Место и роль ОТП в системе наук
Предмет и методология ОТП
К объекту общ. теор.госуд. и пр.относятся 2 феномена социальной жизни -госуд. и пр.Предметом общ.теор.госу.и пр.являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования госуд и пр.
Предметом ОТП явл.:сущность,содержание и формы(источники)пр., закономерности его развития и функционирования.
Сущность – единство внутренних, устойчивых, необходимых, существенных сторон в познаваемом объекте.
Содержание – конкретизация сущности.
Содержание права –выражается в его нормах, тоесть конкретных предписаниях стоящих перед обществом.
Форма - способ существования, вторжения и функционирования чего-либо.
Закономерность – необходимое соотношение, паражденное устойчиво повторяющимися связями между сущностями.
Закономерность права - относительно устойчивые тенденции, которые являются результатом проявления повторяющихся связей.
Исходя из специфики объекта общ.теор.госуд.и пр. в ней в ней выделяются 2 основных раздела: теория госуд.(изуч.понятие госуд.,общ.закономерности его развития, функции, механизм и место госуд. в политич.системе общества) и теор.пр.(изуч.понятие пр.,общ.закономерности с ним связанные, нормы пр.,правосознание,правоотнош.,и т.д.).У истоков общ.теор.госуд.и пр. находилась дисциплина «Энциклопедия права»,которая освещала все юридич.науки. Как учеб.дисциплина теор.госуд.и пр. сформировалась в дореволюционной России в начале XX в. Право и госуд. это два явления общественной жизни тесно связанных между собой, они возникают одновременно и под влиянием одних и тех же причин,выполняют единые экономич.,политич., социал. Функции и не могут существовать друг без друга.
Методология ОТП – принципы, основные подходы, способы либо средства познания права,с помощью которых познается истина о праве.
В методологии различают общие и частные методы познания.
Общие:диалектический,метофизический,формационный,цивилизационный,метод дедукции, индукции, анализа, синтеза, нормативные методы.
Дедукция – вывод из одного или нескольких утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер. Вывод от общего к частному.
Индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного к общему.
Частные:исторический,историкополитический,сравнительный,прогнозтический,структурнй,функциональный
Теории происхождения госуд.
Относительно причин и хода возникновения государственности существует множество теорий.
Теологическая(представит.:Аквинский,Комфуций,Маритен)(XIII в.)обосновывают идею о божественном происхожд. госуд. Эта теория подразделяет все сущное на чувственный (материальный мир) и сверхчувственный (потусторонний мир). Чел. является высшим существом(подобен Богу и зависит только от Бога).Представители данной теории считают что что Бог создал госуд. в виде монархии.
Договорная(Гроций,Гоббс,Руссо,Джон Локк)(XVII)считали что госуд. творение чела. И появилось в результате договоренности между людьми.В силу этого договора они отказываются от чаксти своих естественных прав в пользу суверена - госуд.Госуд. имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора.
Органическая(Спенсер XIX)общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое – организм. Правительство – голова, армия – руки.
Патриархальная (родоначал.Аристотель,представит. Фильмер XVII)процесс создания госуд. шел по патриархальному типу, т.е. по пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Обосновывался неорганический характер власти правителя.
Насилия(Гумплович XIX)считалось что главной движкщей силой истории является борьба расс за существование,в результате которой побеждают сильнейшие рассы.
Психологическая(Петражицкий,Коркунов XIX – XX)обосновывали происхожден. госуд. особыми свойствами человеч. психики. Непосредственная связь права и госуд. отрицается.
Историко – материалестическая (Маркс,Энгельс) госуд. возникает как результат естественного развития первобытн. общества, прежде всего экономич. развития, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения госуд. и пр. ,но и определяет социальные изменения общества.
Спортивная теория,инцестная теория.
Форма правления госуд.
Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют и на каких началах взаимодействуют.
Форма правления определяет:
1.способ организации верховной госуд. власти
2.порядок образования её органов
3.взаимодействие гос органов между собой и населением
4.степень участия населения в формировании гос органов
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается по наследству.
Абсолютная(Саудовская Аравия, Оман) - монарх является единственным высшим органом госуд. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
Ограниченная (дуалистическая, парламентарная) – власть монарха ограничена Конституцией, парламентом и независимыми судами (Англия, Дания, Марокко)
Большинство современных монархий являются парламентарными.
Республика – форма правления, где власть осуществляется представительными органами, избранными народом на определенный срок и несущие ответственность перед избирателями.
Парламентская – правительство не является самостоятельной исполнительной ветвью власти оно формируется парламентом. Роль президента ограничена, он избирается парламентом, лишен права вето, не может отправлять правительство в отставку, обязан согласовывать свои действия с правительством.(Германия, Польша, Болгария)
Президентская – глава госуд. избирается народом, правительство формируется президентом (иногда с согласия парламента),действует принцип разделения властей: законодат, исполнит, судебн. Президент обладает отлагательным вето, которое может быть наложено на закон принятый парламентом.
Смешанная – президент избирается народом, имеет право вето, но не использует все свои полномочии, предусмотренный конституцией («спящие полномочия»), правительство играет самостоятельную от президента роль.
Формы госуд. устройства
Форма госуд. устройства – политико-территориальное устройство госуд.,характер и принципы его взаимоотношений между государством в целом и его отдельными частям, центральными и местным органами власти.
Унитарное госуд. – целостное централизованное госуд., административно территориальные единицы которого, не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.(единый высший орган госуд, единое гражданство, единая конституция).Унитарные госуд., которые состоят из админ. террит. единиц, имеющих одинаковый юридич статус называются симметричными.а имеющие в своем составе автономные образования- сложными
Федерация – сложн. форма госуд устройства, при которой части госуд. (субъекты федерации) обладают признаками государственности. Субъекты федер. имеют определен. политич. самостоятельность, принимают законы, которые не противоречат федеральным законам, лишены права выхода из состава федерации, не обладают суверенитетом, не являются субъектами международ. отнош.
Конфедерация– союз суверенных госуд.(отсутствует единый орган госуд. власти, каждое госуд. сохраняет свой суверенитет, явл. субъектом международ. отнош.)Примерами конфедерации являются Союзное государство России и Беларуси, Содружество Независимых Государств.
Конфедерации создаются для выполнения определенных политических, военных, экономических задач. Они носят временный характер.
Политико-правовой режим
Политико-правовой режим – совокупность методов и средств осуществления гос. власти.
Демократич. режим – такой способ осуществления госуд. власти, который предполагает официальное признание и реализацию прав и свобод человека.
Признаки: выборность и сменяемость органов гос. власти, господство законов, разделение властей, утверждение конституционализма, многопартийность, существование аппозиции, политическая активность населения.
Недемократический :
Деспотический – представляет собой систему госуд. устройства при которой выделяются следующ. характер. черты :не ограниченная власть правителя(его обожествление), полный произвол власти, бесправие подданных, жесткое подавление свободной воли.
Тоталитарный - основан на методах физического, психологического, идеологического принуждения. Черты : нарушаются конституционные права граждан, отсутствует политическая активность граждан, насаждается культ личности, господствует одна идеологическая партия.
Авторитарный – черты:преобладают методы принуждения, представительные органы сохраняются, выборы являются формальными, так как деятельность аппозиции подавляется президент выбирается не однократно, политическая активность граждан ограничена рамками законодательства. Нарушаются конституционные права гражд.
Либеральный – характеризуется соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма. Черты:принуждение ограничено, на первый план выдвигается исполнительная власть, существует коррупция, деятельность аппозиции не подовляется, но оценивается как негативная, активность граждан не развита.
Теория разделения властей
Разделение властей – распределение госуд. власти между различными ветвями власти, с целью не допущения опасной концентрации властных полномочий в руках одного гос. органа.
Классический вариант системы разделения властей предусматривает выделение 3 ветвей вл.:законод.судеб.испл.
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком.
Органы законодат. вл.занимают центральное место в структуре госуд. аппарата. Основным назначение этих органов является законодательная деятельность.
Органы исполнит. вл. – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества. Эти органы предназначены для исполнения законов, издаваемых законодательной властью.
Судеб. органы. Основная их функция осуществлять правосудии, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Основные положения теории разделения властей следующие:
1.разделение властей закрепляется конституцией;
2.согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
3.все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
4.никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
5.судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Функции и принципы права
Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.
Общесоциальные функции– основные направления правового воздействия на различ. сферы обществен. жизни – экономику, политику, духовные отношения и т.д.
Различают следующ. общесоциал. функции:
1)экономическая (правовое обеспечение производственных отношений, закрепление форм собственности)
2)политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы)
3)социальная (обеспечение социальной защиты населения, формирование правовой культуры)
Специально-юридическая функции:
Регулятивная (содействует развитию наиболее ценных для общества и госуд. социальных связей, регулирует общественные отношения)
Охранительная (предполагает такое вид правового воздействия, который направлен. на защиту общественных отношений, регулируемых правом.)
Принципы права –основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни.
Выделяют: общеправовые принципы (гуманизм –признание цнности чела.,как личности, его права на свободное развитие; демократизм – единственным источником госуд. власти явл. народ; социальная справедливость – госуд. должно обеспечивать интересы всех слоев населения; законность – верховенство закона,строгая иерархия нормативных актов; единство прав и обязанностей)
Отраслевые (действуют в рамках одной отрасли права)
Межотраслевые (в рамках нескольких отраслей)
Формы (источники) права
Форма права –способ выражения и закрепления правовых норм, придание им общеобязательного значения.
Основные формы права:
НПА – официальный письменный док., принятый в приделах компетенции гос. органа или путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитан на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.
Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку, вследствие длительного применения, правило поведения, одобренное и санкционированное госуд. в качестве нормы права. Напр, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды.
Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Юридический прецедент – такая форма права, при которой общим правилом поведения признается состоявшееся решение по конкретному делу. В последующем оно используется как обязательный образец для решения аналогичных случаев.
Религиозные догмы – своды правил поведения, содержащихся в религиозных текстах. Священные Писания тех или иных религий. Напр. Коран, законы Шариата
Юридические доктрины – научные знания, вырабатывающие способы установления и реализации права.
Нормы права и обычаи
Обычаи – социальные нормы, которые сложились в обществе в результате длительного их повторения и в силу этого стали привычными и обязательными в жизни людей. Если государство придает обычаю юридич. значение то он становится правовым. Обычаи регулируют лишь отдельные отношения между людьми.
Понятие и виды НПА.
НПА – официальный письменный док., принятый в приделах компетенции гос. органа или путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитан на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение
Нормативно правовые акты подразделяют по юридической силе на законы и подзаконные акты. По источнику формирования на акты референдума, акты издаваемые, или санкционируемые государством. По сфере действия – акты внешнего действия, акты внутреннего действия.
Виды НПА:
Конституция РБ – Основной Закон РБ, имеющий высш юридич силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественн отнош. Решение референдума –НПА, направленный на урегулирование важнейш вопросов госуд и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституц РБ порядке и по определенным ею вопросам. Кодекс РБ – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отнош. Закон РБ –НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных обществен отнош. Декрет ПрезидентаРБ –НПА Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституц РБ на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходим (временный декрет) для регулирования наибол важн общественн отнош. Указ ПрезидентаРБ–НПА Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Директива ПрезидентаРБ– указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономич значение. Постановления палат Парламента – Национального собранияРБ НПАкты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституц. РБ Постановление Совета Министров Республики Беларусь –НПА Правительства Республики Беларусь.Акты Конституц СудаРБ, Верховного Суда РБ(постановления Пленума Верховного СудаРБ), Высшего Хозяйственного Суда РБ(постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального РБ – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституц РБ и принятыми в соответствии с ней иными законодат актами. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка РБ(Правления Национального банкаРБ, Совета директоров Национального банкаРБ) –НПАкты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение НПАктов большей юридич силы в пределах компетенции соответствующего гос органа и регулирующие обществен отнош в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Регламент – НПА, принятый (изданный) Главой государства, органами законодат, исполнит, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов. Инструкция –НПА, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений. Правила – кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов обществен отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам. Устав (положение) –НПА, определяющий порядок деятельности гос органа (организации), а также порядок деятельности гос служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности. Приказ республиканского органа государственного управления –НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа госу управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. Решения органов местного управления и самоуправления –НПА, принимаемые местными Советами депутатов, исполнит и распорядит органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязат силу на соответствующей территории.
Систематизация НПА
Систематизация НПА– это целенаправленная деятельность гос органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно-правового материала, приведение его в определенную согласованную систему.
Виды систематизации:
Инкорпорация – это такое объединение действующих нормативно-правовых актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собраниях законодательства без изменения их нормативного содержания.
Обработанный материал классифицируется по определенным признакам :
-Хронологический – факты помещаются последовательно, в зависимости от даты их принятия.
-Отраслевой – акты группируются в зависимости от их содержания, то есть по предметному признаку.
В зависимости от того кто осуществляет работу по инкорпорации она подразделяется на:
-Официальную – осуществляется органами, издавшими акты.
-Неофициальная – осуществляется любыми организациями, специалистами по собственной инициативе.
Кодификация – это вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменения его содержания в процессе создания кодифицированных актов.
В зависимости от объема разделяют:
-Общая обработка всего законодательства
-Систематизация законодательства одной отрасли
-Упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающий ряд правовых институтов какой-либо отрасли права
Консолидация – объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Акт носит только официальный характер.
Виды
1) По предмету правового регулирования:а)Государственно-правовые.б)административно-правовые.в)гражданско-правовые и др.
2) По функциональному назначению:а) регулятивные;б) охранительные.
3) По отношению к материальным и процессуальным отраслям права:
а) материально-правовые..б) процессуально- правовые…
4) по методу правового регулирования:а) основанные на правовом равенстве (автономии) сторон.б) основанные на правовом подчинении (иерархии) сторон.
5) по количеству субъектов:а) простые (двусторонние)..б) сложные (три и более сторон).
6) по характеру субъективных обязанностей:а) активные;б) пассивные;
7) по продолжительности:а) длящиеся;б) одномоментные.по видам общественных отношений:а) экономические;б) политические;в) социально-культурные и др.
Структура правоотношений (состоит из элементов):
· субъекты правоотношений
· субъективные права и обязанности
· объекты правоотношений
· фактическое повидение субъектов правоотношений
Объекты правовых отношений.
Правовые отношения – юридическая форма общественных отношений, представляющая собой, возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связей конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Объекты правоотношений –разнообразные блага, на достижение, использование или охрану которых направлены действия сторон правоотношений.
Объекты правоотношений можно классифицировать следующим образом.
Материальные блага – конкретные предметы материального мира, представляющие собой ценность для участников правоотношений (вещи, деньги, недвижимость)
Личные неимущественные блага – жизнь, здоровье, честь и достоинство чела, тайна переписки, личн.неприкоснов., неприкосновенность жилища и т.д.
Духовные блага- удовлетворение эстетических потребностей (посещение музеев, театров, чтение литературыпрослушивание музыки)
Действия – определенные виды деятельности людей или конечный результат этих действий (охрана территории, медицинские и образовательные услуги, дача свидетельских показаний)
53.Субъективные права и юридич. обязанности: понятие, содержание
Субъективные права и обязанностиучастников правоотношений представляют собой конкретизацию статутных прав и обязанностей, т.е. превращение предусмотренных правом возможностей в конкретную реальность при наступлении определенных обстоятельств.
Субъективное право – мера возможного поведения субъекта, возникающая в пределах, предусмотренных правовой нормой и вследствие определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов).
Субъективная (юридическая) обязанность– точная мера должного поведения субъекта права, возникающая в пределах, предусмотренных правовой нормой и вследствие определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов).
Субъективное право подразумевает наличие соответствующих правомочий. Наиболее часто указываю три вида правомочий:
1. Правомочие на собственное действие.
56.
Виды юридических фактов
По характеру последствий.1.Правообразующие – влекут за собой возникновение правоотношений (гражданско-правовые сделки, трудовые соглашения, регистрация брака, причинение вреда и т.д.).2.Правоизменяющие – вызывают изменения в субъективных правах и обязанностях участников правоотношений (приказ о повышении работника в должности, об изменении его должностных обязанностях).3. Правопрекращающие – влекут за собой прекращение правоотношения (выполнение договорных обязательств, расторжение договора).
Виды юридических фактов по волевому признаку:1. Событие – это юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права (наводнение, естественная смерть человека).- Абсолютные – не зависят от воли людей, не связаны с их действиями (ураган).- Относительные – связанные с жизнедеятельностью человека (рождение ребенка).2. Деяния – акты волевого поведения людей. По форме выражения могут классифицироваться на действия и бездействия. Они могут быть правомерные и противоправные. Правомерные подразделяются: Юридические акты – деяния, направленные на достижение определенного правового результата (гражданско-правовые сделки). Юридические поступки – действия, которые прямо не направлены на достижение определенных правовых последствий.-
Неправомерные – поступки, противоречащие правовым предписаниям. Правовые проступки (административные, дисциплинарные). Преступления (уголовные).
Предмет и методология ОТП
К объекту общ. теор.госуд. и пр.относятся 2 феномена социальной жизни -госуд. и пр.Предметом общ.теор.госу.и пр.являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования госуд и пр.
Предметом ОТП явл.:сущность,содержание и формы(источники)пр., закономерности его развития и функционирования.
Сущность – единство внутренних, устойчивых, необходимых, существенных сторон в познаваемом объекте.
Содержание – конкретизация сущности.
Содержание права –выражается в его нормах, тоесть конкретных предписаниях стоящих перед обществом.
Форма - способ существования, вторжения и функционирования чего-либо.
Закономерность – необходимое соотношение, паражденное устойчиво повторяющимися связями между сущностями.
Закономерность права - относительно устойчивые тенденции, которые являются результатом проявления повторяющихся связей.
Исходя из специфики объекта общ.теор.госуд.и пр. в ней в ней выделяются 2 основных раздела: теория госуд.(изуч.понятие госуд.,общ.закономерности его развития, функции, механизм и место госуд. в политич.системе общества) и теор.пр.(изуч.понятие пр.,общ.закономерности с ним связанные, нормы пр.,правосознание,правоотнош.,и т.д.).У истоков общ.теор.госуд.и пр. находилась дисциплина «Энциклопедия права»,которая освещала все юридич.науки. Как учеб.дисциплина теор.госуд.и пр. сформировалась в дореволюционной России в начале XX в. Право и госуд. это два явления общественной жизни тесно связанных между собой, они возникают одновременно и под влиянием одних и тех же причин,выполняют единые экономич.,политич., социал. Функции и не могут существовать друг без друга.
Методология ОТП – принципы, основные подходы, способы либо средства познания права,с помощью которых познается истина о праве.
В методологии различают общие и частные методы познания.
Общие:диалектический,метофизический,формационный,цивилизационный,метод дедукции, индукции, анализа, синтеза, нормативные методы.
Дедукция – вывод из одного или нескольких утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер. Вывод от общего к частному.
Индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного к общему.
Частные:исторический,историкополитический,сравнительный,прогнозтический,структурнй,функциональный
Место и роль ОТП в системе наук
Наука – система достоверных, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и челе.
Наука – мировоззрение основанное на: доказательствах, религии(вере),идеологии(убеждение)
Правовая наука – система всеобъемлющих, непрерывно восполняющихся знаний о праве в целом, его сущности, закономерностях возникновения, о его признаках, функциях и значении в жизни людей.
Одна из классификаций подразделяет науки на естественные, которые изучают природные закономерности(физика, химия),и общественные, изучающие закономерности человеческого общества(история, социология)
Общ.теор.госуд.и пр.относится к общественным(социальным)наукам, поскольку изучает такие социальные феномены как госуд.и пр.Далее ОТП относится к юридическим наукам.
Юриспруденциякак наука возникла в Др.Риме на основе использования: достижений древнегреческой философии, богатой судебной практике Др. Рима, латинского языка.
Все юридич. наукиможно подразделить на:
1)Общетеоретические(ОТП, социология права,теор госуд.и пр.,философия)
2)Исторические (история политич. и правовых учений, история госуд. и пр.)
3)Отраслевые (конституцион.пр., финанс. пр.,гражданск.пр. и т.д.)
4)Прикладные юридич. науки(криминалистика,судеб.медицин.)
5)Международ.юридич.науки(междунар.публич.пр., междунар.частное пр.)
Юридич науки тестно связаны с философией,экономич. науками,хозяйств.пр.,психологией. Юридич. наука исследует право как феномен отражающий сущность и закономерность регулируемых ими явлений.
Можно выделить следующ. Функции общ.теор.гус.и пр. как науки :
аналитическая – анализ действующих госуд и правовых институтов,
конструктивная – выработка предлож. по совершенствованию госуд. механизма и законодат.,
приклодная –использование теоретич знаний в юр.практике,
воспитательная –воспитание граждан,развитие правовой культуры,формирование гражданск. общества,правового и социального госуд.