Позитивистско-нормативистская теория
Позитивизм возник в XIX в. и отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя. Сторонники теории позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественного права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Провозглашая безупречность действующего права, приверженцы этой теории призывали юристов воспринимать его таким, каким оно есть, не подвергая критике и оценке. Они исключали связь содержания норм права с экономикой, политикой, идеологией и др. Задачу юридической науки они видели в описании и систематизации правовых норм, формальном анализе догмы права. Право, по их мнению, является совокупностью юридических норм, исходящих от государства (формально закрепленных в государственных актах) и обеспечиваемых его принудительной силой. При этом сосредоточивалось внимание на форме права, а содержание норм не связывалось с экономикой, идеологией, нравственностью. Позитивизм получил свое дальнейшее развитие в теории нормативизма, которая сложилась на основе выработанной им методологии (XX в.). Основоположником этой концепции считают австро-американского ученого-юриста Г. Кельзена (1881-1974), который называл свою теорию «чистым учением о праве». Опираясь на философское учение И. Канта о «должном» как об особой сфере, создаваемой человеческим разумом и независимой от сущего, т.е. от сферы бытия, Г. Кельзен относил право к сфере долженствования, которая не зависит от действительности. По его мнению, право - это совокупность норм (правил поведения), выраженных в законах (или иных актах государства) и регулирующих общественные отношения с точки зрения должного, независимого от реальной жизни, от сущего. Право представляет собой иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится некая «основная норма». Г. Кельзен отрицает экономическую, политическую, нравственную и другую обусловленность права. Право возникает из самого себя, из основной нормы, которая существует независимо от реальных социальных отношений как сфера чистого долженствования. Каждая норма низшего уровня опирается на высшую норму и приобретает обязательность в силу соответствия этой высшей норме.Таким образом, рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон.В литературе приводится немало положительных аспектов этого направления. В частности отмечается, что оно ориентировано на практику, на установление стабильного правопорядка, обеспечение режима законности. Оно способствует формированию представлений о праве как о формально-логической системе социального регулирования. Акцентирование внимания на формальной определенности права позволяет четко определять права и обязанности субъектов, фиксировать меры государственного воздействия и др.К недостаткам этого направления относят отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование нравственных основ права, преувеличение роли государства в формировании правовой системы.Нормативистское правопонимание в XXI в. имеет достаточно широкое распространение, в том числе и в странах СНГ, однако в весьма модифицированных вариантах. К примеру, содержание научных публикаций приверженцев этого направления (их таковыми считают авторы, придерживающиеся иных концепций правопонимания ), в частности в России (В.Н. Кудрявцева, А.Ф. Черданцева, М.И. Байтина, А..Я. Берченко и др.), показывает, что их весьма сложно упрекнуть в следовании постулатам классического нормативизма и в «узконормативном» подходе к правопониманию. В сущности, в их работах явно просматривается попытка модифицированного преодоления общепризнанных недостатков, односторонности наиболее известных теорий, конкурирующих в современном правоведении, заметно их стремление показать феноменальные особенности права на основе учета всего того, что в этих теориях признано позитивным, и выработать такой подход к правопониманию, который отвечал бы современным требованиям и отражал бы тенденции в развитии и функционировании права как определяющей регулятивной системы общества. Примечательно, что такие попытки предпринимаются и предпринимались и западными правоведами.
Естественно-правовая теория.
Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыслителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность божественного закона (Ф. Аквинский).Но наибольшее развитие теория естественного права получила в период зарождения буржуазного общества (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо). Собственно она и стала теорией в результате усилий перечисленных и ряда других выдающихся мыслителей.Согласно этой теории, наряду с позитивным (законодательным) правом существует естественное право, принадлежащее человеку от природы (врожденное право) и отвечающее требованиям человеческого разума. Это исходное положение получило название правового дуализма. Провозглашалось, что естественное право как нечто вечное, неизменное и общее для всех людей имеет приоритет над выраженным в законах позитивным правом, которому присуща изменчивость, непостоянство.Основой естественного права объявляется абстрактное понятие справедливости, которое выводится из самой природы человека. Позитивное право поэтому не должно противоречить естественному праву. Законы государства могут считаться правом лишь в том случае, когда они соответствуют естественному праву. Исходя из этой теории следует отличать право и закон. Правом признается лишь тот закон, который выражает идеи естественного права, идеи справедливости. После укрепления буржуазного строя теория естественного права потеряла актуальность, на ее смену пришли позитивистские взгляды на право. Но после Второй мировой войны она снова получила распространение (в религиозных и светских вариантах), в первую очередь как реакция на фашистскую правовую систему. Она и в настоящее время является достаточно распространенной (сейчас в мире существуют различные направления этой теории) и имеет немало сторонников и в постсоветских странах. Таким образом, для теории естественного права является наиболее характерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.)1; во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости.
Социологическая теория
Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канторович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. В соответствии с этой концепцией право - это порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей, защищаемый государством. Например, Е. Эрлих утверждал, что право коренится не в законах, а в самом обществе, в реальной жизни. Он противопоставлял праву в законах «живое право», которое создается в процессе судебной и административной практики. Судьи и административные чиновники должны отыскивать «живое право» и на его основе выносить решения. Тем самым проповедовалась свобода судейского усмотрения. Представители американской социологической юриспруденции, где она получила наиболее широкое распространение, утверждали, что право - это пустой сосуд, который должен заполнить судья. Право - это полезная практика, это то, что фактически делает суд. Для социологической теории, таким образом, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативист-ская, но и естественно-правовая трактовка права. Особенно радикальными суждениями относительно писаного права отличаются представители американского реалистического течения этой концепции (Д. Фрэнк, О. Холмс), которые отрицают нормативность права, видят в нормах права лишь мнение законодателя, с которым судья может не считаться, рассматривая конкретное дело. Позитивным в этой теории признается то, что она ориентирует на изучение действия права, на учет реальных процессов, происходящих в социальной жизни, а общество и право рассматривает как взаимосвязанные явления. Однако эта концепция, как отмечается в литературе, таит в себе много опасностей. Она недооценивает в праве морально-гуманитарных основ и, отрицая значение писаного права (закона) и проповедуя судейское усмотрение, подрывает режим законности и открывает возможность откровенного произвола при разрешении юридических дел, поскольку любое произвольное решение может считаться правом. К тому же велика опасность принятия ошибочных, некомпетентных решений. В этой связи представляется верным замечание В.В. Лазарева о том, что в условиях российской действительности (а это в равной мере относится и к другим постсоветским республикам), с учетом невысокого уровня правовой культуры правоприменителей и общества в целом, положения этой теории способны скорее дестабилизировать, а не укрепить правопорядок, ибо «у нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации».
22.Принципы и функцииправа. Типология права.
Принципы права - это основопологающие начала, отправные положения, руководящей идеи, на основе кот строится и реализ право.
Принципы права выступают своеобразным ориентиром как в процессе формирования права, так и в процессе его ркализации, т.е. при разрешении конкретных юрид-х дел. Чаще всего принципы закреп-ся в правовых актах, и прежде всего в констит-х и обычных законах(в преамбулах). К примеру, в ст. 3 Конст-и РБ закреплён принцип народного суверенитета и т.п.
Принципы права: 1) Демократизм. Право выражает согласованную волю народа. Эта воля реализуется народом как непосредственно в актах реф-ма, так и в законах гос-ва.
2)Принцип справедливости. При помощи права согласуются интересы всех слоёв общ-ва, в том числе и индивидуальные на основе справедливой их оценки. Взвешивания, соразмерности относительно каждого индивида (соц.группы).3)Принцип гуманизма и уважения прав личности.Закрепление в нормах права гарантий обеспечения неотъемлимых прав чел-ка(Права на жизнь, личную свободу, безопастность.).
4)Принцип равенства. Равенство всех перед законом.5)Принцип законности. Заключается в требованиях к качеству норм.-пр-х актов, их согласованности, сторогой соподчинённости актов низшей юрид-й силы относ-но актов высшей юрид-й силы.
Функции права - основные виды, направления его реализации, способы регулирования общ отношений.
Принято выделять две группы критериев класификации функций права-внешние и внутренние.
По внутреннему критерию выделяют регулятивную и охранительную функц-и права.
Регулятивная. Нормативное закрепление опред-х общ-х отнош-й, и их организ-е оформление.1)Регулятивно-статистическая-воздействие на права общ-е отнош-я путём их закреп-я в разл-х норм-х правовых актах. Решающая роль в осуществлении статистической фун-ии принадлежит институтам права собственности, основных прав и свобод граждан, разделения вл-й. 2) регулятивно-динамическая- проявляется в воздействии на общественные отнош-я прежде всего путём проведения необходимых реформ (экон-х, соц-х, полит-х).
3)Регулятивно-охранительная -вид правового воздействия, который направлен на защиту предусмотренных и обеспеч-х правом полит-х, экон-х, соц-х, а также на ограничение и вытяснение отношений, враждебных, чужеродных данному общест-му строю.
Охранительная.Действие права, нацеленное на охрану общ-х отнош-й, в которых заитер-но гос-во.
Волспитательная. Она направлена на убеждение населения в справед-сти закреплённых в норм-х пр-х актах основ сущ-го общест-го строя, необходимрсти его укреп-я и развития.
По внешнему критерию выделяют соц-е фун-и права- полит-ю, экон-ю, идиолог-ю. В данном случае речь идёт не о фун-ях права, а о сферах, в которых право функционирует.
Типология права - наиболее общая группировка (класификация) правовых сис-м различных исторических эпох с целью их сравнит-го анализа. В наст. вр. в юрид-й науке использ-ся два подхода к типолигии права – формационный и цивилизационный. Исходя из этого, исторический тип права определяется как совокупность наиболее существенных признаков, свойств, характеризующих право определённой общественно-эк-й формации или этапа развития чел-й цивилизации. В соответствии с формационным подходом выделяются : рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В основе цивилиз-го подхода лежат определённые этапы развития цивилизации.
23.Правовое регулирование общественных отношений: понятие, стадии,
механизм.
Правовое регулирование- осуществление при помощи комплекса специальных юрид-х средств системного, объективно обусловленного потребностями общ-ва упорядочения общ-х отнош-й, их закреп-е, охрана и развитие. Правовое регулирование следует отличать от более широкого понятия правового воздействия, которое отраж-т весь процесс влияния права на поведение людей, вкл-я и неправовые формы (идиолигические, инфор-е, психол-е, воспит-е и т.п.). В зависи-ти от круга общ-х отнош-й, на которые распрост. правовое регулир-е, оно делится на нормативное и индивидуальное.
В правовом регулировании использ-ся такие его способы, как дозволение,обязывание и запрет.
Стадии правового регулирования:1) регламентация общ-х отнош-й путём нормативно-пр-х актов (созд-е норм-й основы). 2) возникновение субъективных юридических прав и обязанностей.3) рел-я субъективных прав и обязанностей.
Механизм пр-го регул-я-сис-ма взаимообус-х и взаимосвяз-х юрид-х ср-в, с пом-ю которых осуществляется результ-е пр-е регулир-е общ-х отнош-й. По мнению бол-ва авторо, осн-ми элем-ми МПР явл-я: нормы права, юрид-е факты, субъект-е права и обяз-ти, формы реализ-и права, меры юрид-го возд-я на субъектов права, правосоз-е, законность.
Формы (источники) права
Формы(источники) права-способы официального внешнего выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобяз-й юрид-й силы:
1.Правовой обычай-слож-ся истор-и и вошед-е в привычку правило поведения, признаное и санкционир-е гос-м в кач-ве нормы права. Правовыми стан-ся лишь те обычаи, которые призн-ся гос-м в кач-ве общеобяз-го правила повед-я и вследствии этого попадают под его защиту.
2.Нормативно пр-е акты- официальный письменный док-т субъекта правотворчества, содер-й пр-е нормы. Это экт правотвор-й деят-ти компет-х гос-х органов или непосреднно народа (при реф-ме), которым кстан-ся, измен-ся, отмен-ся нормы права.
3.Юрид-й прецендент-конкр-е реш-е по опред-му юри-му делу которому прид-ся знач-е образца эталона для реш-я аналог-х дел. Как источник права испол-ся не во всех странах. Но он явл-ся преоблад-м в странах с англо-саксон-й пр-й сис-й (Англия, США, Канада, Австралия и др.)
4.Нормат-й договор- двустороннее или многостороннее соглашение между разл-ми субъектами права, в котором содержатся нормы права. (Договор об образ-и СССР 1922 г.).
5.Юридич-е доктрины-мнения учёных юристов, по конкр-м пр-м вопросам, которые содер-ся в научных трудах ст-х.
6 Религиозное или священное писание
Формы права РБ:1) нормат-й договор, пр-й обычай, норм-й пр-й акт.