Понятие, виды источников таможенного права
Под источником права понимаются его внешние формы выражения. Под источником таможенного права понимают формы юридического закрепления правовых норм, регулирующих деятельность таможенных и иных органов по осуществлению таможенной политики. Правовую основу деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику составляют нормативно-правовые акты, которые рассматриваются в качестве источников таможенного права. В настоящее время действует следующая иерархия источников таможенного права:
- ТК ТС
- Международное соглашение государств-участников ТС
- Решение комиссии ТС
- Таможенные кодексы и федеральные законы государств-участников ТС
- Решение правительств государств-участников ТС
- Нормативно-правовые акты таможенных служб государств-участников ТС.
Для РФ в условиях ТС действуют 2 эшелона источников норм, которые условно можно назвать как союзные и национальные.
К союзным относятся источники норм обязательных для соблюдения и исполнения субъектами таможенных правоотношений всех государств-членов ТС.
Национальные – это источники норм, обязательные для соблюдения и исполнения субъектами таможенных правоотношений в РФ.
Система принятий решений в области таможенного регулирования выглядит следующим образом:
- Межгосударственный совет ЕврАзЭС – высший орган ТС и принимает решения на уровне глав государств
- Комиссия ТС – постоянно действующий регулирующий орган ТС, принимает решения имеющие обязательный характер для сторон и рекомендации, которые обязательного характера не носит
- Правительство государств-участников ТС; координационный совет руководителей таможенных служб ТС
- Таможенные органы государств-участников ТС.
Координационный совет – статус ещё не определён. Со слов Бельянинова – данная струткутра создана для урегулирования проблем в области таможенного дела, связанных с функционирование мТС.
Российские источники таможенного права.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, таможенное регулирование находится в ведении РФ, то есть в состав нормативных актов таможенного права могут входить только источники общего федерального уровня. В соответствии с п.3 ст.4 закона о «таможенном регулировании в РФ» законодательство о таможенном деле состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
В российской нормативной базе таможенного права имеет место применимые для иных отраслей права стандартная иерархия, которая выглядит в виде пирамиды:
1. Конституция РФ
2. Международные конвенции и договоры
3. Кодексы, Федеральные законы, законы РФ
4. подзаконные нормативные акты, указы президента РФ, постановления и решения правительства РФ
5. ведомственные нормативные акты: приказы ФТС, ГТК, МинЭкономРазвития
6. иные источники
Конституция РФ – является основным источником всего российского права. Ряд статей прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности страны.
ч.1 ст.74, в которой запрещено устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины и сборы, какие либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
п.В ст.106, в соответствии с которым, федеральные законы по вопросам таможенного регулирования, принятые государственной думой подлежат обязательному рассмотрению в совете федерации Федерального Собрания.
По мимо статей прямо относящихся к таможенной политике и таможенному делу, в Конституции РФ содержаться и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность.
Ст.21 «о защите достоинства личности».
Ч.2 ст.27 «о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а её граждан беспрепятственно возвращаться в свою страну».
Международные конвенции и договоры – исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти источники могут применяться в таможенном деле в качестве самостоятельных нормативных актов или являться основой пи разработке подзаконных или ведомственных нормативных документов.
В настоящее время РФ участвует в большинстве международных договоров и соглашений качающихся таможенных вопросов.
Международная конвенция об обращении и гармонизации таможенных процедур.
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки НДП.
Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Двусторонние договоры РФ с иностранными государствами в области таможенного дела. Например, соглашение между правительством РФ и правительством королевства Дании о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 г.).
Кодексы, Федеральные законы и законы РФ. кодификация это способ систематизации законодательства, в результате которого по отдельным отраслям права издаются кодексы. Налоговый кодекс РФ: в соответствии со ст.33, 34 НК РФ – таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу.
Уголовный кодекс РФ: в гл.22 содержатся 5 составов преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов. Ст.188 – контрабанда, ст.189 – незаконная передача, ст.190 – невозвращение на территории РФ культурных ценностей, ст.193 и 194.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ: им предусмотрены полномочия таможенных органов на проведения дознания и производства неотложных следственных действий по преступлениям, отнесённым к компетенции таможенных органов.
Кодекс РФ об Административных правонарушениях: в соответствии с ним таможенные органы отнесены к органам административной юрисдикции, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Кодекс содержит главу 16, в которую помещены 23 статьи, касающиеся конкретных административных правонарушений в области таможенного дела.
Федеральные законы:
В первую очередь применяется 311 ФЗ от 27.11.2007 года закон «о таможенном регулировании в РФ».
ФЗ № 114-ФЗ «о службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 года.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле, в соответствии с ним таможенные органы являются агентами валютного контроля и осуществляют контроль в пределах своей компетенции.
Закон об оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с ним таможенные органы являются субъектом ОРД.
Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены таможенные органы в пределах их компетенции.
Закон об оружии. Компетенция о перемещении.
Законы РФ:
Закон РФ «о таможенном тарифе».
Закон РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей».