Особенности догматичного и нормативного способов изучения права
Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.
Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Ганс Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле».
Формально-юридический метод среди других специальных методов можно с наибольшим основанием назвать частным, поскольку он применяется только при изучении права. Пользуясь этим инструментом, можно проникнуть в глубины правовой материи, детально разобраться в анатомии права. Только «препарируя» право и его элементы, законодательство, отдельные правовые предписания, применяя данный метод как скальпель, можно выяснить, из каких элементов состоит юридическая норма, как должна строиться ее санкция, какие составные части обязательны для каждого нормативно-правового акта и т.д.
Помня об узко-целевом назначении этого метода, нельзя придавать ему преимущественное значение и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования права.
Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении направления, которое называется догмой права. Догма права — составная часть теории права.
15.
Важнейшее значение из числа всех диалектико-материалистических законов, формирующих подход к исследованию гражданско-правовых явлений, имеют закон материального единства мира, закон универсальной взаимосвязи и зависимости предметов и явлений. Опираясь на них гражданско-правовая наука прежде всего должна исходить из основных методологических принципов научного познания - объективности и всестороннего анализа исследуемых явлений. Эти принципы требуют'также конкретно-исторического подхода к исследуемым явлениям. Такой подход особенно важен, например, для изучения имущественных и личных неимущественных отношений - предмета гражданского права и самих норм, в совокупности своей образующих данную отрасль права. Из закона универсальной взаимосвязи явлений вытекает также принцип познания, предполагающий наиболее полное отражение процесса становления и развития исследуемого объекта с учетом всей его противоречивости. Наряду с этим он обуславливает творческий подход к развитию научных знаний, исключая догматизм, игнорирование приобретенных в процессе развития общества знаний. Понятно, что и этот принцип познания должен находиться на вооружении науки гражданского права. Именно на его основе разработано учение о правах юридических лиц на закрепленное за ними имущество, о договоре как основании возникновения обязательств и т.д. Гражданско-правовая наука не ограничивается анализом нормативного материала. Глубокому и всестороннему изучению подвергаются многообразные связи гражданского права в целом с жизнью общества и государства, взаимные связи, оказывающие обратное влияние на гражданское право. Эти задачи решаются с использованием различных частных методов исследования, к которым в первую очередь относятся социологические методы. Резкое возрастание роли социального управления в экономической жизни общества требует использования в правовом регулировании системного анализа. Например, широкое использование в хозяйственной жизни государства экономико-математических методов требует системного подхода к решению и соответствующих гражданско-правовых проблем. Особое значение приобретает и логико-догматический метод изучения права. Без его использования невозможны создание и применение автоматизированных систем в сфере юридической службы, разработка алгоритмов правоприменительной деятельности. Применение логико-догматического метода в исследовании гражданско-правовых явлений позволяет также достичь внутренней согласованности текстов законов и подзаконных актов, четкости и однозначности языка гражданско-правовых норм. Наука гражданского права, как было сказано, развивается в тесной взаимосвязи с юридической практикой. В этом находит свое отражение важнейший принцип диалектического материализма - принцип единства познания и практики.
16.
В науке и в законодательстве часто применяется системный анализ. Данный метод связан с понятием "системы" как определенной формы организации. Так, говорят о политической и экономической системе государства, о "системе права", "системе законодательства", "системе гражданского права" (той или иной отрасли) и т.п. В качестве системы могут рассматриваться социальные образования
различного уровня: например, местные органы власти, министерства и ведомства, различные хозяйственные ассоциации, организация договорных отношений и даже отдельный договор между предприятиями (объединениями) и т.п.
В общественных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (частей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действия и т.д. Выявление всего многообразия внутренних и внешних связей исследуемой системы позволяет выявить недочеты в ее функционировнии и найти пути их устранения.
17.
Важнейшим направлением социологических исследований в области гражданского права является изучение эффективности применения норм гражданского законодательства и его институтов. При этом используется положение о роли сознательности масс в реализации закрепленных в нормах права предписаний, учитывается социальная структура общества, существующие формы и методы работы по предупреждению правонарушений, другие способы выявления эффективности гражданско-правовых норм.
19.
В основе социального регулирования лежат классовые интересы, главенствующей является воля господствующего, эксплуататорского
К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях – например каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение. Нормативная система хотя и важнейшая, однако не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики можно видеть как при обособленном анализе, так, главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную. К этой ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.
Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, т.е. с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение. нормативно-технический регулятор устанавливает различные технические и технологические нормы, определяет непосредственное отношение работников к технике, предмету труда, его параметрам и т.д. Иными словами, по своему содержанию, в отличие от других регуляторов, характеризуемых тношениями типа «субъект-субъект», нормативно-технический регулятор можно охарактеризовать отношениями типа «субъект-объект».В литературе отмечается, что усиление роли юридико-технического регулятора на современном этапе связано с проблемами научно-технической революции, когда часто возникает необходимость решать одновременно социальные и технические вопросы в комплексе, что лучше всего и делать в одном нормативном акте (решении). По-видимому, роль юридико-технического регулятора будет возрастать еще и в связи с тем, что на современном этапе общество нуждается в тесной связи между экономическими, техническими и социальными решениями.
20.
Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Общее же между социальными и техническими нормами состоит в том, что они имеют дело с человеческой деятельностью, различия же состоят в объектах и методах регулирования.
Следует отметить, что в эпоху научно-технической революции роль и значение технических норм многократно возрастает, что приводит к возведению их в ранг норм, официально закрепленных государством. Таким образом, среди технических норм есть такие нормы, которые получают закрепление в правовых актах и снабжаются юридическими санкциями. Данные нормы носят название «технико-правовые», они не теряют своего организационно-технического характера и при этом приобретают качественные признаки правовой нормы.
Остальные технические нормы не поддерживаются правом, и следовательно, их нарушение не влечет наступления какой-либо юридической ответственности, но ведет к привлечению иного рода ответственности — экологической и др.
21.
А.И. Кравченко выделяет следующие функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:
· охранительную функцию;
· стабилизирующую функцию. [4]
По мнению Т. Парсонса, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:
· регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;
· охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким, безусловно, значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению.
· стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка. [8]
По мнению большинства, ученых важнейшими функциями социального контроля являются:
· стабилизирующая, заключающаяся в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур;
· целевая, направленность и содержание которой зависят от исторически обусловленных социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе развития сменяющих друг друга типов общества;
· охранительная. Целью социального контроля является конформизм, т.е. внешнее согласие индивида с общепринятыми социальными нормами. Внутренне индивид может сохранять свое несогласие с ними, но никому не говорить об этом. Для поддержания существующих социальных норм существуют социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение социальных норм и наказаний - за отклонение от них. Они выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Специфическую роль в системе социального контроля играют специально созданные для осуществления санкций к нарушителям социальные институты, призванные осуществлять правосудие - уголовное право, милиция (полиция), суды, прокуратура, тюрьмы. Важнейшими методами социального контроля являются предотвращение, удержание, изоляция, обособление, реабилитация.
22.
Единство права и морали состоит в том, что: Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают общими чертами; Вo-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; В-третьих, у права и морали один и тот же предмет регулирования - общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; В-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или данной формации; В - шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем: 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования 2.Право и мораль различаются по методам их обеспечения. 3.Право и мораль отличаются по форме их выражения, фиксации 4.Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействие на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки. 5.Право и мораль различаются по характеру и порядку ответствен-ности за их нарушение 6.Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека 7.Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной 8. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы, Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
23.
Назначение религии является выработка "смыслов", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом "хорошего" поведения. Религиозные нормы являются разновидностью социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна. В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней а седьмой день дается для того, чтобы, отрешась от мирских забот, человек мог подумать о Душе, о Боге, ощутить свое единение с миром; требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права . В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания" Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны и механизмы действия религии и права.
24.
Древнеисторический анализ права позволяет сделать вывод о бесспорном влиянии христианства на Европейское право. По свидетельству представителей исторической школы права, развитие которой началось в XIX в., с появлением работ Берка и Савиньи, светское право Европы создавалось на основе освященных христианской религией обычаев и традиций.
Дж. Берман – автор недавно вышедшей в Москве книги «Вера и закон: примирение права и религии» считает, что христианская религия в Европе в течение V-X в.в. была «единым целым с политикой, экономикой и правом, которые и сами были едины»,3а до XI-XII веков «право не было независимым сводом правил и концепций, закрепленных в письменных текстах … оно, скорее, входило составной частью в общее сознание и совесть различных народов Европы».4
Первой правовой системой было каноническое право (первый свод канонов вышел в 1234 г.), которое, как известно, является прародителем современных европейских юридических школ, в семье которых формировалось и Российское право.
Христианский доминант прослеживается и в научном плане. Первоосновой юридической науки было богословие. Только в XVII в. от богословия отделились философия, юриспруденция и политические науки, которые, в свою очередь, размежевались между собой лишь в XIX-XX в.в.
История утверждает о существовании и прямой связи христианства с правом. Его предтеча и составная часть – Ветхий Завет это закон, причем не только нравственный, но и правовой в силу обязательности его для исполнения всем еврейским народом, которому он первоначально был дан. Основные положения этого закона вошли в большинство правовых систем мира.
Общим для права и религии является свойство регулятивности: право – регулятор общественных отношений по своему основному назначению, христианство также осуществляет регулирование отношений, хотя это не основное его предназначение, а лишь одна из функций. Общность регулятивного свойства обуславливает некоторые совпадающие атрибуты христианства и права.
Сходной является и процедура искупления вины. И там и здесь действует суд: суд Божий – в христианстве и суд светский – в праве. Судебный порядок идентичный: происходит «взвешивание» на весах правосудия всех обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание.
Таким образом, основными направлениями корректировки права в соответствии с христианским постулатами следует признать:
- гуманизацию правовых отношений, повышение уровня правовой защиты человека как главной социальной ценности;
- совершенствование судебной системы с целью повышения объективности и точности оценок общественной опасности преступлений и иных правонарушений.
25.
Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе. Первоначальные источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной греческой. Они были едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием. Следующим по времени источником были произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина. Их трудам было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил - от малых до вероотступничества и впадения в ересь. Сходное значение имели постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.
В XII-XIII вв. папское творчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. В 1234 г. по такой же схеме были систематизированы декреталии папы Григория IX, с именем и деятельностью которого была связана “папская революция” в отношениях церкви и государств в западной Европе.
Свод канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с открытым протестом против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII-XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия
Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права к процессуальным доказательствам стало причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.
26.
Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым относят такие принципы, как: 1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов. 3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. 4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы; 5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность; 6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная; 7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. 8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.
29.
Це́нность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ.
Интерес — первоначально средневековый коммерческий и правовой термин (лат. interesse), обозначавший «возмещение ущерба». Отсюда развились, во-первых, чисто юридическое понятие интереса (уже в XIV веке — то, что затрагивает правовые интересы лица), и, во-вторых, финансовое понятие интереса (в XVI веке, сначала в значении «проценты за ссуду», т.е. страховка за риск невозврата).
Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность
31.
Право и экономика
Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.
Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.
32.
С образованием государства и возникновением права сложились новые виды отношений между людьми, неизвестные ранее,- отношения политические и правовые.
Политические отношения в основе своей - отношения между классами. Однако не всякие отношения между классами можно считать политическими.
Политические отношения между классами выражают в концентрированном виде их коренные экономические интересы. Эти отношения, складываясь, проходят через сознание людей. Они строятся в соответствии с политическими идеалами и целями, представлениями и взглядами политических партий и политических деятелей. Политика класса есть более или менее сознательная линия поведения этого класса по отношению к другим классам, социальным группам, государству.
Эта линия поведения проводится в экономической, социальной и культурной областях, хотя эти области могут лежать и за границами политики.
Вся система политических отношений выражает экономические отношения классового общества и представляет собой форму, в которой только и могут функционировать эти отношения. Экономика, по мнению ученых, на определенной ступени потому и порождает политику, что вне этой формы она не может функционировать и развиваться. «Экономическое движение в общем и целом проложит себе путь,- писал Ф. Энгельс,- но оно будет испытывать на себе также и обратное действие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью» 1.
В наше время, роль политики, особенно политической организации, в жизни общества и в его экономическом развитии, возрастает. Это обусловеленно многими причинами: развитием общественного производства и возрастанием масштабов управления хозяйством и обществом; стихийным развитием экономики; возрастанием значения политической борьбы; повышением экономической роли государства в жизни общества.
33.
Функции права — обусловленные социальным назначением пра́ва направления правового воздействия на общественные отношения. В науке понятие «функция» употребляется в самых разных значениях. Выделяют две группы функции права.
1. К общесоциальным относят, в частности:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
г) коммутативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
д) экологическую функцию.
2. Специально-юридические функции:
а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:
общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);
функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.
Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.
34.
В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.
Строго говоря, специально-юридические принципы права - это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.
К специально-юридическим принципам права обычно относят:
1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;
2) принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;
3) принцип подразделения права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и институты;
4) принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
5) принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;
6) принцип законности и юридической гарантии прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
7) принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
8) принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; принцип презумпции невиновности;
9) принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного
36.
Определить право по содержанию можно было бы лишь при условии одинаковости и общности содержания всех юридических норм, т. е. если бы все они содержали в себе лишь частные выводы из одного и того же общого начала. Между тем в действительности не только право различных народов и различных исторических эпох, но даже право каждого отдельного народа, взятое в дайный историческій момент, не представляет никогда единой целостной системы последовательных выводов из одного общого начала. Право каждого народа есть плод постепенного развития в последовательной смене различных исторических эпох, А каждая историческая эпоха приносит свои нравственные воззрения, свои бытовые условия, определяющие и содержание права. Поэтому и право каждого отдельного народа состоит из целого ряда исторических наслоений. К этому присоединяются обыкновенно еще и заимствования из чужого права, и таким путем к противоположению старых и новых юридических принципов присоединяется еще противоположение самобытных и заимствованных. Все это делает содержание каждого права крайне пестрым. При таких условиях попытка определить право по его содержанию неизбежно приводит к установлению определений, указывающих не то, каково в действительности всякое существующее право, а каким оно должно быть по чьему-либо субъективному мнению. Вместо объективного научного определения права мы получаем тогда субьективное суждение о нем. Свести к одной общей формуле разнородное содержание всех существующих и существовавших юридических, норм невозможно и потому для опреиделения права по содержанию выбирают один из разнообразных юридических принципов. Выбор этот не может быт