Правовые основы координации правоохранительных органов: сущность и цели координационной деятельности
Координация (от лат. со — совместно, ordinatio — упорядочение) означает «согласование, упорядочение, приведение в порядок, в соответствие». Применительно к деятельности правоохранительных органов под координацией обычно понимается взаимосогласованная деятельность различных государственных органов и выработка совместных действий по наиболее важным вопросам борьбы с преступностью и укреплению правопорядка, а также по достижению общей цели.
Перед правоохранительными органами стоят весьма сложные и ответственные задачи по борьбе с преступностью и устранению причин, их порождающих. Для того чтобы обеспечить быстрое и полное раскрытие каждого преступления, произвести по каждому уголовному делу полное, объективное, всестороннее расследование, с обеспечением неотвратимости наказания за совершенное преступление и чтобы при этом были соблюдены требования закона и норм уголовно-процессуального права, нужна согласованная, скоординированная работа всех правоохранительных органов.
Следует иметь в виду, что понятия «координация» и «взаимодействие» тесно связаны между собой. Разница их только в том, что задачи координации по своему содержанию более конкретны, носят целенаправленный характер и рассчитаны на продолжительный период времени. При взаимодействии же у ее участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению спроса за исполнение рекомендуемых мероприятий.
«Характерным недостатком имеющихся определений понятия координации— как отмечает М. С. Шалумов,— является то, что они трактуют ее как «согласование деятельности», «форму совместного принятия и реализации решений», «разработку и осуществление согласованных действий», не учитывая, что координация есть не сама совместная деятельность правоохранительных органов, а государственная функция, которой наделены исключительно органы прокуратуры. Осуществляя функцию координации, прокурор воздействует на деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью путем ее объединения и согласования. Согласование можно рассматривать в данном случае как способ объединения действий, а согласованную деятельность — как положительный результат такого объединения»[11].
Координационная деятельность правоохранительных органов в настоящее время прочно вошла в повседневную практику борьбы с преступностью и иными правонарушениями. В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года обращено особое внимание на важность дальнейшего повышения эффективности координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции.
Целесообразность наделения органов прокуратуры приоритетной ролью в координационной деятельности убедительно обосновал А. Я. Сухарев, который отметил: «Принятое на высшем государственном уровне решение о координационных правомочиях прокуроров не случайно Оно родилось после длительного и всестороннего изучения прошлого опыта, взглядов и позиций научных и политических кругов. Это изучение показало не только предпочтительность, но и безальтернативность прокуратуры в качестве координирующего центра борьбы с преступностью. И это понятно, прежде всего, в сипу универсальности ее надзорных функций, распространяющихся и на координируемые органы, деятельного участия во всех сферах судопроизводства, широты диапазона выхода на властно-управленческие и общественные структуры, от которых зависит эффективность правоприменительной и профилактической работы»[12].
И. Ж. Бахтыбаев справедливо заметил, что «данное обоснование, безусловно, приемлемо и к казахстанской действительности. В дополнение к сказанному необходимо отметить, что прокуратура, выполняя координирующую роль, является, прежде всего, надзорно-пропессуальным органом, что позволяет ей соблюдать процессуальную самостоятельность каждого правоохранительного органа, оставаясь при этом, как это предназначено законом, органом надзора за соблюдением законности в деятельности всех правоохранительных органов»[13].
Общеизвестно, что органы прокуратуры занимают особое место в системе правоохранительных органов и, как было подчеркнуто в новой Концепции правовой политики Республики Казахстан, является ядром правоохранительной системы страны. Именно у прокуроров сконцентрированы данные об уровне законности и правопорядка, структуре и динамике преступности в республике, крае, области, городе и районе.
Если органы внутренних дел не всегда осведомлены о конечном результате судебного разбирательства расследованного ими уголовного дела, о деятельности суда по осуществлению правосудия, в целом по району, области, республике, о практике назначения меры наказания, о состоянии исполнения судебных приговоров и постановлений, а другие правоохранительные органы относительно проблем органов внутренних дел, то прокуроры знают о конечном результате деятельности всех правоохранительных органов.
Содержание, предмет и правовое урегулирование координационной деятельности прокуратуры в процессе ее развития по различным причинам неоднократно менялись и имеют свою историю развития. В нормативных актах 20-х прошлого века руководящая роль прокуратуры в этом деле была отражена с достаточной чёткостью и полнотой. Так во временной инструкции Наркомюста 1922 г. губернским прокурорам предписывалось: периодически созывать губернские совещания по борьбе с преступностью в составе прокурора (председатель) и членов совещания — председателя суда, председателя революционного трибунала, заведующего РКИ и начальника губернского ОГПУ. Целью таких совещаний было: объединение усилий всех органов по борьбе с преступностью, выработка необходимых мероприятий в этой области и обсуждение вопросов о правильной деятельности исправительно-трудовых учреждений, уголовного розыска и милиции.
Однако уже в начале 30-х гг. координации стало уделяться все меньше внимания. Нормы о координации отсутствовали и в Положениях о прокурорском надзоре 1933 и 1955 годов.
Координации деятельности правоохранительных органов стали уделять должное внимание только после совещания, созванного ЦК КПСС в 1962 году. Руководящая роль органов прокуратуры в координации была определена постановлением ЦК КПСС от 25 января 1972 года. В качестве одного из основных моментов была названа необходимость реального обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Координация как функция прокуратуры получила более конкретное правовое закрепление в Законе «О Прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 года. В ст. 3 Закона, определяющей основные направления деятельности прокуратуры, указывалось, что прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Координацию, как в центре, так и на местах, обеспечивали координационные советы — постоянно действующие совещательные органы. Советы состояли из руководителей органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и суда; возглавляли их Генеральный прокурор и соответствующие прокуроры.
Позже неоднократно предпринимались попытки изъять функцию координации у прокуратуры и возложить ее на специально создаваемые государственные структуры, в частности, на Временный комитет по борьбе с преступностью (1989 г.). Комитет по координации деятельности правоохранительных органов (1991 г.), а также различные временные и постоянные комиссии в органах исполнительной власти.
В Законе «О прокуратуре Республики Казахстан», принятом после провозглашения независимости от 17 января 1992 г., не было нормы, позволяющей органам прокуратуры осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов. Только Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам материального и пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры Республики Казахстан» от 14 июля 1994 г. на прокуратуру были возложены задачи по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Однако Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 21 декабря 1995 г. за № 2709 «О прокуратуре Республики Казахстан», органы прокуратуры вновь были лишены этой функции.
Такое отношение к данной функции органов прокуратуры связано с неоднозначной позицией законодателя в плане осуществления координации деятельности правоохранительных органов. Одни считали, что с преступностью должны бороться правоохранительные органы, занимающиеся раскрытием и расследованием преступлений, а прокурор обязан только осуществлять надзор за деятельностью этих органов. Другие утверждали, что прокуратура как надзорный орган, обладающий широкими полномочиями и осуществляющий высший надзор за применением законов и иных нормативных правовых актов, должна обеспечить высокую организационную согласованность и эффективность в борьбе с преступностью.
Впоследствии возобладало мнение, что для обеспечения задач уголовного процесса по раскрытию преступлений, изобличению и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших, действительно нужна согласованная, скоординированная работа всех правоохранительных органов.
В связи с этим функция прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов была восстановлена Законом Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. № 266-1, которым были внесены соответствующие изменения в ныне действующий Закон РК «О Прокуратуре». В частности, п.п. 5 п. 5 ст. 12 названного Закона изложен в следующей редакции: Генеральная Прокуратура РК «взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность».
Таким образом, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иными правонарушениями на сегодняшний день возложена на органы прокуратуры и является одним из важных направлений в их деятельности.
Координация деятельности правоохранительных органов означает разработку и практическую реализацию совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и иными правонарушениями, укреплению законности и правопорядка. В основе координации деятельности правоохранительных органов лежит единство целей и задач по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью и устранению причин и условий, способствовавших совершенному преступлению.
Сущность координации — во взаимосогласовании, концентрации кадров и средств и упорядочении деятельности различных органов по достижению общей цели. Цели и задачи правоохранительных органов едины. Они состоят в том, чтобы принимать необходимые меры по усилению борьбы с преступностью, обратив особое внимание на организацию глубокой аналитической работы, позволяющей своевременно выявлять наиболее неблагополучные участки, разработать предложения по предупреждению преступности и концентрировать усилия правоохранительных органов на преодоление негативных тенденций в состоянии преступности и правопорядка.
При осуществлении координации деятельности правоохранительных органов очевидна руководящая роль органов прокуратуры. Она обусловлена тем. что в соответствии со ст. 83 Конституции Республики Казахстан осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории республики за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства возложено на органы прокуратуры.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» в целях совершенствования системы правоохранительных органов, повышения эффективности борьбы с преступностью и коррупцией, на базе Центра криминальной информации Государственного следственного комитета, статистических служб Министерства внутренних дел и Министерства юстиции был образован Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, впоследствии преобразованный в Комитет по правовой статистике и специальным учетам, позволяющий органам прокуратуры обеспечивать достоверное отражение криминальной ситуации и результатов правоохранительной деятельности.
На практике осуществление высшего надзора за законностью в стране позволяет opганам прокуратуры располагать более полными сведениями о состоянии борьбы с преступностью, о роли в этом деле каждого из правоохранительных органов, а также наличии у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качественности расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, о результатах рассмотрения уголовных дел в судах. Вот почему обязанность по руководству координацией деятельности правоохранительных органов возложена именно на органы прокуратуры, а не на какой-либо иной государственный правоохранительный орган.
Немаловажным является и тот факт, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от государственных органов и должностных лиц.
Важное значение в усилении координирующей роли прокуроров имеет «Положение о Координационном Совете правоохранительных органов Республики Казахстан», утвержденное решением от 5 декабря 2007 года.
Данное решение было утверждено совместным приказом Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности. Министра внутренних дел, Министра юстиции, Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции), Министра финансов, Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Координационный Совет является консультативно-совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер.
Председателем Координационного Совета правоохранительных органов является Генеральный Прокурор Республики Казахстан; на него возложена и организация работы данного Совета.
Основными задачами Координационного Совета являются:
1. координация деятельности правоохранительных органов и их нижестоящих структур, выработка предложений по улучшению правоохранительной деятельности,
2. совершенствованию ее правового регулирования;
3. совместный анализ состояния преступности и выработка стратегии борьбы с преступностью и другими правонарушениями, привлечение к этой работе государственных органов, общественных организаций и средств массовой информации.
4. Определение основных приоритетов в работе системы правоохранительных органов регионов с наиболее неблагополучной криминогенной обстановкой, реализация комплекса мер по профилактике и предупреждению тяжких, особо тяжких преступлений в этих регионах и в целом по стране;
5. разработка, согласование и выполнение совместных мероприятий по борьбе с наиболее опасными и распространенными преступными посягательствами, экономическими преступлениями, коррупцией, наркобизнесом, терроризмом, незаконной миграцией, деятельностью организованных преступных группировок и сообществ;
6. анализ деятельности правоохранительных органов по защите конституционных прав и свобод граждан, интересов государства при производстве уголовного преследования, обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление Разработка и дача указаний и методических рекомендаций, информационных писем по основным и наиболее актуальным направлениям деятельности и устранению нарушений законности;
7. формирование единообразной практики применения законодательства, направленного на борьбу с преступностью и другими правонарушениями. Выработка и внесение предложений Президенту Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан о совершенствовании законодательства, направленных на укрепление законности и правопорядка.
Координационный Совет состоит из постоянных членов и членов с временно делегированными полномочиями. Постоянными членами Координационного Совета являются: Генеральный Прокурор Республики Казахстан; Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; Министр внутренних дел Республики Казахстан; Министр юстиции Республики Казахстан; Председатель Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции); Министр финансов Республики Казахстан; Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан; Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Членами Координационного Совета с временно делегированными полномочиями являются: Председатель Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан; Председатель Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан; Председатель Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан; Директор Пограничной службы Комитета национальной безопасности; Директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции.
Председатель Координационного Совета из числа работников Генеральной прокуратуры Республики Казахстан назначает секретаря Координационного Совета, который руководит Секретариатом Координационного Совета. В состав Секретариата входит по одному сотруднику правоохранительного органа, руководитель которого является постоянным членом Координационного Совета.
Работа Координационного Совета строится на основе совместно принятых полугодовых планов; предложения в планы работы вносятся членами Совета Совет созывается его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, при кворуме не менее 2/3 от числа постоянных членов Координационного Совета. По инициативе членов Совета могут созываться его внеочередные заседания.
Подготовка материалов на рассмотрение Совета осуществляется руководителем ведомства, указанного в плане работы первым. На основе представленных материалов секретарем Совета готовится повестка дня, которая после утверждения председателем Совета, не позднее, чем за 7 дней до начала заседания с приложением всех необходимых документов вручается членам Совета. Обеспечение явки приглашенных на заседание Совета, ознакомление их с соответствующими документами осуществляется ведомством, подготовившим вопрос на рассмотрение Совета. Если вопрос готовился несколькими ведомствами, то указанную работу выполняет секретарь Совета. Решения принимаются простым большинством голосов и реализуются приказами руководителей правоохранительных органов, либо их совместными указаниями, методическими рекомендациями, информационными письмами и т.п.. Доработка документов по рассмотренным на Совете вопросам производится не позднее, чем в трехдневный срок ведомствами и лицами, подготовившими вопрос, и представляются Секретарю Совета.
Результаты обсуждения и принятые решения заносятся в протокол, который оформляется в течение пяти дней после проведенного заседания. Протокол подписывается председателем Совета и секретарем, а затем рассылается в правоохранительные и другие органы с приложением соответствующих рекомендательных писем, указаний, приказов либо других документов.
Контроль за исполнением принятых решений осуществляет Секретарь Совета и ответственные работники правоохранительных органов, на которых приказами их руководителей возложена эта обязанность. На заседания координационных совещаний могут быть приглашены представители органов власти, руководители ведомств, контролирующих органов, представители средств массовой информации.
Под председательством Главного военного прокурора, прокуроров городов Астаны, Алматы, областей и приравненных к ним создаются координационные Советы с аналогичными задачами и функциями. Координационные советы правоохранительных органов районов и городов возглавляются прокурорами соответствующих территориальных единиц.