Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
НПА вступает в силу: 1)может вступить в силу с момента принятия правотворческим органом. 2) Может вступить в силу только после истечения определённого срока после опубликации. 3)Со времени указанного в самом акте или в спец-м акте о введении в действие.
Установление точного срока вступления в силу норм-го акта необходимо т.к. именно с этого момента содерж-ся в акте предписания подлежат исполнению. Новый акт распространяет свои действия на те отношения, которые появились после вступления в силу .
Исключения 1) Обратная сила может быть предусмотрена в самом нормативном акте. 2) Если уголовные законы или акты админ-х органов смягчают наказание или устраняют наказуемость.
Прекращ-т действия по основ-м: 1)Истечение срока действия акта. 2) В связи с изданием нового акта заменившего ранее действующий акт по этому вопросу. 3) На основании прямого предписания конкретного акта об отмене предыдущего.
Пределы дей-я в пр-ве – определяются терр-й на которую распростр-ся предписания данного акта. Действия акта распр-ся на терр-ю подведомственную органу.
Пределы д-я по кругу лиц – распростр-е нормативных требований на всех адресатов (субъектов права) в р-х сферы действия акта.
ИСКЛЮЧ-Я: 1) Главы гос-в, сотрудники диплом-х конс-в, ин-е гр-не. 2) Проживание на террит-ии др-го гос-ва, иностр-цы, лица без гр-ва не пользуются полным объёмом прав предост-х в стране. 3) Некот-е нормат-е акты (пред-е угол-ю ответ-ть) распростр-ся не зависимо от местонахождения и не зависимо наказаны ли они по нормам иного зак-ва.
Опубликование НПА является последней стадией законодательного процесса. Опубликование – это помещение НПА в определенном печатном издании, на которое можно официально ссылаться. Официальное опубликование предполагает помещение в этих изданиях подлинного, тщательно выверенного текста принятого акта, исключающего какие-либо ошибки или неточности.
Промульгация (обнародование НПА) – доведение содержания законов и других нпа до сведения населения любым способом.
Официальные источники:
4.Официальным публикованием является доведение правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих официальных изданиях:
издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;
газете "Советская Белоруссия" (декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, международные договоры, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда);
газете "Звязда"(законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на белорусском языке);
"Народной газете"(законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на русском языке);
газете "Рэспублiка" (постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления);
периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами (правовые акты этих органов).
Интернет ALLPRAVO.by
41. действие нормативных актов во времени. Обратная сила закона.
Любой НПА действует бессрочно если иное не предусмотрено в акте.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Утрата силы происходит: 1) В связи с истечением срока НА, если такой срок был принят. 2) В следствии прямой отмены НПА другим НПА 3) когда НПА фактически заменяется новым регулирующим по иному те же общественные отношения.
Обратная сила закона – означает распространение действия нормат. акта на те же отношения которые существуют еще до его вступления в юр. силу т.е. положения нового акта действует на прошедшее время, обращены в прошлое. обратная сила в обязательном порядке придается закону в тех случаях когда он смягчает или отменяет юр. ответственность. либо когда в самом законе или в акте введ его в действии прямо предусмотрено что он распространяет свое действие на определ. отношение до его вступления в силу. (Пересмотр уголовного дела за убийство в связи с внесенным изменениями в уголовный кодекс недопустимо)
Простая – действие НА распространяется на отношения возникшие до его вступления в силу, но не породивших юридических последствий, в частности дальнейшей их реализации.
Ревизионная – новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно.
Переживание закона –ситуация когда отмененный НА продолжает действовать в отношении правоотн. возникших раннее на основании его норм. (Пример переименование улиц)
42. действие нормативных актов в пространстве
Действие НПА в пространстве – определении территории на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государства. Действие НПА распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так акты местных органов гос-ва действуют на территории их района, города и т.д.
НПА центральных органов гос-ва распространяют свое действие на на всю гос. территорию
Гос территория – часть земного шара, которая принадлежит определенному гос-ву и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. Применение НПА одной страны на территории другой страны может осуществляется в соответствии с международными соглашениями поскольку, поскольку опред гос-ва допускают эту возможность.
43. действие нормативных актов по кругу лиц
Действие НПА по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов права.
По общему правилу, действие НПА на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РБ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие нпа по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это например иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Некоторые национальные нпа вобще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства. (ст. Конституции 64 не участвуют в гос выборах инотранцы) НПА могут распространять свое действие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.
По общему правилу НПА гос-ва действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это в первую очередь касается
1граждан данного гос-ва
2 лиц с двойным гражданством
3лиц без гражданства
4всех организаций, функционирующих на территории государства.
44. Правосознание его виды и структура
Правосознание –это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Структура:
правовая идеология – систематическое научное выражение правовых взглядов различных социальных групп общества в целом, представителей научных школ), содержание правовой идеологии обусловлено целым рядом конкретно-исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества. соотношением интересов различных социальных групп. национальными традициями. Правовые идеи (элемент прав. идеолог.) в них находит выражение не только отношение к существующему, действующему праву, но и обоснование того, каким должно быть право, что нужно изменить, дополнить, чтобы право в наибольшей степени соответствовало сложившимся в обществе представлениям о справедливости. (ведущие компоненты правовой идеологии: идеи установления и обеспечения функционирования демократических законодательных процедур, связанность гос-ва правом)
правовая психология- совокупность правовых чувств, настроений, переживаний, привычек и стереотипов возникающих у людей в связи с осознанием правовой действительности, психологические элементы правовой психологии представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, кол-вам, так и обществу в целом. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.
Некоторые выделяют (но это составной элемент правосознания): правовая мораль (совокупность ценностей, нравственная реакция на то или иное явление праве) именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения.
Функции: познавательно-оценочнаяотражение в сознании чел-ка правовой действительности.
регулятивная функция – выбор на основе правовых установок того или иного значимого поведения
прогностическая – формирование определенных моделей правил поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые.
Виды:
В зависимости от носителей:
Индивидуальное (обычные люди)– представление о праве, законности, правопорядке. о правовых требованиях отдельного человека, индивида.
Групповое (соц группа. молодежь в целом)-воззрения на право и правовую практику различных социальных групп. оно отражает интересы и потребности соответствующей социальной группы в их соотношении с интересами общества в целом. Групповые виды правосознания могут, в свою очередь иметь значительные отличия связанные с разными интересами социальных групп с различным отношением их к власти и т.д.
Общественное (общесоциальный средний уровень) – обобщает правовые воззрения, принадлежащие разным людям, как б фильтруя их сквозь призму сложившихся традиций, культуры обществ. уровня нравственности, правовых достижений.
В зависимости от уровня отражения:
• Обыденное правосознание - это правосознание не юристов.
• Научное правосознание (доктринальное)— это правосознание ученых-юристов, исследователей в сфере права, преподователей.
• Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков, получивших юридическое образование.
45. Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки и пути преодоления.
Правовая культура – качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой сис-мы отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования общ(социальных) отношений.
Правовая культура проявляется в многообразных показателях:
- уровень правосознания, отношение общества, государства, индиви-ов к праву.
- совершенство и демократизм правотворческого процесса (подг. прин, опублик. системат. НПА)
- качество зак-ва, степень сбалансированности отражения в нем интересов индивидов, соц групп, общес-ва в целом.
- состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохр сис-мы
-правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности
- состояние законности и порядка.
- проффес. и высокий общест. статус юрид. кадров и учреждений
- состояние правовой науки и юрид образования.
Правовая культура немыслима без чел-ка, его сознания и его деятельности.
Индивид правовая культура- характ. степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. это глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности.
Праововая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву, правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людей положительные установки и в итоге – активное правомерное поведение
Структурно правовая культура состоит из правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды, и правомерного поведения (социально активного правомерного поведения).
Три уровня правовой культуры:
Обыденный – неглубокое знние и понимание права, но в итоге проявляется в правопослушании.
Профессиональный – складывается у профессиональных юристов, облад высокими правовыми знаниями и правильно реализующих эти знания в повсед практич деятельности.
Научно-теоритический – предполагает целый комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, в взаимодействия с др явлениями общества.
Правовой нигилизм – скептическое, неуважительное отношения к ценности права как регулятор общ отношений, неверие в его способность обеспеч порядок на основе справедливости.
Суть правового нигилизма – недооценка значения и роли права и законности, а порой и игнорирование требований законов.
Причины нигилизма:
- представление о праве, исторически коринящиеся еще в российском самодержавии
- диктатура пролитариата как власти, не связанной и не ограниченной законами
- существование политико-правовой системы. в которойгосподствовали ком-админ. методы управления.
Значительная часть населения воспринимает право как отвечающую интересам властных структур преимущественно принудительную и даже карательную форму воздействия на поведение людей
Преодоление юр безграмотности и правого нигиилзма – одно из условий повышения правовой культуры. Каждый гражданин должен владеть минимумом правовых знаний, который необходим для работы, проведения в обществе, быту. семье. Это прежде всего знание основных положений Конституции страны, гражд, труд, сем, угол, админ законодат-ва. Целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в благоприятной для формирования и реализации права соц-полит практики.
Правовое воспитание - систематическая целенаправленная деятельность гос-ва, негос. объед., направленная на формирование у граждан правовых занний, навыков правового поведения.
Пути преодоления: систематическое и целенаправленная деятельн гос по формированию правового знания, юр образование, просвещение, правовая пропаганда, правовая практика.
46. Понятия и основные формы реализации права.
Реализация права - осуществление правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права.
Субъекты: граждане, грорг, госорг и т.д.
Формы реализац права:
Соблюдение - форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов т.е. в воздержании от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены гос-вом. (носит пассивный характер поскольку субъекты реализуют нормы права путем воздержания от запрещенных деяний) (ч3 ст 71 Конст) – запрет
Исполнение форма реализации права, которая выражается в обязательном совершении субъектами права действий предусмотренных правовыми нормами независимо от внутреннего отношения к ним.
При исполнении субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. (налоги, билетик в автобусе) – Обязывание
Использование -форма реализации права которая состоит в совершении действий дозволенных правовыми нормами в осуществлении субъектами своих прав (ст 49 конст) – Дозволение
Применение особая форма реализации права без вмешательства властных органов.
47. Приминение права как форма его реализации.
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных гос органов или по уполномочию гос-ва негосорганизаций, должностных лиц, осуществляемая в специально установленных законом формах, по реализации правовых норм при разрешении конкретных дел и принятии обязательных индивидуально-правовых решений.
Особенности:
Представляет собой гос. властную деятельность, акты изданные в результате такой деятельности обязательны к исполнению. (суды ОВД мин-ва)
Деятельность специально уполномоченных на то субъектов права.
Правоприменение по содержанию является деятельностью в отношении конкретных жизненных случаев и вынесению индивидуально правовых решений.
Правоприменение это организующая творческая деятельность в отношении конкретных субъектов права в целях более полного осуществления ими суб пра и обязанностей.
Эта деятельность четко регламентирована нормативными актами (осуществляется в установленных процессуальных формах.)
Когда необходима:
1) в тех случаях когда для возникновения субъективных прав и обязанностей требуется согласно закону властное решение. (для реализации права на образование необходимо для зачисления чела в ВУЗ)
2) когда субъекты не могут прийти к согласию по поводу взаимных субъективных прав и обяз. И между ними возникает спор. Спор решается в судебном порядке. (раздел имущества)
3) когда не исполняются или исполняются ненадлежащим образом субъективные обязанности (расторжение судом аренды когда арендатор нарушает правила арегды), когда возникают какие либо препятствия, помехи в осуществлении суб права.
4) когда с помощью компетентного органа возможно подтвердить наличие или отсутствие жизненного факта, имеющего юрид значение (объявление безвестно пропавшего судом умершим).
5) если совершено правонарушение и возникает потребность в определении правонарушителю меры юридической ответственности. (чел совершил кражу и суд выносит ему приговор)
48. Стадии процессов примен права.
Применение права – сложная многоступенчатая деятельность, в которой можно выделить главные звенья- стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.
Эти стадии направлены на принятие всестороннего обоснованного решения
1. Установление и анализ факт обстоятельств дела.(заключается в обнаружении, сборе, анализе, оформлении и оценке доказательств по делу с точки зрения их достоверности и достаточности для принятия решения)
2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению в данных обстоятельств дела, (заключается в правовой квалификации жизненного факта, т.е. в решении вопроса о том, на основании какой нормы должно решаться данное дело) можно столкнуться с пробелом тогда аналогия
3. проверка подлинности теска правовой нормы, (необходимо проверить норму с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, убедиться в подлинности ее текста, нет ли ошибок, следует пользоваться официальными текстами НПА)
4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами (заключ в уяснении ее точного смысла, содержания. Если коллизия (противоречие) надо пользоваться нормой изданной вышестоящим органом)
Центральная стадия:
5. принятие решения по делу и издание акта применения права, доведение его содержания до сведения исполнителей (закрепление принятого по делу решения закрепляется в форме специальных юридических актов, вынесение решения представл собой связующие звено между нормой права и конкр жизнен обстоят.) (Акт применения права – это официальное властное предписание по юр делу, принятое компетентными органами на основе действующих правовых норм с учетом конкретных жизненных обстоятельств в отношении персонально определенных лиц.)
Могут выступать и в устной форме (замечанию пешеходу переход улицу на красный свет)
6. реализация принятого акта. (важно осуществить необходимые меры для того, чтобы предписания правоприминительного акта были своевременно реализованы в фактической деятельности субъектов права)
Основными требованиями к применению норм права являются его обоснованность, законность, целесообразность и справедливость – явл фактически принципами правопримененния
Обоснованность – в процессе правоприм деят должны быть выявлены и изучены все факты относящиеся к делу.
Законность – правильный выбор нормы права, точное установление ее смысла и на этой основе принятие юрид верного решения
Целесообразность – правоприм орган , с одной стороны, должен действовать в строгом соответствии с нормами права, поскольку именно в нх заложен наиболее целесообразный вариант поведения. С другой в рамках закона они должны учитывать все обстоят дела и с учетом этих обстоят выбирать наиболее оптимальное и справедливое решение
Справедливость – когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами и личностью правонарушения.
49. Правоприменительные акты, их виды, отличия от НПА.
Акт применения права – это официальное властное предписание по юр делу, принятое компетентными органами на основе действующих правовых норм с учетом конкретных жизненных обстоятельств в отношении персонально определенных лиц.
Могут выступать и в устной форме (замечанию пешеходу переход улицу на красный свет)
Виды АПП:
По субъектам:1)Органов власти и иных госорганов 2)Не гос органов власти.
По времени действия: 1) Однократного действия (протокол , админ взыскание) 2)Длящегося действия (пенсия)
От характера применяемой нормы права: 1)регулятивные 2)Правоохранительные
От значения в процессе разрешения дела:1)Основные 2)Вспомогательные
Виды правоприменительных актов – приказы, постановления, указы, представления, решения, предписание, приговор.
Общее АПП с НПА: 1 это правовые акты и влекут юр ответственность, 2 принимаются и обеспечиваются компетентными госорганами, 3 принимаются и реализуются в определенном юридически установленном порядке, 4 выступают властными по своему характеру документами
Отличия: 1. акт прим права применяется в рез-те правоприминит деят, а НПА прим в рез-те првотворческой деят, 2. НПА носит персонально-неогранич обяз хар-р, правоприм применяется в отоношении опред субъектов, 3. правоприм акт рассчитан на решение конкретного дела в отличие от НПА, устанавлив общую норму для мноежства случаев, 4. правоприм акт принимается на основе НПА, 5. правоприм акт не содержит норм права (не явл источником права).
50. Толкование права: понятие, и виды
Толкование права – деятельность госорганов, не госорганизац, отдельных лиц, по уяснению и разъяснению смысла правовых норм вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений в целях их правильной реализаци.
Под уяснением понимается внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее применения.
Разъяснение – это деятельность осуществляемая компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить, таким образом, правильное ее применение к тем отношениям, на которые она рассчитана.
Виды: По субъекту:
1)Официальное:
– Казуальное
– Нормативное:
1) Аутентическое
2) Делегированное
Неофициальное
- Обыденное
- Компетентное:
1) Профессионально-практическое
2) Научное (доктринальное)
По способу:
грамматическое,
систематическое,
историко-политическое,
По объему:
Буквальное (адекватное)
Распространительное
Ограничительное
51. Толкование норм права по субъекту
1)Официальное (разъяснение смысла юридической нормы, исходящее от уполномоченных на то органов и являющееся обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы):
– Казуальное (официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разъяснения конкретного юридического дела) разъяснение вышестоящего суда адресуемое нижестоящем, решение которого содержит ошибки в применении нормы при рассмотрении конкретного дела
– Нормативное (толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида) указы, законы, постановления, разъяснения исходящие от соответств. компетент органов:
1) Аутентическое (разъяснение прав нормы, исходящее от органа, который сам издал данную норму), толкование правительства, парламента и т.д.
2) Делегированное (официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих оргаов правомочен осуществлять эту деятельность) разъяснения высших судебных инстанций, даваемые в связи с обобщением судебной практики
2) Неофициальное (толкование которое исходит от органов и лиц, не наделенных полномочиями давать обязательное разъяснение смысла юридических норм):любые органы, граждане, начные учреждения
- Обыденное (неофиц разъяснение смысла, содержания нормы права, даваемое любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права) разъяснения даваемые гражданами в бытовой обстановке
- Компетентное (исходящее от лиц, обладающих юридическими познаниями, в частности от юрисконсультов, адвокатов)
1) Профессионально-практическое толкования юристов, юрисконсультов
2) Научное (доктринальное) (разъяснение правовых норм, осуществляемое научными учреждениями, отдельными учеными или их группами) суждения о правовых нормах в статьях ученых монографиях, комментариях к законодательству
52. Способ толкования правовых норм
Грамматическое(состоит в выяснении смысла правовой нормы на основе грамматического анализа текста статьи нормативного акта в которой она содержится) уяснение понятия подстрекателя в качестве соучастника преступления. Подстрекатель– тот кто склонил, а не склонявший.
Систематическое(уяснение содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами) систематический способ позволяет выявить противоречия в законодательстве, т.е. коллизии, столкновения норм ст 23 Кодекса о баке-имущество в браке нажитое общее; ст 24 К о браке-при раздели доли супругов одинаковые; ст 26 к о браке-вещи индивидуального пользования (одежда и т.д.) при разделе хоть и нажиты совместно но остаються у владельца – уяснение ст 23 невозможно без учета ст 24 и 26
историко-политическое (уяснение смысла норм права путем анализа исторических причин и условий и целей ее принятия),понимание соц-полит условий, обстоятельств в котороых была принята соотв. Норма, помогает правильно оценить ее предназначение в тот период и, если она не потеряла своей значимости в момент решения на ее основе какого либо вопроса, определить, как наиболее рационально ее применить
53. Толкование правовых норм по объему
Буквальное(устанавливается что содержание правовой нормы соответствует ее текстуальному выражению)характерно для уголовного права
Распространительное(устанавливается, что содержание правовой нормы оказывается шире ее буквального выражения)судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, слово закон необходимо понимать в широком смысле, толковать распространительно
Ограничительное(устанавливается что содержание правовой нормы оказывается уже(меньше) ее текстуального выражения) дети обязаны заботится родителях но это не так надо понимать слово дети исходя из ограничительной трактовки ст 100 Конст РБ содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей