Понятие, признаки, социал. назнач. госуд. Типология государств.
Государство- политеко-территориальная суверенная организация осуществляющая на правовой основе управление обществом с позиции властвующих лиц.
Тремя главными признаками любого госуд. называют публичн. власть, территориальную организацию, суверинитет.
Госуд. власть – целенаправленная легализованная деятельность механизма госуд. по управлению обществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса.
Любое госуд., осуществляющее власть на протяжении длительного периода времени, обладает легитимностью –оно отвечает интересам общества, основывается на общественном согласии..Таким образом, источником легитимности является народ.
Социальное назначение госуд. вытекает из его сущности. В зависимости от того, каким образом понимается сущность госуд., будет и различаться и понимание его предназначения.
Сущность госуд – совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, глубинных процессов выражающихся в его самых значимых признаках
Тип госуд. – совокупность общих признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств.
Сущ. 2 подхода к определению типа госуд.:
Формационный – в соответствии с этим подходом выделяли: рабовладельческие госуд., феодал. госуд., буржуазн. госуд., социалистическое.
Общественно экономическая формация – исторический тип общества, основанный на определенно способе производства.
Цивилизационный – выделяли :древние госуд., средневековое, современное.
Цивилизация– исторически определенный уровень развития общества, способностей чела, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
В любом госуд. сущ. 2 стороны :
Сущностатическая(структурная) (выражается в наличие государственного аппарата, а так же определенной структуре его органов)
Сущноденамическая(функциональная)(деятельность гос. орагнов)
Форма государства(понятие,основн.элементы)
Форма госуд. – совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализация политической и госуд. власти.
Элементы:
Форма правления – структура высших органов госуд. власти, порядок их формирования, взаимоотношения между собой и населением.(монархия(абсолютная, ограничена) ,республика(парламентская, президентская))
Государственное устройство – территориальная организация госуд. власти, соотношение государства как целого с его составными частями(унитарное, федерация, конфедерация)
Политический режим – совокупность методов, принципов и способов осуществления госуд. власти (демакратич., недемакратич: тоталитарный, авторитарный, либеральный, фашистский
На форму госуд. влияют: национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны, природно-климатические условия.
Форма правления госуд.
Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют и на каких началах взаимодействуют.
Форма правления определяет:
1.способ организации верховной госуд. власти
2.порядок образования её органов
3.взаимодействие гос органов между собой и населением
4.степень участия населения в формировании гос органов
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается по наследству.
Абсолютная(Саудовская Аравия, Оман) - монарх является единственным высшим органом госуд. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
Ограниченная (дуалистическая, парламентарная) – власть монарха ограничена Конституцией, парламентом и независимыми судами (Англия, Дания, Марокко)
Большинство современных монархий являются парламентарными.
Республика – форма правления, где власть осуществляется представительными органами, избранными народом на определенный срок и несущие ответственность перед избирателями.
Парламентская – правительство не является самостоятельной исполнительной ветвью власти оно формируется парламентом. Роль президента ограничена, он избирается парламентом, лишен права вето, не может отправлять правительство в отставку, обязан согласовывать свои действия с правительством.(Германия, Польша, Болгария)
Президентская – глава госуд. избирается народом, правительство формируется президентом (иногда с согласия парламента),действует принцип разделения властей: законодат, исполнит, судебн. Президент обладает отлагательным вето, которое может быть наложено на закон принятый парламентом.
Смешанная – президент избирается народом, имеет право вето, но не использует все свои полномочии, предусмотренный конституцией («спящие полномочия»), правительство играет самостоятельную от президента роль.
Формы госуд. устройства
Форма госуд. устройства – политико-территориальное устройство госуд.,характер и принципы его взаимоотношений между государством в целом и его отдельными частям, центральными и местным органами власти.
Унитарное госуд. – целостное централизованное госуд., административно территориальные единицы которого, не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.(единый высший орган госуд, единое гражданство, единая конституция).Унитарные госуд., которые состоят из админ. террит. единиц, имеющих одинаковый юридич статус называются симметричными.а имеющие в своем составе автономные образования- сложными
Федерация – сложн. форма госуд устройства, при которой части госуд. (субъекты федерации) обладают признаками государственности. Субъекты федер. имеют определен. политич. самостоятельность, принимают законы, которые не противоречат федеральным законам, лишены права выхода из состава федерации, не обладают суверенитетом, не являются субъектами международ. отнош.
Конфедерация– союз суверенных госуд.(отсутствует единый орган госуд. власти, каждое госуд. сохраняет свой суверенитет, явл. субъектом международ. отнош.)Примерами конфедерации являются Союзное государство России и Беларуси, Содружество Независимых Государств.
Конфедерации создаются для выполнения определенных политических, военных, экономических задач. Они носят временный характер.
Политико-правовой режим
Политико-правовой режим – совокупность методов и средств осуществления гос. власти.
Демократич. режим – такой способ осуществления госуд. власти, который предполагает официальное признание и реализацию прав и свобод человека.
Признаки: выборность и сменяемость органов гос. власти, господство законов, разделение властей, утверждение конституционализма, многопартийность, существование аппозиции, политическая активность населения.
Недемократический :
Деспотический – представляет собой систему госуд. устройства при которой выделяются следующ. характер. черты :не ограниченная власть правителя(его обожествление), полный произвол власти, бесправие подданных, жесткое подавление свободной воли.
Тоталитарный - основан на методах физического, психологического, идеологического принуждения. Черты : нарушаются конституционные права граждан, отсутствует политическая активность граждан, насаждается культ личности, господствует одна идеологическая партия.
Авторитарный – черты:преобладают методы принуждения, представительные органы сохраняются, выборы являются формальными, так как деятельность аппозиции подавляется президент выбирается не однократно, политическая активность граждан ограничена рамками законодательства. Нарушаются конституционные права гражд.
Либеральный – характеризуется соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма. Черты:принуждение ограничено, на первый план выдвигается исполнительная власть, существует коррупция, деятельность аппозиции не подовляется, но оценивается как негативная, активность граждан не развита.