: ясность и четкость, простота и доступность языка прав актов; сочетание лаконичности с необх полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соотв прав предписаний; последовательность в изложении юр инф-ии; взаимосвязь, согласованность и внутр единство прав материала.
Технические приемы — это способы, фиксирующие офиц реквизиты, структурная орг-ия прав акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т. д.)
Юридическая техника подразделяется на сл виды:
· законодательная (правотворческая);
· систематизация нормативных актов;
· учет нормативных актов;
· правоприменительная.
Виды правосознания.
Существует два основных основания, по кот можно разделить прав сознание на виды. В зависимости от субъекта, кот обладает прав сознанием, выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества.
В зависимости от способа отражения выделяют обыденное
и теоретическое, или научное, правовое сознание.
Индивидуальное правовое сознание — это правовое сознание, кот принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общ связей и осознание им группового и общ правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида.
Групповое правовое сознание ― такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу.
В правовом сознании общества закрепляются типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне.
Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида.
Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне.
Немаловажно указать на взаимодей-ие обыденного и теорет правового сознания. Во-первых, общ правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теорет осознания и исследования. Во-вторых, теорет правосознание дает истинные научные знания, при усвоении кот индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.
Структура правосознания.
Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет сложное обр-ие, в кот можно выделить такие элементы, как прав идеология, прав психология и прав мораль.
Под правовой идеологией понимается сов-ть прав теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований.
Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:
· общественный интерес, мотивы деятельности опре-деленных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
· психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убе-ждения, свойственные социальным группам общества;
· представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
· чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
· способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юр явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.
Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.
Виды правонарушений.
Правонарушения по их основным свойствам делятся на преступления ипроступки.
Преступления как вид правонарушений направлены против правопорядка в целом. В ст. 11 УК дается следующее понятие преступления: «Преступлением признается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), хар-еся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания».
Прав проступками явл все остальные правонарушения, т. е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми, а также материальными в области трудовых отн-ий.
Гражданские правонарушения (деликты) — это право-нарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами семейного, трудового, земельного и некоторых др отраслей права.
В соответствии со ст. 2.1. Кодекса об адм правонарушениях РБ адм правонарушением (проступками) признается противоправное виновное деяние, за кот установлена адм ответственность.
За совершение административных правонарушений применяются такие взыскания, как предупреждение, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев, адм арест до 15 суток и др.
Дисциплинарные проступки — это правонарушения трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины, т. е. закрепленного нормами права юр обязательного порядка дея-ти опред коллективов людей, как рабочих, служащих, военнослужащих, учащихся и т. д.
За такие нарушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Так, трудовым законодательством предусмотрены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение с работы.
Понятие общей теории права, ее предмет.
ОТП – это наука, изучающая гос-во и право в их историческом развитии, взаимосвязи, соц, экон и полит обусловленности.
ОТП ставит своей задачей изучение не всех, а только наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права.
Структура учебного курса ОТП прямо зависит от специфики ее предмета. Во всех учебных изданиях присутствуют два крупных раздела – теория гос-ва и теория права. В теории гос-ва обычно рассматриваются проблемы общего понятия гос-ва, возникновения и историч развития государственности, ф-ий и форм гос-ва, значения гос-ва в полит сис-ме общ-ва. В теории права изучаются проблемы общего понятия права, возникновения и исторического развития права, норм и сис-мы права, НПА, правосознания, правоотношений, реализации права, правонарушений, юр ответственности и некоторые др.
Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. Объект – это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных ср-в и приемов соответствующей науки.
В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки – это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания.
Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки явл право и гос-во, а предметом – основные сущностные св-ва права и гос-ва. Чаще всего под предметом ОТП понимают наиболее общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.
Предмет науки – это категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе научного познания. Или проще, предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе научного познания.
Предмет ОТП помимо закономерностей включает в себя догматику права и технико-юридические приемы.