Понятие, система и принципы государственной службы РФ. Виды государственной службы

Гос.службой считается исполнение гос.служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в гос.органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.).

Система: гос. гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Виды гос. службы: 1) федеральная гос.служба и 2) гос.служба субъектов РФ. Фед. гос.служба представляет собой проф.служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий фед.гос.органов и лиц, замещающих гос.должности РФ.

Гос.гражданская служба РФ — представляет собой проф.служебную деятельность граждан, занимающих должности гос.гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий фед.гос.органов, гос.органов субъектов РФ, лиц, замещающих гос.должности РФ и ее субъектов.

Гос.гражданская служба — это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач.

Военная и правоохранительная служба — это виды гос.службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и фед.законовнад иными НПА, должностными ин­струкциями при исполнении гос.служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав (Высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва —Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать).

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия (гос.служащие призваны, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина).

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами (субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам гос.службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности).

4. Принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной (самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. Гос.служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе).

5. Принцип равного доступа граждан к гос.службе (при приеме на гос.службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям).

6. Принцип обязательности для гос.служащих решений, принятых вышестоящими гос.органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности (бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма).

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос.службе (в отношении всех гос.служащих фед.гос.службы и гос.службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система гос.должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения гос.службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности).

8. Принцип профессионализма и компетентности используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность гос.службы.

9. Принцип гласностипредполагает открытость законодательства о гос.службе, доступность гос.органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия.

10. Принцип ответственностигос.служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности гос.службы (задачи и функции, выполняе­мые гос.служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности).

12. Принцип стабильности кадров в гос.органах (постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе).

Наши рекомендации