Правовой статус Управления делами Президента Республики Беларусь
Управление делами Президента Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления. Оно непосредственно подчиняется Президенту, им образуется, ликвидируется и реорганизуется. Его правовой статус определяется Положением об Управлении делами Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2000 г. № 97. Руководителем Управления является Управляющий, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Управляющий имеет заместителей, в том числе одного первого заместителя. Они назначаются на должность и освобождаются от должности управляющим по согласованию с Президентом. Иные работники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности Управляющим по представлениям заместителей.
Назначение Управления делами определяется его задачами, в которых выражаются основные направления деятельности. Управление делами имеет отношение к государственным органам, иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, аккредитованным в Республике Беларусь, к подчиненным организациям. В соответствии с этим и определены его задачи:
1) финансовое, материально-техническое и автотранспортное обеспечение деятельности государственных органов;
2) социально-бытовое и медицинское обеспечение работников государственных органов, обеспечение их жилыми помещениями, создание условий для отдыха и оздоровления указанных работников;
3) создание надлежащих условий пребывания иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных в республике;
4) обеспечение сохранности особо ценных природных комплексов (заповедников, национальных парков и др.), имеющих национальное и международное значение;
5) организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Республики Беларусь;
6) организация учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;
7) обеспечение проведения государственной политики в сфере гуманитарной деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь»).
В целях выполнения перечисленных задач управление осуществляет планирование расходов на содержание и деятельность государственных органов, финансирование их деятельности в пределах средств, выделенных на эти цели. Финансовые средства управление получает из республиканского бюджета в качестве ассигнований, других источников, в том числе внебюджетных фондов, которые оно вправе создавать.
Управление делами утверждает текущие и перспективные планы строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, других основных фондов; обеспечивает строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов подведомственных организаций; осуществляет проектирование и строительство жилья, объектов социального и производственного назначения, в том числе для загранучреждений республики; устанавливает лимиты капитальных вложений; осуществляет контроль за своевременным освоением объемов бюджетного финансирования по объектам капитального строительства и ремонта; осуществляет регулирование и координацию деятельности государственных органов, иных юридических, а также физических лиц, в области гуманитарной деятельности и работы с обращенным в доход государства имуществом.
В отношении подведомственных организаций Управление вправе их создавать, реорганизовывать и ликвидировать, осуществлять координацию деятельности и организационно-методическое руководство ими, учет и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и определять прогнозы их развития. Кроме того, Управление может осуществлять внешнеэкономическую деятельность, оказывать помощь подведомственным организациям в развитии внешнеэкономических связей, создании и деятельности производств по изготовлению импортозамещающих видов продукции (товаров).
Управление делами наделено правом получать от государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности необходи-
мую информацию для осуществления возложенных на управление задач и функций. Оно имеет и другие права, предо ставляемые законодательством.
Таким образом, содержание деятельности Управления делами имеет двойственный характер. С одной стороны, оно действительно приближается к республиканским органам государственного управления, так как по существу управляет подведомственными организациями, ведает жилищным фондом, находящимся на его балансе, учреждениями здравоохранения, домами отдыха, санаториями, иными объектами социального и производственного назначения, зданиями, сооружениями и другим основным фондом. С другой стороны, этот орган осуществляет управленческие функции, присущие только ему.
В определенном смысле Управление делами возвышается над Национальным собранием, Советом Министров, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Конституционным Судом и Генеральной прокуратурой. Министерством финансов и Национальным банком, Комитетом Государственного контроля и даже Администрацией Президента. Все названные и другие государственные органы, по существу, зависимы от Управления делами по вопросам финансирования и материально-технического снабжения, обеспечения автотранспортом и т.д. В связи с этим Управление делами не просто над ведомственный орган государственного управления, а орган, выполняющий специальные управленческие функции.
Другие бюджетные средства находятся в сфере исполнения Совета Министров, который может выделять их и Управлению делами. Например, постановлением от 29 июня 2001 г. №975 «О выделении денежных средств Управлению делами Президента Республики Беларусь» Совет Министров выделил ему 774 млн. руб. на проведение капитального ремонта главного корпуса комплекса «Вискули»1.
Управляющий делами во исполнение решений Президента может давать государственным органам и организациям указания и поручения, запрашивать у государственных организаций и субъектов предпринимательской деятельности и получать от них необходимую информацию. Он утверждает структуру и штатное расписание управления в пределах численности работников, установленных Президентом, определяет задачи структурных подразделений, принимает постановления, иные нормативные правовые
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №63, 5/6301.
акты (инструкции, положения, уставы и др.), утверждаемые постановлениями и приказами по вопросам организации и деятельности управления и подведомственных организаций1.
В структуру управления входит коллегия, которая состоит из девяти человек (Управляющий делами, его заместители, а также другие сотрудники управления). Председателем коллегии является Управляющий. Персональный состав коллегии утверждается Президентом по представлению Управляющего.
Основной формой работы коллегии являются заседания, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии. На заседаниях могут рассматриваться любые вопросы, входящие в компетенцию управления. Преимущественно на заседания выносятся вопросы, касающиеся деятельности подведомственных организаций по выполнению возложенных на них задач.
По результатам обсуждения вопросов коллегия принимает решение, которое считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов. Акты коллегии подписываются Управляющим делами.
Решения коллегии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми организациями и должностными лицами, которым они адресованы. Согласно установленному правилу, в случае расхождения приказа Управляющего с решением коллегии действует решение коллегии.
Структурным подразделением Управления делами является Департамент по гуманитарной деятельности с правами юридического лица. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Управляющим делами (Положение о Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь).
Руководители структурных подразделений наделены правом не только руководить подразделением, но и контролировать в пределах своего ведения выполнение решений и поручений Президента, руководства управления, запрашивать и получать от государственных органов и организаций информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных задач, а также давать письменные и устные ответы на обращения физических и юридических лиц.
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3169
5.3. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Правовой статус Комитета государственного контроля определяется Законом от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Согласно данному Закону понятие «Комитет государственного контроля Республики Беларусь» употребляется в двух значениях: во-первых, как система контрольных органов; во-вторых, как республиканский контрольный орган. В систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь входят и его территориальные органы — комитеты государственного контроля областей и г. Минска. Поэтому Закон, несмотря на свое название, определяет правовой статус не только Комитета государственного контроля, но и комитетов государственного контроля областей и г. Минска.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь был образован в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. путем преобразования Службы контроля Президента и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь с передачей в ведение этого комитета дел как одного, так и другого органа.
Термин «комитет» подчеркивает, что рассматриваемые органы имеют полномочия надведомственного характера, а термин «государственный» обособляет и возвышает этот вид контроля над всеми иными видами контроля, осуществляемыми в республике.
Других подобных органов не существует, хотя контрольных органов насчитывается немало. Комитеты государственного контроля являются универсальными органами контроля, что определяется масштабом их деятельности, количеством и значимостью вопросов, по которым они вправе осуществлять контроль, а также наличием властных полномочий и возможностями применения обеспечительных средств.
Комитет государственного контроля как система органов образуется Президентом. По решению Президента могут быть образованы территориальные органы Комитета государственного контроля в городах и районах. В настоящее время они не созданы. Структура и штатная численность комитета утверждаются Президентом.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Председатель имеет
заместителей, среди которых один первый заместитель. Они назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Комитета.
Территориальные органы государственного контроля также возглавляют председатели, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Комитета государственного контроля.
Правовой основой деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются Конституция Республики Беларусь, законы, акты Президента и другие акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
Система органов государственного контроля построена по принципу централизма. Они образуют единую систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Комитеты областей и г. Минска по горизонтали не подчиняются соответствующим местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам. Комитет государственного контроля подконтролен только Президенту.
Работа комитетов строится на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), принятия необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений и по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.
Деятельность рассматриваемых органов должна строиться на основе строгого соблюдения законности, охраны интересов государства, прав и свобод граждан, открыто и гласно. Открытость и гласность допускаются в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности, государственных секретах и иных охраняемых сведениях.
Органы государственного контроля осуществляют свои полномочия по вопросам восстановления нарушенных прав юридических и физических лиц и привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства, во взаимодействии с правоохранительными органами, Национальным банком и иными государственными органами. Взаимодействие существует и с Советом Министров, местными исполнительными и распорядительными органами.
В названном Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» закреплена независимость сотрудников комитетов государственного контроля. Они при исполнении слу-
жебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Государственной защитой обеспечиваются члены их семей и имущество.
Законом запрещается вмешательство в служебную деятельность сотрудников всем лицам, кроме специально уполномоченных на то законодательством, а также совершение действий, препятствующих исполнению возложенных на них обязанностей. Такие действия могут выражаться в неисполнении или воспрепятствовании исполнению законных требований сотрудников, оскорблении их чести и достоинства, насилии в отношении этих сотрудников, посягательстве на их жизнь, здоровье и имущество или угрозе совершения такого насилия и посягательства. В соответствии со статьями 366, 369 УК Республики Беларусь за совершение подобных действий предусмотрена уголовная ответственность.
Сотрудники комитетов не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Органы контроля призваны осуществлять контроль за деятельностью государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет свои полномочия на всей территории республики, а его территориальные органы — на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
В Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» не дается перечня государственных органов, иных юридических лиц, за которыми рассматриваемые органы могут осуществлять контроль. Из сферы названного контроля исключается Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы. Как уже подчеркивалось, с последними двумя видами органов комитеты реализуют свои полномочия в тесном взаимодействии (п. 3 ст. 4 Закона).
Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе осуществлять контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Указанные общие направления деятельности комитетов государственного контроля в статье 2 Закона конкретизированы под названием «Основные направления деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов». Эти направления контроля предназначены не только для комитетов. Такой контроль осуществляют и многие другие государственные органы. Например, контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляет Палата представителей Национального собрания, Совет Министров (ст. 97 Конституции, ст. 26 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Еще большее число государственных органов осуществляет контроль в области финансовых и налоговых отношений, использования государственной собственности. Между тем, контроль комитетов государственного контроля как бы возвышается над всеми иными видами контроля и является самым высшим, т.е. государственным видом контроля. Во-первых, рассматриваемый вид контроля осуществляется на основании Закона; во-вторых, осуществляется органами, подчиненными непосредственно Президенту; в-третьих, комитеты государственного контроля осуществляют, можно сказать, весь объем государственного контроля; в-четвертых, органы государственного контроля правомочны согласовывать назначение на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности (чч. 18, 19 ст. 14 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь»); в-пятых, органы Комитета государственного контроля вправе применять санкции и налагать штрафы, предусмотренные законодательством для иных контролирующих органов (п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»); в-шестых, Председатель Комитета государственного контроля возглавляет Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (ч. 2 п. 5 Положения о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь1); в-седьмых, Комитет государственного контроля наделен правами координировать действия органов, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций (п. 12 Положения о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предприни-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3169.
мателями внешнеторговых операций, утвержденного указом от 4 января 2000 г. № 7)1
С учетом основных направлений деятельности Комитета государственного контроля строится его структура, которая выглядит следующим образом:
1) Председатель Комитета государственного контроля;
2)Первый заместитель Председателя Комитета государственного контроля;
3)три заместителя Председателя Комитета государственного контроля (один из них одновременно является и директором Департамента финансовых расследований);
4)Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (с правами юридического лица);
5)Главное управление бюджетно-финансового контроля;
6)Главное управление контроля за деятельностью государственных органов;
7)Главное управление контроля за банковской системой и рынком ценных бумаг;
8)Главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства;
9)Главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов;
10) Главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы;
11)Главное управление контроля за внешнеэкономической деятельностью;
12)Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг;
13)Главное информационно-аналитическое управление;
14)Главное экспертно-правовое управление;
15)Управление координации деятельности контролирующих органов;
16)Управление инспекционно-кадровой работы;
17)Финансово-хозяйственное управление;
18)Секретариат (на правах управления);
19)Комитеты государственного контроля областей;
20)Управления Департамента по областям и г. Минску;
21)Межрайонные комитеты государственного контроля;
1 Собрание декретов и указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 2000. № 1. Ст. 11,
22) Межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску (Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»1).
Комитеты государственного контроля наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля. Это полномочия:
1) на проведение проверок (ревизий);
2) на получение необходимой информации для проведения проверок (ревизий);
3) должностных лиц комитетов при проведении проверок (ревизий);
4) по применению мер принуждения;
5) по защите прав и законных интересов государства и юридических лиц государственной формы собственности;
6) для участия в заседаниях государственных органов,
7) иные полномочия.
Основным предназначением комитетов государственного контроля является осуществление контроля. В связи с этим на первое место следует поставить полномочия по осуществлению контроля, которые закреплены в статье 1 и пункте 4 статьи 14 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Так, в пункте 4 статьи 14 установлено, что комитеты правомочны проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. В статье 1 определяется сущность, предназначение и общие направления деятельности комитетов государственного контроля.
Комитеты государственного контроля имеют полномочия получать от государственных органов и иных объектов контроля необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию, от Национального банка республики и иных банков отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов, а также безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности (пл. 1—3 ст. 14 Закона).
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3169.
При проведении проверок (ревизий) должностные лица комитетов наделены особым видом полномочий. Они по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника соответствующего комитета государственного контроля, наделены правом входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доступа на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения.
Вышеуказанные лица имеют также право:
1. требовать от руководителей государственных органов, иных должностных лиц представления издаваемых ими правовых актов, необходимых документов и материалов, статистических и других сведений, сведений о проведенных проверках и отчета о результатах таких проверок;
2. требовать от указанных лиц проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подотчетных им юридических лиц, обеспечения консультациями специалистов для выяснения возникающих вопросов;
3. требовать предоставления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий);
4. опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, изымать соответствующие документы, в том числе подлинники;
5. вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства;
6. требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе;
7. указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать их устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение государственных органов (ст. 17 Закона).
Комитеты государственного контроля обладают широкими полномочиями по применению мер принуждения. Их можно назвать административно-принудительными. Такие меры весьма разнообразны и могут быть классифицированы на: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; восстановительные меры; экономические санкции; меры
административной ответственности; меры обеспечительного характера.
Административно-предупредительные меры направлены на предупреждение нарушений законодательства, находящегося в сфере контроля комитетов государственного контроля, их профилактику. Названных мер предусмотрено лишь несколько видов. Так, в соответствии с пунктом 16 статьи 14 Закона комитеты принимают участие в рассмотрении и согласовании проектов стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации на товары народного потребления. Осуществление контроля без наличия сведений о нарушениях законодательства также следует рассматривать как предупредительную меру. В Законе нечетко определены основания для проведения проверок (ревизий).
Меры административного пресечения направлены на приостановление нарушения, недопущение его продолжения, развития. Органы контроля вправе выносить решения:
1) о приостановлении действия договора аренды, запрещении аренды, разгосударствления, приватизации и иного отчуждения государственного имущества в случае обнаружения фактов нарушения законодательства (ч. 4 п. 7 ст. 14 Закона).
2) о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательной государственной экспертизы и не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии требуемых документов на выполнение строительных работ или договоров подряда (ч. 5 п. 7 ст. 14 Закона);
3) о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках (ч. 6 п. 7 ст. 14 Закона);
4) о запрещении торговли, выполнения работ (оказания услуг) населению (ч. 7 п. 7 ст. 14 Закона);
5) о закрытии предприятий и организаций торговли, общественного питания, сферы обслуживания и их структурных подразделений (ч. 9 п. 7 ст. 14 Закона);
6) о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров, выполнения работ (оказания услуг) (п. 11 ст. 14 Закона);
7) об изъятии образцов низкокачественных товаров, изделий, сырья, свидетельствующих о злоупотреблениях и нарушениях (п. 13 ст. 14 Закона);
8) о запрещении юридическим и физическим лицам применять неисправные, не имеющие установленных клейм весовые и измерительные приборы (п. 15 ст. 14 Закона).
Восстановительные меры применяются в целях восстановления нарушенного, приведения его в состояние, в котором оно находилось до нарушения законодательства. Такими мерами являются:
1) взыскание в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизиями) (ч. 2 п. 7 ст. 14 Закона);
2) устранение в установленные сроки выявленных нарушений (ч. 3 п. 7 ст. 14 Закона);
3) внесение в соответствующие государственные органы, руководителям юридических лиц предложений об отмене (изменении) принятых ими актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые, налоговые отношения, в случае несоответствия этих актов законодательству (п. 22 ст. 14 Закона).
Полномочия комитетов государственного контроля по применению экономических санкций предусмотрены ст. 18 указанного Закона и, в частности, Указом Президента Республики Беларуси от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».
Экономические санкции либо следует рассматривать в качестве восстановительных мер, либо — административных штрафов. Применение их в ином качестве ничем не обосновано. Экономические санкции имеют денежное выражение в процентном либо кратном отношении предмета, явившегося орудием совершения либо непосредственным объектом административного правонарушения, к сумме сделки либо доходу, полученному в результате сделки.
Меры административной ответственности — это административные взыскания, применение которых выражается в привлечении к административной ответственности. В статье 18 Закона они называются административными воздействиями. Такие меры, как и экономические санкции, вправе применять от имени комитетов государственного контроля председатели комитетов, их заместители, начальники главных управлений и инспекций Комитета государственного контроля и их заместители. С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий комитетов государственного контроля юридические
лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо по решению названных выше лиц им может быть предоставлена отсрочка: по уплате сроком до 6 месяцев.
Конкретные виды правонарушений, виды административных взысканий, их размеры, а также экономических санкций оговариваются, как правило, в декретах и указах Президента.
Предусмотрено также применениеобеспечительных мер воздействия. Обеспечительные меры административного принуждения направлены на обеспечение производства (процесса) по делу или исполнение решений комитетов государственного контроля о применении мер принуждения. Так, в пункте 3 статьи 17 Закона установлено, что должностные лица комитетов имеют право опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, а также изымать соответствующие документы, в том числе подлинники. К этим мерам следует отнести вызов должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства, требование от должностных лиц представления деклараций о доходах и имуществе (п.п. 4 и 5 ст. 17 Закона), наложение ареста на имущество, включая денежные средства, изъятие и передача для реализации товара. Например, в пункте 3 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. №40 допускается изъятие товара, подвергающегося быстрой порче, и передача его для незамедлительной реализации еще до принятия хозяйственным судом решения о конфискации этого товара. Такое правило заставляет хозяйственный суд выносить не иное решение как только о конфискации товара. Во избежание подобного давления следовало бы в указанном пункте 3 Указа особо подчеркнуть, что в случае, если хозяйственный суд не найдет оснований для конфискации уже реализованного товара, то вырученная сумма от реализации товара, возвращается его владельцу (собственнику).
Обеспечительными мерами также являются: информирование Президента о несвоевременном и ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в его декретах, указах, распоряжениях и других решениях (п. 23 ст. 14 Закона); внесение в органы управления соответствующих юридических лиц предложений о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (п. 20 ст. 14 Закона); передача материалов проверок (ревизий) в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законодательством (и. 21 ст. 14 Закона); предъявление в суды исков и заявлений по защите прав и законных интере-
сов государства, юридических лиц государственной собственности (ч. 1 ст. 16 Закона); осуществление контрольных закупок, оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов и др. (п.п. 8, 9, 14 ст. 14 Закона).
Полномочия по защите прав и законных интересов государства и юридических лиц государственной формы собственности проявляются в применении перечисленных выше обеспечительных мер.
Полномочия на участие в заседаниях государственных органов определяются статьей 15 Закона. Председатели комитетов, их заместители или уполномоченные ими лица вправе участвовать в заседаниях коллегий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в сессиях местных Советов депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих компетенцию комитетов, и по согласованию с руководителями указанных органов.
Иные полномочия комитетов могут быть установлены законодательством, т.е. законами или актами Президента. Некоторые из них предусмотрены в статье 14 Закона. К ним относятся: запрашивание от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснений причин нарушений, выявленных в ходе проверок (ревизий) (п. 5); привлечение к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц независимо от их подчиненности и форм собственности (п. 6); осуществление производства по делам об административных правонарушениях по вопросам своей компетенции (п. 17); согласование назначения на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности (п. 18); заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемой должности (п. 19). Это полномочие осуществляется по результатам проверок (ревизий).
Комитеты государственного контроля осуществляют свою деятельность в двух формах — коллегиальности и единоначалия.
Коллегиальность реализуется через работу коллегий комитетов.
В Комитете государственного контроля образуется коллегия в составе Председателя Комитета государственного контроля (он является ее председателем), его первого заместителя и замести-
телей (по должности) и других сотрудников Комитета и его территориальных органов. Численный и персональный состав коллегии утверждается Президентом по представлению Председателя Комитета.
В территориальных органах образуются коллегии в составе председателя комитета (он является ее председателем), заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органов. Численность и персональные составы коллегий утверждаются Председателем Комитета государственного контроля по представлению руководителей соответствующих территориальных органов (ст. 10 Закона).
Коллегии свою деятельность осуществляют путем заседаний, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы по осуществлению государственного контроля, требующие обсуждения и выработки согласованных решений, заслушиваются сообщения и объяснения руководителей государственных органов, иных должностных лиц по вопросам компетенции комитетов.
Решения коллегий в форме постановлений принимаются большинством голосов членов коллегии, присутствующих на заседании. Кворум коллегии данным Законом не определен. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Коллегия может ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемой должности виновных должностных лиц (ч. 5 ст. 13).
Одним из принципов деятельности комитетов является построение работы на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), принятия необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений, обсуждения вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства (п. 2 ст. 4).
Коллегиальность не только не исключает, но и предполагает единоначалие.
Единоначалие проявляется в работе отдельных руководящих лиц. К ним в первую очередь относятся председатели комитетов государственного контроля и другие должностные лица, Полномочия этих лиц определены в статьях 11, 12 и 17 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».