Структура Совета Министров

Структура Совета Министров представляет собой внутрен­нее его устройство, которое следует рассматривать с двух пози­ций: 1)как состав Совета Министров и 2) как систему, форму организации Совета Министров.

Первый вид структуры четко обозначен в статье 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов госу­дарственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь». В состав Со­вета Министров входят:

1)Премьер-министр Республики Беларусь;

2)заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

3)Глава Администрации Президента;

4)Председатель Комитета государственного контроля;

5)Председатель Правления Национального банка;

6)Президент Национальной академия Беларуси;

7)министры;

8)председатели государственных комитетов;

9)Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Названная структура — это структура собственно Совета Ми­нистров, т.е. коллегиального конституционного органа.

Как уже отмечалось, Премьер-министр Республики Беларусь является в первую очередь руководителем Правительства. Он на­значается Президентом с согласия Палаты представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь.

В разных странах подобный руководитель имеет не одинако­вый статус и именуется по-разному. В Российской Федерации он называется Председателем Правительства, во Франции — Премь-

ер-министром,в Италии — Председателем Совета Министров, в Японии — Премьер-министром, в Болгарии и Венгрии — Минис­тром-председателем, в Польше — Председателем Совета Минис­тров.

По Конституции Республики Беларусь 1994 г. он назывался Премьер-министром, а по Конституции БССР 1978 г.— Председа­телем Совета Министров. Название такого должностного лица оп­ределяется его правовым статусом. Премьер-министр должен об­ладать и полномочиями, не относящимися исключительно к компетенции Правительства. Ему необходимы свои полномочия внешнего характера, равнозначные правительственным. Тогда он действительно был бы Премьер-министром Республики Беларусь.

По действующему законодательству Республики Беларусь Премьер-министр таких полномочий не имеет. В связи с этим он — Председатель Совета Министров или просто Премьер-ми­нистр. По статье 106 Конституции рассматриваемое должностное лицо называется Премьер-министром, а в ряде статей Закона (ст.ст. 19—22, 24, 25, 27) — Премьер-министром Республики Бе­ларусь, т.е. его статус повышен. Подобное название употребляет­ся и в Указе Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организа­ций, подчиненных Правительству Республики Беларусь». В За­коне Республики Беларусь «О Кабинете Министров Республики Беларусь» в статьях 17, 21, 22 говорится о Премьер-министре, а в статьях 23, 24 — о Премьер-министре Республики Беларусь1.

В соответствии со статьей 20 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных орга­нах» Премьер-министр Республики Беларусь непосредственно ру­ководит деятельностью Правительства и несет ответственность за его работу, организует его работу и руководит заседаниями, распре­деляет обязанности между своими заместителями и координирует их деятельность. Он подписывает постановления, принимаемые Со­ветом Министров, и издает распоряжения, представляет без допол­нительных полномочий Правительство в международных отноше­ниях, проводит переговоры и заключает международные договоры от имени Совета Министров в пределах компетенции Правитель­ства, Последнее лишний раз свидетельствует, что Премьер-министр в международных отношениях представляет Совет Министров, а не

[1] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 13. Ст. 128.

Республику Беларусь. Следовательно, он не Премьер-министр Рес­публики Беларусь, а только Премьер-министр, руководитель Пра­вительства.

На Премьер-министре лежит обязанность информировать Пре­зидента об основных направлениях деятельности Правительства и всех важнейших его решениях, а также осуществлять полномо­чия Президента в случае вакансии такой должности или невоз­можности исполнения им своих обязанностей по предусмотрен­ным основаниям.

В Конституции и в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» не предус­мотрена процедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правом выдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительно Президент. При этом возможно участие Администрации Президента, которая занимает­ся вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в те­чение которого Президент, заняв свою должность, обязан предста­вить кандидатуру в Палату представителей для дачи согласия на назначение Премьер-министра. Обоснованным было бы опреде­лить такой срок в Конституции и вышеупомянутом Законе.

В Регламенте Палаты представителей (гл.30) подробно урегу­лирован порядок дачи согласия Президенту на назначение Премь­ер-министра. Представление Президента рассматривается в посто­янных комиссиях Палаты представителей, которые дают заключе­ния. Заключения докладываются перед голосованием постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства. Депутаты вправе задавать вопросы как Президенту, так и самому кандидату на должность Премьер-министра. Каждый из них может высказывать свое мнение по .предложенной кандида­туре, агитировать за или против нее. Согласие считается данным, если проголосовало «за» большинство от полного состава Палаты представителей. Решение принимается не позднее чем в двух­недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра тайным голосованием.

В Республике Беларусь Премьер-министр наделен опреде­ленными правами в вопросе формирования Правительства. Преи­мущественно такими правами обладает Президент. Согласно Конституции БССР 1978 г. Председатель Совета Министров представлял Верховному Совету состав Правительства для утвер­ждения, внесения в него изменений. По Конституции 1994 г. он такого права лишен.

Заместителей Премьер-министра назначает на должность и освобождает от должности Президент по предложению Премь­ер-министра. Заместители Премьер-министра осуществляют ко­ординацию деятельности республиканских органов Государствен­ного управления, подчиненных Совету Министров, контроль за их работой и дают им указания но обеспечению исполнения Конституции, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра и по иным вопро­сам их деятельности.

Заместители Премьер-министра предварительно рассматри­вают предложения и проекты документов, внесенных в Совет Министров, исполняют иные обязанности в соответствии с рас­пределением обязанностей и несут ответственность за состояние дел в управляемых ими отраслях экономики и сферах деятель­ности (ст. 21 Закона).

В состав Совета Министров кроме министров могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления (ч. 4 ст. 106 Конституции). В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 в состав Совета Министров Республики Беларусь все вхо­дят по должности.

Таким образом, формулировка пункта 2 Указа не идентична формулировке части 4 статьи 106 Конституции и статьи 18 Зако­на «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», что дает повод для определенных размышлений. В части 4 статьи 106 Конституции и статье 18 данно­го Закона главными и обязательными членами Правительства на­званы министры, а руководители иных республиканских органов государственного управления только могли входить в состав Совета Министров.

В настоящее время членами Правительства являются все по должности, и приоритет отдан не законодательно признанным министрам, а руководителю Администрации Президента, Предсе­дателю Комитета государственного контроля, Председателю Прав­ления Национального банка, Президенту Национальной акаде­мии наук Беларуси.

Несомненно, руководители указанных органов необходимы в Правительстве, но они не являются министрами, а возглавляемые ими органы не отнесены по действующему законодательству к числу республиканских органов государственного управления. Чтобы не было сомнений в том, что они являются таковыми, це-

лесообразно в законодательном акте четко определить их статус как республиканских органов. В пункте 1 Положения об Управ­лении делами Президента Республики Беларусь прямо подчер­кнуто, что Управление делами является республиканским орга­ном государственного управления, но его руководитель — Управ­ляющий делами Президента Республики Беларусь — не включен в состав Совета Министров.

Возникает вопрос о том, что означает «входить в состав Пра­вительства по должности». Должности Главы Администрации Президента, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка и Президента На­циональной академии наук Беларуси должны быть приравнены к должности Премьер-министра, его заместителей или министров. Первый вариант исключается, а чтобы второй был реально вопло­щен, необходимо наличие специальной оговорки в рассматривае­мом Указе Президента или в ином правовом акте, предусматрива­ющей что руководители указанных органов по статусу являются министрами. В противном случае возникают сомнения о право­мерности включения их в состав Совета Министров.

Должности Премьер-министра, его заместителей, министров непосредственно связаны с Советом Министров, являются его обязательными структурными элементами, составными частями. Без них не может быть Совета Министров как органа исполни­тельной власти.

С учетом сказанного пункт 2 данного Указа правильнее было бы изложить в следующей редакции: «В состав Совета Минис­тров входят Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь и министры. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов го­сударственного управления», т.е. воспроизвести часть 4 статьи 106 Конституции и статью 18 Закона «О Совете Министров Республи­ки Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

В действующий состав Совета Министров не включены ректор Белорусского государственного университета ввиду переподчине­ния университета Министерству образования, руководитель Аппа­рата Совета Министров, директор Департамента по гуманитарной деятельности, так как данный департамент упразднен как самостоя­тельный орган и присоединен к Управлению делами Президента.

Структура Совета Министров Республики Беларусь как форма его организации представляется в следующем виде:

1) собственно Совет Министров

2)Президиум Совета Министров;

3)Аппарат Совета Министров.

Каждое звено указанной структуры имеет свою внутреннюю структуру. У Совета Министров и его Президиума она выражает­ся в их составе.

Президиум Совета Министров является органом Совета Ми­нистров. В соответствии со статьей 27 Закона «О Совете Минис­тров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» в состав Президиума входят Премьер-министр и замес­тители Премьер-министра. Таким образом, Президиум образовы­вался автоматически после формирования Правительства и не за­висел от воли Президента или Премьер-министра. В его составе могли быть иные члены Правительства, по усмотрению Прези­дента, однако это не влияло на полноценность и качество работы рассматриваемого органа.

В настоящее время в соответствии с частью 2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государ­ственного управления и иных государственных организаций, подчи­ненных Правительству Республики Беларусь» в состав Президиума кроме Премьер-министра и его заместителей входят Глава Адми­нистрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Министр экономики, Министр финансов, Министр иностранных дел.

Согласно Закону «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и названному Указу Президиум представляет собой орган Совета Министров. Он пре­дусматривался и в Конституции БССР 1978 г. как орган Совета Ми­нистров. Если он провозглашается органом, то следует, во-первых, предоставить ему право выступать от своего имени, а не от имени Совета Министров и более конкретно (отдельным нормативным правовым актом или в упомянутом выше Законе) определить его правовой статус; во-вторых, установить взаимоотношения с Сове­том Министров. Последний должен иметь право пересматривать и, возможно, отменять акты Президиума.

Фактически же это не орган Совета Министров, а скорее организационная форма его работы. Совет Министров может ра­ботать как в расширенном (полном), так и в узком составе. Рас­ширенный состав ~ это собственно Совет Министров, узкий (Пре­зидиум) — подобие Кабинета Министров, или Малого Совета Министров, или Правительства.

Попытка рассматривать Президиум как организационную форму работы Совета Министров, вероятно, заложена в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (гл. 7), но не доведена до логического конца. В этой связи часть 1 статьи 27 указанного Закона и часть 2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» следовало бы сформулировать примерно так: «Для оперативного решения вопросов Совет Министров может проводить заседания в составе Премьер-министра и заместителей Премьер-министра. По решению Президента в таких заседаниях могут участвовать иные члены правительства».

Основным предназначением Президиума Совета Министров является оперативное решение вопросов. Оперативность выражает­ся в созыве его заседаний и их проведении. Присутствие всех чле­нов Правительства на часто проводимых заседаниях и при решении вопросов, не требующих широкого обсуждения и выявления мне­ния всех членов Правительства, отвлекает руководителей республи­канских органов государственного управления от решения своих отраслевых вопросов. Возможность принятия решений на заседани­ях Президиума позволяет избежать этих негативных моментов.

Президиум является постоянно действующим органом, т.е. он функционирует, выполняет свои задачи в период деятельнос­ти Совета Министров. В соответствии со статьей 23 Закона срок полномочий Совета Министров определяется сроком полномо­чий Президента, поскольку Совет Министров формируется Пре­зидентом и только ему подотчетен. По Конституции БССР 1978 г. срок деятельности Правительства зависел от срока деятельности Верховного Совета, которым оно образовывалось. По Конститу­ции Республики Беларусь 1994 г. его срок определяется также сроком деятельности Президента.

Существуют две формы прекращения деятельности Прави­тельства-. сложение полномочий и отставка.

Сложение полномочий происходит перед вновь избранным Пре­зидентом, если Президентом не принято решение об отставке Пра­вительства.

Вопросы об отставке Правительства регулируют пункт 5 статьи 106 Конституции и статья 24 Закона «О Совете Минис­-

тров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Отставка возможна:

1)по собственной инициативе Правительства;

2)по инициативе Президента;

3)в случае выражения Палатой представителей Националь­ного собрания вотума недоверия Правительству.

По собственной инициативе Правительство может заявить о своей отставке, если сочтет невозможным дальнейшее исполне­ние возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право заявить о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

Президент вправе по собственной инициативе принять реше­ние об отставке Правительства и освободить от должности любо­го его члена. В законодательстве не устанавливаются причины (условия), при наличии которых Президент может так поступить.

В случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству оно заявляет Прези­денту о своей отставке. Президент может принять отставку или не согласиться с решением Палаты представителей. В таком слу­чае Президент обязан распустить Палату представителей и назна­чить новые выборы.

Процедура отставки Правительства не регламентирована.

В статье 106 Конституции и части 4 статьи 24 названного За­кона упоминается термин «сложение полномочий» Правитель­ством. Однако его суть не раскрывается, и не определяются слу­чаи его возможного проявления. Правительство должно слагать свои полномочия после избрания Президента, что и произошло в 1996 г. после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. и установления правила о том, что срок полномочий Президента исчисляется со дня вступления в силу Конституции (ст. 144). Президент Указом от 5 декабря 1996 г. № 509 «О Кабинете Министров Республики Беларусь» установил, что в соответствии со статьей 145 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) до образования Совета Министров Республики Беларусь его полномочия осуществляет Кабинет Министров Республики Бела­русь, и все его члены сохраняют полномочия до формирования Совета Министров1. Совет Министров был сформирован Указом

[1] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1996. № 34. Ст. 890.

от 14 января 1997 г. №57 «Об утверждении состава Совета Ми­нистров Республики Беларусь». В его состав были включены кроме Премьер-министра Республики Беларусь, его заместите­лей, министров, председателей государственных комитетов Глава Администрации Президента и Председатель Комитета государ­ственного контроля Республики Беларусь1.

Аналогичное наблюдалось и в 2001 г. после переизбрания Президента на новый срок.

Отставка Правительства, или сложение им полномочий, однов­ременно влечет за собой сложение полномочий или отставку Пре­зидиума.

Аппарат Совета Министров в его структуре занимает как бы второстепенное, вспомогательное место. Такое место определяется самим названием, а также тем, что он не предназначен для реше­ния вопросов, отнесенных к компетенции Совета Министров. Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в орга­низационно-техническом обеспечении деятельности Премьер-ми­нистра Республики Беларусь и его заместителей, а также в оказа­нии консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским орга­нам государственного управления и иным государственным орга­низациям (ст. 1 Положения об Аппарате Совета Министров Рес­публики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 30 ноября 2001 г. № 1729). Под «иными государ­ственными организациями» следует понимать только подчиненные Совету Министров организации, о которых речь идет в Указе Пре­зидента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О со­вершенствовании системы республиканских органов государствен­ного управления и иных государственных организаций, подчинен­ных Правительству Республики Беларусь2.

Аппарат Совета .Министров в пункте 1 Положения об Аппа­рате Совета Министров Республики Беларусь рассматривается как учреждение. Такое отождествление вряд ли удачно, посколь­ку не раскрывает его главного назначения. В Положении 1977 г. подчеркивалось, что Аппарат — это рабочий орган Правительства. Подобное определение более соответствовало предназначению Аппарата. Нынешнее определение не объединяет Аппарат с Сове­-

[1] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 2. Ст. 62.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 92, 1/3078.

том Министров, не подчеркивает, что Аппарат является внутрен­ним образованием, а как бы обособляет его.

Правильнее было бы не определять Аппарат через понятие «орган» или «учреждение», а просто записать, что Аппарат Сове­та Министров осуществляет организационно-техническое обеспе­чение деятельности Премьер-министра и его заместителей и т.п.

Аппарат состоит из:

1)руководителя Аппарата;

2)заместителей руководителя Аппарата;

3)структурных подразделений Аппарата.

Руководитель Аппарата назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Министров по согласованию с Президентом. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должность и освобождаются от должнос­ти постановлением Совета Министров.

Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь. До 24 октября 2001 г. он состоял из 27 структурных подразделений. Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь 24 октября 2001 г. структура Аппарата изменена. Целый ряд структурных подразделений укрупнен. Таким образом, их стало меньше, но ими обеспечиваются все функции Совета Ми­нистров. В настоящее время Аппарат состоит из 11 структурных подразделений, исключая руководство Аппарата. Ими являются:

1)Секретариат Премьер-министра и заместителей Премь­ер-министра Республики Беларусь;

2)Главное управление международного сотрудничества и торговли;

3)Управление по взаимодействию с республиканскими и местными органами власти и государственного управления;

4)Управление по вопросам обороны и правоохранительных органов;

5)Главное экономическое управление;

6)Главное управление промышленного и топливно-энергети­ческого комплексов;

7)Главное управление строительства, жилищно-коммуналь­ного хозяйства, транспорта и связи;

8)Главное управление агропромышленного комплекса;

9)Управление социально-культурной сферы;

10)Управление здравоохранения, социальной защиты и санаторно-курортного лечения населения;

11) Канцелярия Правительства Республики Беларусь.

Наиболее крупное подразделение, существующее на правах Главного управления,— Канцелярия Правительства, объединив­шая, по существу, все внутриорганизационные структуры: юриди­ческое управление, управление делопроизводства, финансовый отдел, отдел писем и приема граждан, сектор учета кадров и др.

Структурные подразделения Аппарата выполняют функции, возложенные на Аппарат. Их статус определяется положениями, утверждаемыми приказами руководителя Аппарата Они осущес­твляют свою деятельность под руководством Премьер-министра, его заместителей, руководителя Аппарата и его заместителей в соответствии с распределенными обязанностями.

Аппарат является юридическим лицом.

Основные задачи Аппарата: организация своевременной и ка­чественной подготовки проектов постановлений Совета Минис­тров, распоряжений Премьер-министра, в том числе осуществле­ние обязательной юридической экспертизы этих проектов; организация подготовки проектов декретов, указов, распоряжений Президента, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер-министром и его заместителями Президенту, Националь­ному собранию, иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам; организация контроля за исполнением декретов, указов, распоря­жений и поручений Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров; осуществление контро­ля за исполнением постановлений Совета Министров и распоря­жений Премьер-министра, указаний и поручений Премьер-минис­тра, а также подготовка предложений по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением выполнения этих решений.

Выполняя задачи, Аппарат осуществляет разнообразные функ­ции, одни из которых являются внутренними (их преобладающая часть), другие — внешними. К внутренним относятся функции, связанные с:

1) планированием работы Совета Министров и его Президи­ума;

2)подготовкой заседаний Совета Министров и его Президи­ума;

3)подготовкой проектов правовых актов и других докумен­тов;

4)делопроизводством;

5)обращениями граждан;

6) осуществлением других действий.

Аппарат осуществляет подготовку проектов планов работы Совета Министров и его Президиума. Он организует подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях Совета Министров и его Президиума. Эти материалы могут быть представлены в со­ответствующем порядке различными государственными органа­ми: Комитетом государственного контроля, Национальным банком, государственными организациями, облисполкомами и Минским горисполкомом, другими государственными органами. Подобны­ми могут быть и материалы, представленные на совещаниях у Премьер-министра и его заместителей.

Таким образом, Совет Министров значительно расширил круг органов и организаций, которые могут представлять материалы на рассмотрение Совета Министров и его Президиума. Группа таких органов и организаций, по существу, не определена по сравнению с пунктом 13.6 ранее действовавшего Положения об Аппарате Со­вета Министров Республики Беларусь (1997 г.). В нем подчерки­валось, что материалы могли представляться на рассмотрение Со­вета Министров министерствами, другими республиканскими орга­нами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. В пункте 4.12 действующего Поло­жения об Аппарате Совета Министров республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров, даже не упоминаются. Это серьезное упущение, которое должно быть исправлено.

Аппарат осуществляет организационно-техническую подготов­ку заседаний и оформление протоколов, заседаний.

Большое место в деятельности Аппарата занимают функции, связанные с подготовкой проектов нормативных правовых актов и других документов. Рассматриваемый орган организует подго­товку проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проектов законов, иных документов, на­правляемых Премьер-министром и его заместителями Президен­ту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам и организациям Рес­публики Беларусь, иностранным государствам и гражданам, в меж­дународные организации и международные образования.

На Аппарат возложено ведение делопроизводства по поста­новлениям -Совета Министров, распоряжениям Премьер-минис­-

тра и другим документам, оформление документов и сдача их в Государственный архивный фонд.

Аппарат ведет кадровый реестр Совета Министров, организу­ет прием граждан в Совете Министров и рассмотрение их предло­жений, заявлений и жалоб, контроль за своевременным и правиль­ным решением поставленных в обращениях граждан вопросов, а также оформляет материалы, связанные с выездом в зарубежные государства правительственных делегаций и командированием ра­ботников Аппарата за границу по служебным делам.

Функциями внешнего характера являются преимущественно контроль, работа, связанная с кадрами и информацией. Аппарат призван организовывать контроль за исполнением декретов, ука­зов, распоряжений и поручений Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров, обеспечи­вать контроль и систематическую проверку исполнения поста­новлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, а также указаний и поручений Премьер-министра и его замести­телей, информировать указанных лиц о ходе выполнения этих ре­шений и готовить предложения по результатам проверок. Осу­ществляются проверки состояния работы с обращениями граждан в государственных организациях, в местных исполнительных и распорядительных органах.

По указаниям и поручениям Премьер-министра и его замести­телей осуществляется подготовка материалов и предложений по подбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуется также работа по подготовке, переподго­товке и повышению квалификации управленческих кадров государ­ственных организаций и аттестации их руководящих работников.

Аппарат осуществляет информирование населения о приня­тых постановлениях Совета Министров, распоряжениях Премь­ер-министра, решениях, принятых на заседаниях Совета Минис­тров и его Президиума, на совещаниях, проводимых Премьер-минис­тром и его заместителями, а также доводит принятые правовые акты до сведения юридических и физических лиц.

Названные функции обеспечены соответствующими полно­мочиями. Одни из них могут осуществляться только по поруче­нию Премьер-министра и его заместителей (указания и поруче­ния государственным организациям, облисполкомам, Минскому горисполкому по подготовке вопросов и согласованию подлежа­щих рассмотрению на заседаниях Совета Министров, его Прези­диума, на совещаниях у Премьер-министра и его заместителей);

другие — в случае возникновения у Премьер-министра или его заместителей определенной необходимости (запросить у государ­ственных организаций, облисполкомов, Минского горисполкома необходимые Премьер-министру и его заместителям документы о выполнении постановлений Совета Министров и распоряжений Премьер-министра, а также указаний и поручений Премьер-министра и его заместителей); третьи — в связи с соответствующими на­рушениями, допущенными подведомственными Совету Министров организациями (возвращение государственным организациям, облис­полкомам, Минскому горисполкому проектов нормативных право­вых актов, иных документов в случаях их несоответствия Регламен­ту Совета Министров); четвертые — при возникновении в процессе работы определенной потребности (приглашение представителей государственных организаций, облисполкомов, Минского гориспол­кома для разрешения возникающих в процессе работы вопросов).

Полномочия руководителя Аппарата в основном сводятся к организации работы Аппарата, т.е. являются внутриорганизационными. По Положению 1977 г. он обладал и полномочиями внеш­него характера. Следует подчеркнуть, что Положение 2001 г. вы­держано в русле требований Президента, который в Указе от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы респуб­ликанских органов государственного управления и иных государ­ственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» предписал «принять меры по совершенствованию дея­тельности Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, исхо­дя из того, что он осуществляет только организационно-техничес­кое обеспечение деятельности Премьер-министра Республики Бе­ларусь и его заместителей, оказывает консультативную и методо­логическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органам и иным государственным орга­низациям, не наделен властными полномочиями и правом прини­мать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей».

Так, руководитель Аппарата призван организовывать работу Аппарата и осуществлять руководство его деятельностью, пред­ставлять Премьер-министру подготовленные проекты правовых актов и документов. Он утверждает порядок ведения делопроиз­водства в Аппарате, распоряжается имуществом Аппарата и его денежными средствами, может издавать приказы по вопросам организации работы Аппарата, назначать на должности и осво­бождать от должностей работников Аппарата, не относящихся к

служащим государственного аппарата, применять дисциплинар­ные взыскания в отношении работников Аппарата (кроме приме­нения увольнения как меры дисциплинарного взыскания к работ­никам, назначение которых на должность производится Премь­ер-министром (п. 14 Положения), а также осуществляет иные по­добные полномочия.

Структурные подразделения возглавляют их руководители, которые назначаются на должность и освобождаются от должнос­ти постановлениями Совета Министров. Подобный порядок рас­пространяется и на заместителей названных руководителей. Дру­гие работники Аппарата, относящиеся к служащим государствен­ного аппарата, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Премьер-министра.

Руководители структурных подразделений Аппарата наделены полномочиями внутриорганизационного и внешнего характера. Последние в настоящее время могут осуществляться, как правило, лишь по поручению Премьер-министра или его заместителей и связаны с обеспечением деятельности Премьер-министра и его за­местителей. Рассматриваемые полномочия выражаются в том, что руководители при необходимости могут участвовать в заседаниях Совета Министров, его Президиума, совещаниях у Премьер-ми­нистра и его заместителей в соответствии с указаниями и поруче­ниями данных лиц. Они вправе запрашивать по поручению Премь­ер-министра и его заместителей у государственных организаций, облисполкомов, Минского горисполкома необходимые документы для подготовки вопросов, рассматриваемых Премьер-министром и его заместителями, а также на заседаниях Совета Министров и его Президиума; привлекать в необходимых случаях работников ука­занных органов к подготовке вопросов, подлежащих рассмотрению Премьер-министром и его заместителями или на заседаниях Сове­та Министров и его Президиума.

Руководители структурных подразделений могут участвовать в заседаниях коллегий государственных организаций, заседаниях облисполкомов, Минского горисполкома, в проводимых ими со­вещаниях, вправе проводить совещания с представителями этих организаций по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата и подразделения, давать в установленном порядке письменные и устные ответы на обращения граждан, оказывать консультатив­ную и методологическую помощь подчиненным Совету Минис­тров государственным организациям и т.д.

Немаловажную роль в работе Совета Министров играют органы, создаваемые при Совете Министров. Они могут быть временными и постоянными. Временные органы после выполне­ния поставленной задачи утрачивают свой статус.

Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2001 г. № 16671 был утвержден состав организационного комитета по проведению новогоднего праздни­ка для детей, председателем комиссии назначен заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, членами — Министр образования, Министр культуры и др., всего 19 человек. После проведения названной акции организационный комитет потерял свои полномочия и утратил свое назначение.

Постоянные органы работают длительное время, как прави­ло, не оговоренное в законодательстве. Постоянных органов су­ществует много — более 100, и они весьма разнообразны, Цель создания таких органов определяется оказанием практической квалифицированной помощи при решении Советом Министров тех или иных вопросов, осуществлении соответствующих мероп­риятий. В основном это комиссии, советы и другие рабочие орга­ны. Возглавляют их, как правило, заместители Премьер-министра в соответствии с распределенными обязанностями.

Один заместитель, например, возглавлял 10 таких органов. Среди них: комиссия по координации деятельности республикан­ских органов государственного управления по вопросам ценооб­разования, комиссия по вопросам международного технического сотрудничества, комиссия по проблеме неплатежей, совет по вопросам страхования, межведомственная комиссия по денежно­му обращению, государственная комиссия по освобождению юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей от финансо­вой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве и др.

Другой заместитель, курирующий социально-культурную сфе­ру, возглавлял 17 подобных органов: Комиссию по делам несовер­шеннолетних, Национальную комиссию по устойчивому развитию Республики Беларусь, Комиссию по вопросам государственной научно-технической политике, Республиканский межведомственный совет по вопросам оздоровления и санаторно-курортного лечения населения, Национальный совет по трудовым и социальным вопро­-

[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. - № 109, 5/9417.

сам, Организационный комитет белорусско-российской благотвори­тельной акции «Прикоснись к сердцу ребенка» и др.

Комиссии, советы и другие рабочие органы Совета Минис­тров образуются в основном изданием постановлений Совета Министров или распоряжений Премьер-министра. Например, постановлениями образованы Комиссия по государственному ре­гулированию труда и социальной защите населения, Совет по ценным бумагам и лотерейной деятельности, Национальный ко­митет по народонаселению.

Распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь об­разованы: Координационный совет по вопросам кредитно-денеж­ной и финансовой политики (распоряжение от 26 марта 1998 г. № 84р), Межведомственный совет по развитию экспорта (распо­ряжение от 7 мая 2001 г. № 297р), Межведомственный совет по взаимодействию в области проблем малого научно-инновацион­ного предпринимательства (распоряжение от 8 ноября 2000 г. №425р).

В некоторых случаях рассматриваемые органы создаются Пре­зидентом путем издания указов. Так образованы Комиссия по проблеме неплатежей (Указ Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994 г. №251), Национальная комиссия по правам ребенка (Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 106), Межведомственная комиссия по вопросам присоединения Респуб­лики Беларусь ко Всемирной торговой организации (Указ Прези­дента Республики Беларусь от 27 июля 1999 г. № 439)

Отдельные комиссии образуются совместными постановлениями Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь. Подобным образом создана Межведомственная комис­сия по денежному обращению2.

По своему правовому положению указанные органы при Со­вете Министров весьма различаются. Одни из них наделены полномочиями самостоятельно и окончательно решать вопросы, другие, изучив вопрос, высказывают свое квалифицированное мнение в виде определенных решений и.представляют их в Совет Министров, третьи — наделены властными полномочиями, и их решения являются обязательными для адресатов, четвертые — только рекомендуют, советуют, вносят предложения в соответ­

[1] Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1994. № 13. Ст. 335; 1996. № 8. Ст. 205; 1999. № 21. Ст. 611.

2 Там же. № 29. Ст. 855.

ствующие органы, в том числе и в Совет Министров. Немалая часть комиссий и других подобных органов наделена координа­ционными функциями. Одни комиссии работают по своим пла­нам, т.е. строят работу самостоятельно, другие по поручениям, предложениям Совета Министров, Премьер-министра, его замес­тителей, республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству.

Так, Республиканский межведомственный совет по пробле­мам инвалидов наделен правом выносить решения, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, местный исполнительными и распорядительными органами, государственными предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями, которые доводятся до них в виде выписок из протоколов его заседаний. Совет организует свою ра­боту на основе утвержденного им плана. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие (По­ложение о Республиканском межведомственном совете по пробле­мам инвалидов, утв. установлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 2 мая 1997 г- № 4291).

Подобными полномочиями обладает и Комиссия по делам не­совершеннолетних, и Республиканский межведомственный совет по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов2. В статье 5 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних записано, что комиссия по делам несовершеннолетних по вопросам, которые находятся в ее компетенции, принимает постановления, обязательные для исполнения предприятиями, организациями, учреждениями независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами. Все названные организации и должностные лица обязаны в течение месяца сообщить комиссии о мерах, приня­тых в целях выполнения ее постановлений.

Отдельным комиссиям предоставлено право осуществлять контроль по вопросам их Деятельности. Так, Межведомственная комиссия по денежному обращению вправе заслушивать руково­дителей министерств и иных республиканских органов государ­ственного управления областных и городских исполкомов, орга­низаций, предприятий п0 вопросам, входящим в ее компетенцию

[1] Собрание декретов, Указов Президента и постановлений Совета Минис­тров Республики Беларусь. 1997. № 14. Ст. 507.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002 № 12,5/9791.

(п. 5 Положения о Межведомственной комиссии по денежному обращению1).

Валютно-кредитная комиссия также наделена правом заслу­шивать на своих заседаниях сообщения и отчеты министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполкомов, банков, объедине­ний, предприятий и организаций разных форм собственности о привлечении и использовании иностранных кредитов и центра­лизованных валютных средств, получать от них необходимую информацию и материалы по вопросам, которые входят в компе­тенцию комиссии. По результатам таких сообщений комиссия может выносить, как правило, рекомендации, предложения по­дотчетным организациям.

Большинство рассматриваемых органов не обладает такими полномочиями. В качестве примера можно привести Совет по вопросам страхования. Он осуществляет подготовку предложе­ний и рекомендаций по формированию государственной полити­ки в области страхования2. Или, например, Комиссия по вопро­сам государственного регулирования ценообразования рассматрива­ет вопросы по поручению Премьер-министра, по предложению его заместителей, республиканских органов государственного управле­ния, объединений, облисполкомов и Минского горисполкома и при­нятые решения доводит до них через Министерство экономики3.

Основной формой работы комиссий и других подобных орга­нов являются заседания, которые проводятся по мере необходи­мости или в определенные законодательством сроки (как прави­ло, один раз в квартал). Все они осуществляют свою деятельность от своего имени. Их члены выполняют обязанности на обществен­ных началах.

Качественный состав указанных органов определяется целя­ми органа. Например, в Валютно-кредитную комиссию входят:

1)Премьер-министр (председатель комиссии);

2)заместитель Премьер-министра;

3)заместитель Министра экономики (секретарь комиссии);

[1] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 29. Ст. 855.

2 Там же. 1997. № 22-23. Ст. 794.

3 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 63, 5/6282.

4)начальник отдела экономической безопасности Государ­ственного секретариата Совета Безопасности Республики Бела­русь;

5)заместитель Премьер-министра Республики Беларусь;

6)Председатель Правления открытого акционерного общес­тва «Бел Внешэкономбанк»;

7)Председатель Правления открытого акционерного общес­тва «Сберегательный банк «Беларусбанк»;

8)Председатель Постоянной комиссии Палаты представите­лей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике;

9)Министр финансов;

10) Министр промышленности и др.1

Комиссия по делам несовершеннолетних состоит из замести­теля Премьер-министра, курирующего социально-культурную сфе­ру (председатель комиссии), Министра образования, первого за­местителя Министра юстиции, первого заместителя Министра культуры, первого заместителя Министра здравоохранения, за­местителя Министра внутренних дел, заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь, судьи Верховного Суда, замес­тителя Министра по труду и социальной защите, заместителя Министра спорта и туризма, главного специалиста Управления по вопросам обороны правоохранительных органов Аппарата Со­вета Министров Республики Беларусь2.

Правовой статус рассматриваемых органов не всегда опреде­ляется специально изданными положениями. Например, Комис­сия по имплементации международного гуманитарного права, Совет по вопросам страхования, Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией действуют без специаль­ного положения. Значительная часть комиссий осуществляет ра­боту на основе специальных положений3.

[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 116, 5/9531.

2 Там же. 2002. № 19, 5/9895.

3 См.: Собрание декретов, указов Президента и постановлений Прави­тельства Республики Беларусь. 1999. № 12. Ст. 33, № 13. Ст. 370; Собра­ние указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респуб­лики Беларусь. 1995. № 19. Ст. 428.

Наши рекомендации