Понятие и принципы правового государства.
Правовое государств – это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев населения, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII — началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции правового государства, разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля.
Принципами правового государства являются:
1)Господства закона над всеми. Верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни, господство закона во всех сферах обществе жизни, отказ от примата государства над правом;
2)Свобода личности, уважение государством человеческого достоинства, примат прав граждан над правами государства. ограничение государственной власти правами и свобода ми человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);
3)Принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках;
4)Правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина, установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное деяние);
5)Источником политической власти является народ, т.е. народовластие;
6)Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.
Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.
Первоначально гражданское общество трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. Главным элементом гражданского общества Гегель считалчеловека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия (акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации) и др. добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Экономическую основу гражданского общества составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации.
Духовная сфера гражданского общества предполагала свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных объединений от государственных структур.