Действие НПА в пространстве.
Действие нормативного акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В государственную территорию входят: - Суша, включая недра, в пределах границ государства; Внутренние воды; Территориальные воды; Воздушное пространство в пределах границ государства; Военные суда под флагом государства, Невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве; Космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект; Территории посольств, миссий, консульств и др. Действие нормативно-правовых актов в пространстве распределяются на: 1Акты, действие которых распространяются на всю территорию государства; 2.Акты, действие которых распространяются на определенную часть территории государства. 4.Действие по кругу лиц. С действием нормативных актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов права. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории, а именно: -l.Ha граждан данного государства;2.Лиц с двойным гражданством,3. Граждан иностранного государства;4.Лиц без гражданства^. Всех организаций, функционирующих на территории государства. Однако существуют вместе с тем и некоторые особенности действия нормативно-правовых актов по лицам: -1.К иностранным гражданам, наделенным дипломатическим статусом, не применяются меры юридической ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения. 2,Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (Пример:Не могут состоять на службе в ОВД, занимать государственные должности и т.д.). 3.Некоторые нормативные акты распространяются на граждан государства независимо от их местонахождения.
Действие НПА по кругу лиц.
С действием нормативных актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов права. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории, а именно: -l.Ha граждан данного государства^.Лиц с двойным гражданством;3 .Граждан иностранного государства^. Лиц без гражданства^.Всех организаций, функционирующих на территории государства. Однако существуют вместе с тем и некоторые особенности действия нормативно-правовых актов по лицам: -1.К иностранным гражданам, наделенным дипломатическим статусом, не применяются меры юридической ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения. 2.Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений. З.Некоторые нормативные акты распространяются на граждан государства независимо от их местонахождения.
Действие НПА во времени:
Обратная сила закона.
Установить пределы действия нормативного акта - значит определить 1 На какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);
2.С какого времени акт вступает в юридическую силу и на какое время она сохраняется (действие по времени);
З.На какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
4. Каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).
Действие по предмету. Правовому регулированию могут быть подвергнуты только волевые, осознанные деяния людей, их отношения между собой. Право не может регулировать события, ибо они не зависят от воли людей. События могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление определенных юридических последствий, т.е. в качестве юридических фактов. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их действиях. Т.О. предметом правового регулирования - могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования.
Действие по времени. Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
Нормативный акт вступает в силу:
1. Через 10 дней после официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок;
2 Со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок;
3. С момента его принятия, если иное не предусмотрено в самих актах;
4. НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, НПА публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
46.Коллизии в праве: понятие, типология, история вопроса.
Коллизии(лат.) – столкновение, несоответствие, противоречие.
В праве коллизия- конкуренция норм.
Коллизия НПА – противоречие(несоответствие)норм действующего НПА, регулирующих одни и те же обществ.отношения.
Виды: - коллизии в системе права и законодательстве; - коллизии в правоприменении; - коллизии на теоретическом уровне(позитивизм и школа естественного права); - коллизии целей; - коллизии правопорядка(нац.междунар.право).
Дегесты Юстиниана→многое посвящается коллизионным проблемам.
Рим(предел отмены, последовательности)
Платон – «ЗАКОНЫ» Аристотель – «Политика»
Плутарх – «Жизнеописание»
Гегель – «Философия права»
Иеринг – «Борьба за право»
Современники- Каркунов,Шершеневич,Трубецкой.
47. Сущность и причины юрид.кооллизий.
Имеют место: - не менее двух НПА; - регулируют однородные общественные отношения; - противоречния.
Неудачный подход: - коллизия в одном НПА; - коллизия между нормами разных источников; - закрепление всех отраслей(право на жизнь и смертная казнь).
Преодоление конфликтов конституции: - четкая иерархия законодателем; - верховенстов закона; - иерархия и противоречие→судебное толкование норм конституц.судом.
В РБ: с 96 года нет верховентсва закона;конституционный суд не толкует конституцию(в РФ 1/3 основного закона истолковано конституц.судом).
Причины: - законодательство не успевает за жизнью; - границы между правовыми и неправовыми сферами;-многопрофильность права; - человеческий фактов; - полит.причины.
48.Способы преодоления и устранения коллизий в праве.
Преодоление(была и осталась):-конституция против закона(конституция победила); - между законод.актами(преоритет актов главы государства); - закон и инные акты(закон); - кодекс и др.законы(кодекс); - совмин и акты республ.органов(правительство); - высший и нижестояший орган(высший); - общий и спец. Нормы(горизонтальные – спец. Вертикальные - общие); - одни виды и органы(что позже); - разные органы,одинаковые виды(специальные уполномоченные); - нац.право и междун.право(от страны).
Устранение(несуществование): - систематизация законодательства; - изменение действующего НПА; - отмена НПА; - принятие нового акта; - толкование; - обращение в конст.суд.
49.Понятие и формы реализации права.
Место и роль права в обществе зависит от его реализации. Реализация права - это вопл-ие его предп-ий в реальнойдеят-сти субъектов права через их правом-ое поведение. Существует две точки зрения на реализацию:
- 1 - только посредством правомерного поведения;
- 2 - реализация диспозиции через правомерное поведение, реализация санкции - через принудительное поведение. Сущ-вуют 2 стороны реализпр: 1. Деят-ть гос-ва, его органов через принятие законов и конкретизацию права в судах и гос органах. 2.Осущ-е права в поступках и деят-ти граждан, их организациях и объединения\ях.
Субъективная сторона- отношение субъекта к реализации пр требований (заинтерес-ть, незаинт-ть, привычка,страх и т д ). Основными формами реал-ииявл-ся: собл-ние, исп-ние, использование и применение.Соблюдение - когда участники следуют закону, не нарушают его, через запрещ-ие нормы, не допуская их нарушений. Если эти нормы не сработали ,то в действие вступает санкция. Иногда эту форму называют пассивной, т.к она направлена на воздерж от совершпротивопр действий. Исполнение - через выполнение обяз-их норм, в силу компетенции, служебного или гр-го долга уч-ки обязаны выполнить предписание з-на. Форма явл-сяактивной. В этой форме реализация юр. обяз-ти гр-н, должн л, гос-ва и обществ орг-ий. Использование - реал-я по своему усм-ию своих субъ-х прав и обяз-тей. Реализуются через действие диспозитивных управомачивающих норм. Особая форма - применение, как властная деятельность специальных субъектов по реализации правовых норм Это деят-ть в отнош-и конкретных жизненных случаев по разр-ию конкретных юр-их дел, основаная на норме права путем принятия инд-о-правовых актов. Ею имеют право пользоваться только гос-ые органы, уполн-ые, негос-ые организации, долж-ые лица Основ-ми стадиями процесса применения норм права являются: - установление фактических обст-в юридического дела; - выбор правовой нормы; - ее толкование; - издание акта применения права; - контроль, за реализацией принятого р-ии. Применение права основывается на законности, обоснованности, справедливости и целесообразности. Акт применения права - это властное предписание органов гос-ва, индивидуал-щее нормы права к конкретным случаям жизни. Свойствами акта применения права выступают: - властное веление; - индивидуально-конкретное веление; - компетентное веление; - определяет суб-ые права и суб-ые юр. обязанности; - устан-ет меры юр. отв-ти за правонарушение. Отриц-ым явлением в праве выступают пробелы. Пробелы в праве - это отсутствие нормы, либо неполнота имеющейся нормы Устран-ся они с помощью правотворчества, преодолеваются с помощью аналогии закона и аналогии права, которые действуют во всех отраслях права кроме административного и уоловного, а также и дисциплинарной ответственности.
50. Понятие, признаки и основания пременения права.
Система права это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты. Состоит из отдельных элементов: а) отрасль права; б) подотрасль права; в) институт права; г) норма права. Отрасль права - это совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, т.е. определенный вид общественных отношений. Отрасли права принято выделять по двум критериям: -По предмету правового регулирования; По методу правового регулирования
51.Типы правоприменительной деятельности.
1. Судебный: Суд – Пассивный институт; - Нет отношений с адресатом по делу; - Строгая процедура; - На основании закона; - Решение в письменной форме; - Решение адресовано конкретному лицу.
2. Управленческий: Начальник-подчинённый – Линейное подчинение (конкретика); - Трудовые отношении; - Активная инстанция; - Оперативное решение ситуации; - Решение в любой форме; - Конкретному лицу или группе лиц; - Решение на локальных нормативных актах.
3. Административный: Сотрудники – Функции подчинения (нет отношений); - Решение в любой форме; - Адресовано всем; - Решение по ведомственным инструкциям; - Активная инстанция.
52. Принципы правоприменения.
Отношение к конкретным видам судопроизводства
Напрямую не закреплено в законодательстве
Существует на уровне правосознания, как результат юридической практики
В романо-германской правовой системе: 1. Нельзя доводить применения законов до крайности; 2. При разрешении законодательного применения учитывается дух и буква закона; 3. При применении решения нужно исследовать жизненные обстоятельства, имеющие отношения к обществу; 4. Правоприминитель должен понимать: законы – для добропорядочных граждан.
53. Модели правоприменения: процессуальная, информационная, логическая.
Процессуальная – соответствует порядку глав в кодексах
Информационная – конкретизация информации
Логическая – Силлогизм: 1. Основания – норма; 2. Частный посыл – рассмотрение случая; 3. Заключение – решение по делу.
54. понятие и виды правоприменительных актов в Р.Б.
Правоприменительный акт – правовой акт, применяемый с целью осуществления конкретными организациями конкретных распорядительных мероприятий либо рассчитанные на однократное применение.
Виды: - Распоряжение Президента; - Распоряжение председателя палат Парламента; - Распоряжение Премьер-министра; - Акты органов прокуратуры; - Акты ЗАГСа; - Иные акты не соответствующие ст.2 ЗоНПА
55. Классификация правоприменительных актов.
1. По форме : - акты-документы (указ, решение); - акты-действия (устные, конклюдентные)
2. По субъекту: - акты представительных органов; - акты исполнительных органов; - акты правоохранительных органов; - акты государственного контроля; - акты м.с.у.
3. По функциям: - акты-регламентанты: определённый субъект, указан объём прав и обязанностей, возникновение, развитие, правовое регулирование; - правоприменительные акты.
4. По предмету: - конституционно-правовые; - административно-правовые; - уголовно-правовые; - применение материальных и процессуальных прав.
5. По характеру общественных отношений: - регулятивные: права и обязанности; - охранительные: ответственность 6. По способу принятия: - коллегиально; - единалично.
7. По решению: - запрещающие; - управомачивающие; - обязывающая.
8. По юр. значимости: - основные; - вспомогательные.
9. Во времени: - однократное; - длящиеся.
56. Юридические документы. Их виды.
Юр.документы – материальный носитель правовой информации
Официальный документ – документ установленной формы
Юр.документы (легализованные другими документами действительные состояния); определения правового статуса субъекта(паспорт); правовой режим имущества (тех.паспорт); события правового значения (документы страхования); волеизъявление гражданина (заявление, жалоба); движение материально финансовых средств (квитанции).
57. Юр.квалификация и её виды
Юр.квалификация – сопоставление фактов реальной жизни с фактами юр.норм
- Негативные (сделка о оружии) - Позитивные (нет противоречий закону)
- Предварительные (следствие) - Окончательные (суд)
- Основные (нарушения→ответственность) - Дополнительные (предмет гражданского или уголовного права)
- Простые (одна отрасль) - Сложные (разные отрасли)
58. Пробелы в законодателсьтве и способы их устранения и преодоления.
Применение в специально-юридическом аспекте рассматривается как деятельность компетентных органов государства и должностных лиц, а также иных специально уполномоченных органов и должностных лиц по вынесению индивидуально-конкретному решению. Правоприменение предполагает дальнейшее осуществление нормы права в виде исполнительных предписаний правоприменительного акта в фактических действиях субъекта. Правоприменительная деятельность детально определена в законодательстве, она обличена в строгую процессуальную форму. Именно от государства зависит решение вопроса о том, в каких случаях Правоприменение является обязательной формой реализации, а в каких – факультативной. В ходе правоприменения подтверждается возможность осуществления материального права или обязанности. Акт применения права – это персонифицированное правоотношение, основание для удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов. В действительности, правоприменительная деятельность государства должна состоять лишь в обозначении границ дозволенного, в подтверждении зако-нодательных запретов, в пресечении противоправных действий или бездействий, в разрешении коллизии между субъектами. Т.о., обязательной стадией применения права должна быть правореализация (не во всех случаях). С юридической точки зрения, применение заключается в наделении персонально указанных лиц конкретными субъективными правами и возложенными на них соответствующими юридическими обязанностями. Поэтому, в случаях, не запрещенных законом, субъект, заинтересованный в вынесении правоприменительного акта, может отказаться от реализации своих прав, под-твержденных правоприменительным актом.
59.Понятие, необходимость и особенности толкования пр норм.
Толкование – умственная деятельность, устанавливающ истин содерж.
Разъяснение – лицо к лицу.
Уяснение – толковый словарь
Причины необходимости – Специфика я зыка законодаеля, много терминов в НПА. – Прим уневерс норм в конкр случае.
Особенности – невозможность физ воспроизв норм, - аппосредственные знания о нормах,
Знания – языка, логики, историч услов принят нормы, намерен субъекта нормотворч, действ услов толкован норм, полит эконом ситуация в стране.
Способы толкования по значению – Граматический, - полит – историч – теологическая, - функциональный.
60.Объективное и субъективное в процессе толкования пр норм.
Реальность объективна
- Норма – объективна
Объективность – факторы, к-е действуют и к-е мы не можем контролир
Ориент на смысл, к-й дает законодатель
Поддержан правилам формальной, диалектической логики
Посредством логмики распозновать нормы
Субъективность – Толкован отлично по интерпритации(пол, возраст, стаж), - субъективны суждения
2 осн теории толкован – статическая(статика – незыблемость, устойчивость.Недопуск отступления от закона)
Динамическая(все , кто причастин к правопримин д-ти могут свободно обращ к тексту закона)
Европейских гос-х роль интерпритатора – КС.