Особенности административно-правового регулирования

Административное право, как и любая другая отрасль права Республики Беларусь, характеризуется особенностями правового регулирования. Таких отличительных особенностей существует немало, и все они определяются рядом обстоятельств: характером регулируемых общественных отношений, самих участников отно­шений и взаимосвязей между ними, основаниями возникновения отношений. Между тем следует заметить, что рассматриваемые особенности имеют в значительной мере условный, относительный характер. Вряд ли могут быть чисто отраслевые специфические черты правового регулирования. Здесь больше общего, чем особен­ного.И все же можно назвать некоторыеособенности правового регулирования управленческих общественных отношений:

1.регулирование преимущественно в процессе осуществле­ния государственного управления;

2.регулирование с использованием особых (в определенной мере) методов;

3.оперативность в регулировании;

4.регулирование нормами различного уровня.

Специальным органом для создания норм права является

Национальное собрание Республики Беларусь. Однако характер работы, а также другие особенности не позволяют ему урегулиро­вать все управленческие отношения. Поэтому существует управ­ленческое нормотворчество. В сфере управленческих отношений оно преобладает над законодательством. Более того, законода­тельные нормы, как правило, представляют собой наиболее об­щие правила поведения, не имеющие в основном прямого дейст­вия. В процессе управленческого нормотворчества они конкрети­зируются, определяется порядок их применения, механизм прове­дения в жизнь.

Преобладающим в правовой науке является мнение о на­личии в каждой отрасли своего собственного метода правового регулирования. Методы вместе с предметом наиболее четко и

рельефно отражают специфику отрасли права, в том числе и ад­министративного.

Под методом понимается способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. Административное право использует в качестве спо­собов правового регулирования предписания, запреты, дозволе­ния, рекомендации.

Предписания представляют собой возложение безусловной юридической обязанности совершать определенные действия, при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой. Так, в статье 2 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь закреплено, что паспорт обязан иметь каждый гражда­нин Республики Беларусь, достигший 16-летнего возраста1; а в пункте 3.1 статьи 3 Правил дорожного движения отмечается: «Во­дитель механического транспортного средства обязан иметь при себе: документы, которые подтверждают право управления транс­портными средствами соответствующей категории...»2 Много пред­писаний содержит Закон о Совете Министров Республики Бела­русь и подчиненных ему государственных органах. Например, в части 5 статьи 7 записано, что Совет Министров «руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских ор­ганов государственного управления по обеспечению правопоряд­ка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью».

Запреты — это возложение обязанности не совершать со­ответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой. Например, Положением о паспорте гражданина Республики Беларусь (ст. 23) запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также прием и передача паспорта в залог; в Правилах дорожного движения (п. 3.4 ст. 3) записано: «Водите­лю запрещается управлять транспортным средством в случае на­хождения в состоянии алкогольного опьянения либо под воздей­ствием наркотических средств, психотропных либо токсических веществ, а также использовать их после дорожно-транспортного происшествия до проверки в установленном порядке».

[1] Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 30.

В Законе о Совете Министров Республики Беларусь и под­чиненных ему государственных органах (ч. 2 ст. 3) читаем: «Не допускается осуществление Советом Министров Республики Бе­ларусь полномочий, предоставленных законодательством Респуб­лики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам, которые не входят в систему исполнительной власти, за исключе­нием случаев, когда такие полномочия делегированы Правитель­ству Республики Беларусь».

Дозволением называется правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по сво­ей воле. Так, пунктом 8.5 Типового положения об инспекции Ми­нистерства по налогам и сборам дозволяется инспекции назван­ного министерства производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и пред­принимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств1.

Рекомендации — это советы, пожелания юридического харак­тера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмот­ренных правовой нормой. Например, в статье 22 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 585 «О мерах по увеличению производства и повышению качес­тва кормов в 1999 году» рекомендуется руководителям райиспол­комов и некоторых других организаций ввести в свои штатные расписания должность специалиста по кормопроизводству.

В пункте 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1396 «Об утверждении При­мерного положения об административной комиссии» также реко­мендуется местным исполнительным и распорядительным орга­нам в трехмесячный срок на основе Примерного положения раз­работать и утвердить положение об административной комиссии при местном исполнительном распорядительном органе2.

Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Думается,что такой подход является не совсем правильным. Однако он свидетельствует о том, что административное право

[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №8, 8/7657.

2 Там же. 2001. №92, 5/8548.

предназначено главным образом регулировать общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторо­на этих отношений выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Иначе говоря, первая сторона в лице органов ис­полнительной власти является властной, другая — в известной мере подвластной. Поэтому, вероятно, советы и пожелания — ме­нее распространенные правовые средства.

Таким образом, особенность метода административно-право­вого регулирования определяется своеобразием регулируемых общественных отношений, а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятель­ности и особым видом государственных органов.

Наши рекомендации