Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Примирение с потерпевшим является одним из оснований для освобождения от административной ответственности. Статья 8.4 КоАП устанавливает, что физическое лицо, совершившее административное правонарушение, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо с его законным представителем. Этот вид освобождения от ответственности также новый для административно-деликтного права.
Для освобождения от административной ответственности по рассматриваемому основанию требуется три условия:
1.совершенное правонарушение должно входить в перечень, данный в статье 4.5;
2.необходимо примирение физического лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим либо с его представителем;
3.должно быть требование протерпевшего либо его законного представителя.
Первоначально для постановки вопроса об освобождении от ответственности необходимо убедиться, входит ли совершенное административное правонарушение в перечень правонарушений, который дан в статье 4.5 КоАП. Освободить от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно только при совершении отдельных видов административных правонарушений. Их насчитывается всего лишь девять: умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1); клевета (ст. 9.2);
оскорбление (ст. 9.3); отказ от предоставления гражданину информации (ст. 9.6); присвоение найденного имущества (ст. 10.6); причинение имущественного ущерба (ст. 10.7); уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8); умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9) и разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13).
Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, не вправе расширить данный перечень.
В УК существует подобное основание освобождения от уголовной ответственности и ограничение преступлениями, не представляющими большой общественной опасности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание (ч. 3 ст. 12 и ст. 89 УК), а в статье 33 дан перечень деяний, влекущих уголовную ответственность по требованию потерпевшего, насчитывающий 25 видов преступлений.
Разумным было бы включить в перечень статьи 4.5 КоАП и такие административные правонарушения: нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12—18.15 КоАП, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза или иного имущества (ч. 1 ст. 18.17); нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевой повозкой, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза или иного имущества (чч. 1 и 4 ст. 18.23).
Примирение лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим либо его законным представителем выражается в просьбе первого ко вторым не требовать от компетентного органа (должностного лица) привлечения к административной ответственности, а решить возникший спор по обоюдному согласию. Если такое согласие (примирение) состоялось, то потерпевший или его законный представитель должен требовать от органа (должностного лица), компетентного рассматривать данное дело, не привлекать виновное лицо к административной ответственности за совершенное правонарушение. Подобное требование может быть как до начала, так и во время рассмотрения дела.
Требование, которое высказывается до начала рассмотрения дела, должно быть в письменном виде и адресовано органу (должностному лицу), рассматривающему дело об административном правонарушении.
Потерпевшим может быть физическое или юридическое лицо. Потерпевшим признается физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, или юридическое лицо, которому причинен лишь имущественный вред (ч. 1 ст. 4.2 ПИКоАП).
Законный представитель потерпевшего лица, в отношении которого ведется административный процесс, представляет в административном процессе интересы несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса. При их отсутствии признается таковым орган опеки и попечительства.
Законный представитель пользуется всеми правами лиц, интересы которых он представляет (чч. 1 и 2 ст. 4.3 ПИКоАП).
Законными представителями юридического лица являются его руководитель или иное лицо, уполномоченное представлять юридическое лицо на основании актов законодательства или учредительных документов указанного юридического лица. Полномочия такого лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 4.4 ПИКоАП).
При наличии требования потерпевшего или его законного представителя о непривлечении виновного лица к административной ответственности орган (должностное лицо), рассматривающий дело, не просто имеет право, а обязан принять решение об освобождении от административной ответственности. Освобождению от административной ответственности по рассматриваемому основанию подлежит лишь физическое лицо, совершившее административное правонарушение.