Формирование и развитие теории социального государства в истории политической и правовой мысли.
105. Современные трактовки социального государства и его основные модели.
106. Учения о правах человека в истории политической и правовой мысли.
Права чел-ка – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие чел-ку как таковому, т.е. в силу самой его человеческой природы.
В связи с процессом развития прав чел-ка и прогрессом общ-ва в целом выделяют: 1-е поколение - права чел-ка, обеспечивающие индивид. свободу, защиту от к-л вмеша-тельства в осущ-е прав члена общ-ва и политич. прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безоп-ть; равенство перед законом; право на правосудие.
2 поколение - социальные, экон-е и культурные права: ра-во на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др.
3 поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.
Исходные, основополаг. права чел-ка, кот. составляют базу всего комплекса прав чел-ка: право на жизнь, на свободу, на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти осн. права чел-ка как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав чел-ка, принятой ООН 10.12.1948, которая предст. собой документ негосуд-го хар-ра, впервые в истории человечества распространивший права чел-ка на всех людей планеты. Права и свободы чел-ка с этого момента перестали быть только внутренним делом гос-ва.
107. Понятие и сущность прав человека в современной теории. Классификация прав человека.
Права человека – это естественные, неотчуждаемые права, данные ему в силу рождения как личности. В наше время распространенным является следующее определение: "Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов". Имеет право на жизнь и такое определение: "Права человека – это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа"
Классификация прав человека — это деление прав человека по определенным признакам.
По сфере жизнедеятельности людей (это основной способ классификации) ученые выделяют пять видов прав человека:
· гражданские (личные);
· политические;
· экономические;
· социальные;
· культурные.
По субъектам пользования права и свободы бывают:
· универсальные (те, которыми обладают все люди);
· специальные (те, которые защищают права уязвимых слоев населения - женщин, детей, инвалидов, беженцев и др.).
По характеру субъектов, масштабам применения:
· индивидуальные (те, которые принадлежат каждому живому существу);
· коллективные (те, которые обеспечивают существование групп людей, наций, народностей, иных социальных сообществ), при этом коллективные права не должны противоречить индивидуальным и тем более подавлять их.
При классификации прав и свобод с позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:
• права и свободы человека. Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет, где бы он ни находился.
• права и свободы гражданина. Права гражданина - совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.
108. Источники прав человека: международные, региональные, межгосударственные, государственные.
Источниками права прав человека прежде всего следует назвать международные документы, поскольку именно в них сформулированы общепризнанные стандарты в области защиты свобод и интересов Международно-правовое регул вание прав человека осуществляется на основе следующих документов:
- Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 p;
- Европейской конвенции о правах человека (1950 p);
- Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (принятые в 1966 p, вступили в силу после ратификации в 1976 p);
- Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (от 1 августа 1975 p)
Действие международных правовых норм проявляется в том, что они должны использоваться, когда возникают трудности в толковании норм национального законодательства, т.е. для выяснения значения и смысла законодательством для того, чтобы применение законодательных актов влекло нарушение общепризнанных принципов и норм международного права и, как следствие, к нарушению прав человек.
В РБ: Конституция, ГК, ТК, законодат документы,
109. Универсальный и региональные международные механизмы защиты прав человека.
Механизм международной защиты прав человека – система международных (межгос-х) органов и организаций, которые действуют с целью осуществления международных стандартов прав и свобод человека или их восстановления в случае нарушения.
Универсальные правозащитные механизмы – это органы и организации, распространяющие свою деятельность на весь мир, независимо от государственных и региональных границ. Эти механизмы в той или иной мере связаны с основной международной организацией – ООН. При это все универсальные правозащитные органы делятся на 3 вида: Постоянные органы, являющиеся частью аппарата ООН; Органы, созданные по международным соглашениям, заключенным под эгидой ООН; Специализированные учреждения ООН.
Региональной международную организацию называют, если ее участниками являются государства, расположенные в пределах определенного региона земного шара, например, Европы, Африки, Южной Америки. На сегодняшний день существует 3 дееспособные региональные системы защиты прав человека: Межамериканская, Африканская и европейская.
Международный механизм защиты прав человека содержит следующие структурные элементы: Генеральная Ассамблея ООН; Комиссия по правам человека и Комиссия по положению женщин Экономического и Социального Совета ООН; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет против пыток; Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО); Международная организация труда (МОТ); Венская Всемирная конференция по правам человека.
110. Внутригосударственный механизм защиты прав человека.
Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты прав человека, отражает современную действительность. Деятельность церквей, профсоюзных организаций, средств массовой информации, неправительственных организаций непосредственно связана с вопросами защиты прав человека, так же как и деятельность органов государственного управления, судов и других государственных структур.
Большинство существующих национальных уч-ний в сфере защиты прав человека можно разбить на 2 категории: комиссии по правам человека и омбудсмены (уполномоченные по правам человека).
Верховным Советом РБ 12 созыва была создана Комиссия по вопросам гласности СМИ и правам человека, которая в дальнейшем была переименована в Комиссию по правам человека, СМИ, отношениям с общественными объединениями и религиозными организациями Палаты представителей Нац. Собр. РБ. Сейчас Комиссия уже не имеет права законодательной инициативы.
Комиссия отслеживает соблюдение прав человека во всех принимаемых законах. Она работает со всеми законопроектами, которые представлены ко второму чтению. При ее содействии были приняты законы РБ: "О народном голосовании (референдуме)", "О политических партиях", "Об общественных объединениях", "О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании" и др. Комиссией разрабатывались законопроект "О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданина при ее оказании" (принят в первом чтении), законопроект "Об уполномоченном по правам человека в РБ" и др.
Важную роль среди правовых механизмов и институтов, гарантирующих эффективную реализацию и защиту прав человека, играет уполномоченный по правам человека (омбудсмен). В классическом виде омбудсмен — это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона. В нашей стране никогда не существовало подобного института. Хотя он может стать мощным импульсом для активного поиска различных правовых инструментов методов и способов обеспечения и защиты прав, свобод, чести и достоинства личности.