Правовые и организац-е формы осущ-я функций гос-ва
В соответствии с первым подходом под формами осуществления функций государства понимается специфическая деятельность государственных органов, которая противопоставляется деятельности негосударственных организаций. Выделяют следующие виды государственной деятельности, которые можно отнести к формам осуществления функций государства: законодательная, исполнительная, судебная и контрольно-надзорная. Законодательная деятельность заключается в издании высшими представительными органами государства нормативно-правовых актов, которые обладают высшей юридической силой (законы). Исполнительная деятельность – это основанная на законах повседневная реализация органами исполнительной власти функций государства, данная деятельность имеет подзаконный характер и допускает издание нормативно-правовых актов, обладающих меньшей юридической силой, чем законы. Судебная деятельность заключается в осуществлении правосудия всеми элементами судебной системы государства, разрешение споров между субъектами права, установление меры ответственности правонарушителей. Судебная деятельность связана с созданием правовых актов индивидуального характера. Контрольно-надзорная выражается в проверке деятельности органов государства, должностных лиц, решений, принимаемых этими органами и лицами на предмет соответствия конституции, законам и другим нормативно-правовым актам. В данном случае осуществляется контроль и надзор за законностью. Важнейшее место в этой деятельности занимает прокурорский надзор. Данная деятельность предполагает издание правовых актов индивидуального характера. В соответствии со вторым подходом под формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов по осуществлению его функций связанная или не связанная с изданием юридических актов. Данный подход позволяет выделить правовую и организационную формы осуществления функций государства.
Правовая форма включает правотворческую и правоприменительную деятельность. Правотворческая деятельность – это деятельность, связанная с созданием, изменением, отменой норм права их санкционированием, как правило, путем издания нормативно-правовых актов. Результатом правотворческой деятельности является создание юридического акта: нормативно-правового акта. Этот акт адресован неопределенному кругу лиц и предназначен для неоднократного регулирования общественных отношений. Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов, направленная на реализацию правовых норм путем издания правоприменительных актов. Правоприменительная деятельность: оперативно-исполнительной, правоохранительная. Оперативно-исполнительная деятельность имеет место в тех случаях, когда субъект права (физическое, юридическое лицо) не может реализовать предоставленные ему законом, либо другим нормативно-правовым актов, права без вмешательства со стороны государства, либо лица, уполномоченного государством. Результатом оперативно-исполнительной деятельности является правоприменительный акт, на основе которого возникают, изменяются, прекращаются правоотношения. В таком правоприменительном акте указывается на права, обязанности, которые возникают у субъекта права, уточняется правовой статус данного лица. (Пример: приказ о зачислении на работу, приказ ректора о зачислении в ВУЗ).
Правоохранительная деятельность – направлена на восстановление нарушенных прав, свобод, законных интересов субъектов права, применение мер ответственности к правонарушителям. Основанием для данного вида правоприменительной деятельности является совершенное правонарушение. Содержанием правоприменительного акта в данном случае составляет меры уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности, иные меры принудительного воздействия на субъекты права. Организационная форма осуществления функций государства включает организационно хозяйственную, организационно регламентирующую, организационно идеологическую деятельность. Организационно хозяйственная деятельность связана с материальным обеспечением выполнения функций государства, включает бухгалтерский учет, организация сбыта, снабжения, ведение статистики. Организационно-регламентирующая деятельность – это работа по техническому, кадровому обеспечению и предполагает набор персонала, работу с ним, повышение квалификации. Организационно идеологическая деятельность – это деятельность, направленная на формирование общественного мнения по различным вопросам внутренней, внешней политики государства. Деятельность, направленная на формирование правовой и политической культуры.
Понятие органов гос-ва
Государственный орган – элемент механизма государства, участвующий в реализации функций государства и наделен для этого властными полномочиями. Признаки:связан с другими элементами механизма государства, он обладает определенной самостоятельностью Для государственных органов характерен государственно-распорядительный порядок образования. Государственный орган имеет внутреннюю структуру. Структурные подразделения – это обособленная часть государственного органа, отдел, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функции государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, это значит, что оно не может от своего имени вступать в правоотношения с какими-то третьими лицами. С какими-то иными организациями. Государственные органы обладают собственной компетенцией. Совокупности прав в отношении определенного предмета ведения. Предмет ведения – это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия. Властные полномочия выражаются в возможности издавать юридические акты. Властными полномочиями обладают только государственные органы в отличие от государственных учреждений. Государственные органы состоят из государственных служащих: гражданин, занимающий должность в государственном органе на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение осуществляет задачи и функции этого органа. Государственные служащие обладают особым правовым статусом. Общие положения, характеризующие правовой статус государственного служащего, закреплены в законодательстве о государственной службе. Там содержатся общие требования к государственным служащим. Особенностью правового статуса государственных служащих является ограничение, связанное с государственной службой. Государственные органы для осуществления своей деятельности наделяются специальной материально-технической базой. Финансирование государственных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета. Государственные органы имеют территориальный характер действия.
Классификация государственных органов:По способу формообразования можно выделить:
ВыборныеНазначаемые органыА также Первичные (органы, которые формируются в порядке престола наследия либо избираются населением – президент, монарх)Производные (органы, которые были сформированы и получили властные полномочия от первичных органов власти – министерство, совет министров, судебные органы)По характеру компетенции:Общей компетенции (регулируют различные сферы общественной жизни, участвуют в реализации всех или большинства функций государства – президент, совет министров, парламент)Специальной компетенции (органы специальной компетенции участвуют в реализации одной либо нескольких смежных функций государства – судебные органы)В зависимости от территориальной сферы действия и объема полномочий высшие и местные органы власти:Высшие органы действуют в пределах всего государстваМестные органы действуют в пределах той или иной административно-территориальной единицы Выделяют также центральные органы власти, к ним относят государственные органы специальной компетенции, действующие в пределах всей территории государства. Под центральными органами власти понимаются министерства и государственные комитеты. В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.