Характеристика предмета и методологии.Соотношение
Понятие,признаки механизма гос-ва
Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм государства характеризуется следующим:Это целостная система Государственные органы Помимо государственных органов в данную систему входят государственные учреждения, государственные организации, государственные служащие и государственные предприятия. Государственное принуждениеГосударственная власть
В основе организации и деятельности механизма государства, в первую очередь государственных органов, лежат следующие принципы:Принцип законности и конституционности Принцип иерархичности и субординации Принцип координацииПринцип демократизма Сочетание выборности и назначаемости Сочетание коллегиальности и единоначалия Принцип гласности
Принцип профессионализма государственных служащих Принцип разделения властей
Понятие и струкрура юриспруденции
Юриспруденция (правоведение) – это общественные науки и особая область знания, область человеческой деятельности, которая изучает государство и право, как взаимосвязанные элементы жизни общества, взаимосвязанные явления.Как совокупность знаний о государстве и праве рассматривает вопросы зарождения, становления государства и права, существование и свойства государственно правовых явлений определяет перспективы развития государства и правовых систем. Классификация: Историко-юридические, Общетеоретические юридические науки. В рамках данной группы изучаются общие закономерности, причины возникновения государства и права, этапы их становления, характеристика государственно правовых систем в современный период.Вторую группу образуют отраслевые юридические науки (отрасли права). В рамках данной группы изучаются особенности правового регулирования различных общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, государственных. В данной группе можно выделить науки, изучающие правовое регулирование, организацию и деятельность правовых государственных органов, некоторых негосударственных организаций, участвующих в юридической деятельности, юридической практике, правотворческом и правоприменительном процессе.
Прикладные юридические науки В рамках данной группы разрешаются правовые проблемы с помощью постижения естественных и точных наук. Как правило, решение юридических проблем заключается в раскрытии правонарушений, наказании нарушителей, поддержании правопорядка – законность в государстве. Международное право
Изучаются особенности правового регулирования отношений между государствами и другими субъектами международного общения. Представлена эта группа международным публичным, гуманитарным правом.
Связь ОТП с другими юридическими науками имеет двусторонний характер. С одной стороны ОТП представляет собой исходную теоретическую основу для существования других юридических наук. Это выражается в методологической функции. С другой стороны ОТП способна развиваться, только опираясь на конкретные знания: историко-юридических, отраслевых, прикладных наук. Данные науки дают материал для исследования ОТП. Взаимодействие ОТП с другими общественными науками связано единым объектом: государством и правом. Связь ОТП прослеживается с историческими науками, экономическими науками, политологией, философией.
Понятие и признаки гос-ва
Под государством понимается суверенное, территориальное, политическая организация государственной власти, обладающая особым аппаратом, который посредством издания правовых предписаний реализует общесоциальные функции. Государство в узком смысле слова рассматривается, как носитель политической власти, как институт организации управления. В широком значении государство – это некоторая общность, союз граждан, объединенных общими целями, территорией, языком и иными факторами. подходы в определении понятия государства:Социологический Государством называет любую организацию политической власти, в любой форме и с любым содержанием. В соответствии с данным подходом государство первично, а право вторично. В основе государства лежат реально существующие отношения властвования, Верховная власть может осуществляться как по закону, так и вопреки закону. В данном случае государство – это фактические отношения власти и подчинения, Легистский В соответствии с ним государство – это оформленный законами аппарат публичной политической власти, его организация, функционирование, законные полномочия. В данном случае право первично, а государство фактически отождествляется системой законодательства о власти, властных структурах. Государством считается то, что предписывают законы об основных институтах, органах власти. При этом фактическое содержание не принимается в расчет. Юридический Юридическое толкование государства позволяет рассматривать его как правовую форму организации и функционирования публичной политической власти. В данном случае право не рассматривается как синоним закона. В соответствии с юридическим подходом, государство – это такой механизм политического господства, который действует непроизвольно, а в соответствии с правом. Этот механизм ограничен правом. Признаки государства включают суверенитет, территорию, население и государственную власть. Он рассматривал суверенитет как верховенство и независимость власти. Эта идея легла в основу государственного суверенитета. Государственный суверенитет, таким образом, включает два элемента: верховный характер власти и независимый характер власти. Верховенство власти государства является территориальным, то есть в пределах своей территории только государство обладает высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. На территории государства исключается деятельность публичных властей других государств. Высшая власть государства в пределах ее территории осуществляется системой государственных органов законодательной, исполнительной и судебной, административной сферах. Территориальное верховенство также выражается в том, что государство в пределах своей территории может применять соответствующий закон, средства принуждения. Территориальное верховенство включает в себя юрисдикцию государства, то есть права административных, судебных органов по разрешению всех дел на своей территории в соответствии с компетенцией этих органов. Независимость государства заключается в том, что государство самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику, реализует свои функции. В то же время государство взаимодействует с другими суверенными государствами, вступает в международные организации, заключает международные соглашения. Наряду с понятием государственный суверенитет выделяется народный суверенитет и национальный суверенитет. Народный суверенитет представляет собой полновластие народа, обладание возможностью участвовать в управлении делами общества, государства. Национальный суверенитет, под ним понимается полновластие нации, ее политическая свобода, обладание возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться.
Второйпризнак государства – территория. Территория государства – это часть земной поверхности в пределах государственных границ, на которую распространяется суверенитет государства. Государственные границы определяют пределы действия суверенной государственной власти. Выделяют также условную территорию государства, к ней относятся объекты, которые находятся за пределами государственных границ, но на которые распространяется суверенитет государства, его юрисдикция. Выделяют также материальную территорию государства, она включает природные ресурсы, не только недра, но и другие природные ресурсы, которые использует государство в промышленности, сельском хозяйстве, повседневной жизни общества. Эти ресурса составляют материальное содержание территории государства. И государство обладает всей полнотой прав в отношении данных объектов, то есть данных ресурсов природы.
Население – совокупность индивидов, которые проживают на территории того или иного государства. К данным индивидам могут относиться граждане государства, иностранные граждане и апатриды.
Гражданство– устойчивая политико-правовая связь индивида и государства, данная связь проявляется во взаимоотношениях между государством и лицами, находящимися под его властью. Государство обязуется защищать индивида, покровительствовать ему за границей, признавать и гарантировать права индивидов, права человека. Гражданин в свою очередь обязуется соблюдать законы государства, выполнять возложенные на него обязанности. В данном случае гражданство выступает формально-юридическим фактором, который объединяет индивидов в население. Таким же фактором является общая территория проживания. Публичная власть– под ней следует понимать способность и возможность государства осуществлять управление делами общества, воздействовать на волю подвластного населения. Государственная власть осуществляется с помощью особого аппарата, ядро этого аппарата составляют государственные органы. Они осуществляют как управленческую деятельность, так и применяют принуждение.
Под сущностью государства следует понимать совокупность его внутренних характерных черт, свойств, в которых выражена целесообразность, необходимость существования государства.Выделяют классовый и общесоциальный подходы в определении сущности государства. В соответствии с классовым подходом, государство – это механизм для поддержания господства одного класса политической элиты над другим классом, который составляет большинство, это есть подвластные. В соответствии с данным подходом государство осуществляет свои функции в интересах политической элиты и того слоя общества, который она представляет. Второй подход общесоциальный представляет государство как средство достижения компромисса в социально неоднородном обществе. Функции государства в данном случае реализуются в интересах большинства, но с учетом интересов меньшинства. Современное государство, являясь общесоциальным по своей сущности, должно быть правовым по форме.
Понятие органов гос-ва
Государственный орган – элемент механизма государства, участвующий в реализации функций государства и наделен для этого властными полномочиями. Признаки:связан с другими элементами механизма государства, он обладает определенной самостоятельностью Для государственных органов характерен государственно-распорядительный порядок образования. Государственный орган имеет внутреннюю структуру. Структурные подразделения – это обособленная часть государственного органа, отдел, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функции государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, это значит, что оно не может от своего имени вступать в правоотношения с какими-то третьими лицами. С какими-то иными организациями. Государственные органы обладают собственной компетенцией. Совокупности прав в отношении определенного предмета ведения. Предмет ведения – это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия. Властные полномочия выражаются в возможности издавать юридические акты. Властными полномочиями обладают только государственные органы в отличие от государственных учреждений. Государственные органы состоят из государственных служащих: гражданин, занимающий должность в государственном органе на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение осуществляет задачи и функции этого органа. Государственные служащие обладают особым правовым статусом. Общие положения, характеризующие правовой статус государственного служащего, закреплены в законодательстве о государственной службе. Там содержатся общие требования к государственным служащим. Особенностью правового статуса государственных служащих является ограничение, связанное с государственной службой. Государственные органы для осуществления своей деятельности наделяются специальной материально-технической базой. Финансирование государственных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета. Государственные органы имеют территориальный характер действия.
Классификация государственных органов:По способу формообразования можно выделить:
ВыборныеНазначаемые органыА также Первичные (органы, которые формируются в порядке престола наследия либо избираются населением – президент, монарх)Производные (органы, которые были сформированы и получили властные полномочия от первичных органов власти – министерство, совет министров, судебные органы)По характеру компетенции:Общей компетенции (регулируют различные сферы общественной жизни, участвуют в реализации всех или большинства функций государства – президент, совет министров, парламент)Специальной компетенции (органы специальной компетенции участвуют в реализации одной либо нескольких смежных функций государства – судебные органы)В зависимости от территориальной сферы действия и объема полномочий высшие и местные органы власти:Высшие органы действуют в пределах всего государстваМестные органы действуют в пределах той или иной административно-территориальной единицы Выделяют также центральные органы власти, к ним относят государственные органы специальной компетенции, действующие в пределах всей территории государства. Под центральными органами власти понимаются министерства и государственные комитеты. В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.
Субъекты полит.системы
В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитет, которые к тому же всегда используют силу организации. В качестве такой силы могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.
Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; – в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;– в снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни.В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Господство в деятельности организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных).
Партии могут быть:• классовыми, • национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве • проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);• государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства• формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;• так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.
Государство как субъектТакой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.Во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Специфика государственной власти – в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам.В-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.В-шестых, государство обладает значительной экономической базой для осуществления своей политической деятельности.
Понятие и признаки права
Право – это система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных либо санкционированных государством, либо принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, реализация которых обеспечивается государственным принуждением.
Право также может рассматриваться как:Естественное право – это социально юридические притязания людей, которые обусловлены природой человека, причем как биологической, так и социальной. Позитивное право – это совокупность норм, созданных государство и закрепленных в официальных источниках, в законах, нормативно-правовых актах. Право может рассматриваться также как правовая система – совокупность всех юридически значимых явлений, присущих определенному государству, либо группе государств. Правовые системы условно классифицируются на:Англо-саксонскуюРомано-германскую (континентальную) Религиозные Системы обычного права Признаки права:Системность
Право состоит из элементов, связанных между собой. К таким элементам относятся нормы права, институты права, отрасли права (подотрасли). Также условными элементами можно рассматривать частое право и публичное право. Общеобязательность Формальная определенностьНормы права существуют в строго установленных формах – источниках права. Нормативность Означает, что в праве закреплены определенные стандарты поведения – это типовые правила общего характера, адресованные неопределенному кругу лиц и предназначенные для неоднократного регулирования общественных отношений. Обеспеченность государственным принуждением
Юридическая ответственность в данном случае будет выполнять несколько функций:Штрафная (карательная) – наказание правонарушителяПравовосстановительная – восстановление нарушенных прав пострадавшей стороныПревентивная (предупредительная) – предупреждение будущих правонарушений.Интеллектуально-волевой характер права Изменчивость права
Функции и ценность права
Ценность права выражается в следующем: С помощью права обеспечивается устойчивость, порядок в общественных отношениях. Нормы права обеспечивают возможность активных действий субъектов, которые осуществляются на благо данного субъекта, общества и государства. При этом нормы права препятствуют вмешательству в правомерную деятельность субъекта. Нормы права способны обеспечить компромисс между интересами различных социальных групп.Нормы права способны обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости, то есть они показывают пределы этой свободы, которой может воспользоваться субъект права до тех пор пока это не нарушит права другого субъекта.
С помощью норм права формируются институты гражданского общества, демократического общества, правого государства. Значение и ценность права выражается в его функциях, а под функциями следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права. Выделяют следующие функции права:Регулятивная
Право регулирует общественные отношения, при этом регулятивная функция неоднородная, в ней можно выделить: Регулятивно-статическая Посредством функции в нормах права закрепляются те общественные отношения, которые имеют особое значение, особую важность для индивидов, для государства в целом. В праве раскрывается характер этих отношений, указывается, какие субъекты могут в ней участвовать, каковы особенности этих субъектов, каков их правовой статус. Реглятивно-динамическая Посредством нее в нормах права закрепляется порядок реализации данных правоотношений, указываются стадии реализации, процедура, сроки реализации, если они предусмотрены. Охранительная В нормах права заложен механизм самообеспечения, так как в них содержатся меры ответственности за несоблюдение обязанностей, либо за несоблюдение запретов. Также с помощью норм права обеспечивается защита интересов субъекта права и тем самым обеспечивается реализация правоотношений. Оценочная Заключается в том, что с помощью норм права оценивается поведение субъектов права. Действия нежелательные для государства и общества оцениваются, как правонарушения. Действия, в которых государство заинтересовано, рассматриваются, как правомерное поведение, которое государство стимулирует, а за совершение актов подобного правомерного поведения в законодательстве могут устанавливаться меры поощрения. Воспитательная С помощью правовых норм формируется желательная для государства и общества модель поведения субъектов права. Посредством мер ответственности наказываются правонарушители и предупреждаются правонарушения со стороны субъектов права в дальнейшем. Посредством правовых стимулов у субъектов права формируется модель поведения особо полезная и ценная для государства. Принципы права – это основополагающие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность, назначение в обществе. Принципы права могут быть прямо сформулированы в нормах права, в этом случае они имеют общеобязательный характер, на их основе могут регулироваться общественные отношения.Принципы права:Общие Отраслевые .Межотраслевые Общие принципы системы права РБ: Принцип законностиПринцип гуманизма
Принцип равноправияПринцип демократизма Принцип социальной справедливости Принцип едиства прав и обязанностей
На ряду с принципами права выделяют правовые аксиомы – самоочевидные истины, простейшие юридические суждения эмпирического уровня не требующая доказательств. К правовым аксиомам следует отнести следующее: нельзя быть судьей в собственном деле, ответственность наступает за вину, несправедливо наказывать дважды за одно и тоже правонарушение, закон обратной силы не имеет. Правовые аксиомы имеют прикладной характер, характеризуют только практическую сторону юридического процесса. Правовые аксиомы складываются в результате многолетней юридической деятельности, они отражают особенности конкретных юридических явлений, процессов. Правовые аксиомы, закрепленные в нормативных правовых актах, становятся законодательными аксиомами.
Понятие, признаки,виды н.п.
Норма права – это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное государством, закрепленное в официальном источнике, предназначенное для регулирования общественного отношения, реализация которого обеспечивается государственным принуждением. Признаки норм права:Общеобязательность Общий характер
Формальная определенность Нормативность Норма права исходит от государства Системность Интеллектуально-волевой характер Классификация норм права:Предмет правового регулирования: (отраслевые нормы права)Конституционно-правовыеГражданско-правовыеАдминистративно-правовыеУголовно-правовые
В составе отраслевых норм можно выделить:Материальные нормы (права, обязанности субъектов в определенных правоотношениях, дается характеристика правоотношениям) Процессуальные нормы (характеризуют порядок или процедуру реализации указанных прав, обязанностей, в них, как правило, содержится последовательность действия, сроки совершения действий, описываются процедуры защиты прав)
Способы правового регулирования: Обязывающие (содержат обязанность совершить какое-то положительное, выраженное во внешнем мире действие) Запрещающие (содержит обязанность воздержаться от совершения какого-либо действия) Управомочивающие нормы (содержит указание на возможность совершения определенного действия, т.е. содержит право на что-то) Метод правового регулирования: Императивные (содержатся указания на то, что субъект должен совершить в определенных условиях, от чего он должен воздержаться, не позволяет субъекту права самостоятельно формулировать свое поведение в определенных жизненных ситуациях) Диспозитивные нормы (содержат указание на возможность субъектом права самостоятельно определить объем характер своих прав и обязанностей, например, путем договора, либо соглашения, также на диспозитивный характер нормы может указывать наличие права, которое предоставляется субъекту) Субъект правотворческой деятельности: Нормы, исходящие от государства Нормы, исходящие от народа (референдум) Эти нормы, как правило, состоят из гипотезы и диспозиции, либо только диспозиции. Охранительные нормы (направлены на защиту прав, законных интересов субъектов, они защищают также правоотношения, в охранительных нормах содержатся указания на меры государственного принуждения, меры ответственности и эти нормы состоят из гипотезы и санкции, либо диспозиции и санкции)
Сфера деятеля: Нормы общего действия (распространяются на всех субъектов, действуют в пределах всей территории государства в течение неопределенного времени) Нормы ограниченного действия (могут быть ограничены субъектами, которым они адресованы – это специальные нормы, могут быть также ограничены территорией, в пределах которой они существуют, например, норма права, содержащаяся в решении местного совета депутатов, и временем, в течении которого они являются общеобязательными, например, норма права, которая содержится в законе о бюджете на 2011 год) К числу норм права ограниченного действия относятся: Локальные нормы права – это нормы, которые действуют на определенных предприятиях, учреждениях, организациях, и которые адресованы работникам, служащим этих предприятий, учреждений, организаций. Также можно выделить особую категорию норм, которые осуществляют вспомогательную функцию при регулировании общественных отношений.
К этим нормам относятся: Дефинитивные нормы – это нормы, в которых содержится определение. Оперативная норма – это нормы, в которых содержится указание на то, когда нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу, когда он утрачивает юридическую силу, если это срочный акт. В этих нормах могут быть указаны условия прекращения действия нормативного правового акта. Коллизионная норма – это норма, которая помогает разрешать юридические коллизии. Юридическая коллизия – это противоречие между несколькими правовыми нормами, регулирующими одно общественное отношение. Учредительная норма в них закрепляются принципы, цели, задачи правового регулирования, основы общественно-политического, социально-экономического строя государства, эталонные нормы. Зачастую закрепляются в конституциях.
Понятие и признаки НПА
НПА – официальный документ установленной формы, принятый либо изданный в пределах компетенции государственного органа, должностного лица, предназначенный для регулирования общественных отношений.
Признаки НПА:Любой НПА – документ, т.е. носитель зафиксированной в письменном виде информации.
Имеет официальный характер,т.е. принимается от имени государства, обязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением;НПА имеет установленную форму, которая предусматривается государством, т.е. это форма закона, постановления и т.п.НПА принимаются в пределах компетенции определенного государственного органа. Каждый госорган, должностное лицо вправе принимать определенные виды НПА.НПА принимаются в строгом соответствии с установленной процедурой. Последовательность стадий принятия НПА есть нормотворческий процесс. В РБ он включает:Стадию планирования нормотворческой деятельности;Стадия нормотворчекой инициативы;Стадию разработки проекта НПА;Стадию принятия НПА;
Стадия внесения НПА в национальный реестр правовых актов РБ;Стадия официального опубликования НПА.осредством НПА устанавливаются, изменяются либо отменяются нормы права.НПА обладает юридической силой. Это характеристика НПА, в соответствии с которой определятся его место в иерархии НПА, а также обязательность регулирования общественных отношений.
Наряду с НПА выделяют не НПА. Эти акты имеют разовый характер действия. Они адресованы определенному субъекту, связаны с решением организационных вопросов. В ст.3. Закона об НПА указывается такие правовые акты имеют ненормативный характер, а также какие НПА могут быть не НПА. НПА имеют собственные реквизиты и структуру. Реквизиты НПА указывают на его официальный характер. Реквизиты и структура НПА должны соответствовать правилам юридической техники. Виды нормативных правовых актов: Конституция Республики Беларусь Решение референдума Программный закон Кодекс Республики Беларусь Закон Республики Беларусь –Декрет Президента Указ Президента Директива Постановления палат Парламента Постановление Совета Министров Акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Регламент Инструкция Правила Устав (положение) Приказ республиканского органа государственного управления Решения органов местного управления и самоуправления ННПА:распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Юридическая сила НПА
Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).Нормативный правовой ак