Аппарат гос включает в себя его деятельность в статике,а мех в динамике.
Общие и характерные признаки механизма гос-ва:
- механизм гос-ва состоит из особой группы людей, которая выделилась из общ-ва и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов (зак-ов), их охраной от нарушений);
- первичными элементами механизма гос-ва явл. гос. органы и учреждения, в которых работают гос. служащие. Гос. органы иерархически подчинены друг другу;
- каждый гос. орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует и как орган гос-ва в целом;
- для обеспечения властных велений гос. органы при необходимости имеют возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруж. отряды людей, тюрьмы и др.)
- механизм гос-ва призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права своих гр-н. Значит, сфера властных полномочий гос. органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между гос-вом и личностью.
Осуществляя функции гос-ва, гос. органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний гос. власти, так и методы, предусматривающие применение средств правового воздействия, вплоть до принуждения.
Гос. жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма гос-ва. В современных условиях к ним относятся:
- Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства гр-н гос-ва, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.
- Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать гос. механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц.
- Принцип гласности и открытости в деятельности гос. аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.
- Принцип законности в деятельности всех составных частей механизма гос-ва в их взаимоотношениях с населением и между собой, а также с различными общественными движ-ми и организ-ми. Вся деятельность гос. органов урегулирована нормами права.
- Принцип высокого профессионализма и компетентности должностных лиц гос. органов, предполагающий на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах гр-н. страны.
- Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
Чтобы механизм гос-ва действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегос. и местных интересов, всемерного учёта и обеспечения прав человека.
-Гуманизм ст 2 конст
Теория разделения властей.
Основоположники теории разделения властей: Дж. Локк и Шарль Монтескье.
Дж. Локк делил власть на 3 ветви:
- законодательную
- исполнительную
- федеративную
Законодательной власти Локк отдавал приоритет.
Шарль Монтескье делил власть на 3 ветви:
- законодательную
- исполнительную
- судебную
Основным принципом на котором должна базироваться данная система Монтескье считал «Принцип сдержек и противовесов» между ветвями власти.
17.Понятие и виды органов государства. Место и роль органов внутренних
дел в аппарате государства.
Орган гос-ва – структурно обособленное звено гос. аппарата, участвующее в осуществлении функций гос-ва и наделённое для этого властными полномочиями.
Основные признаки гос. органа:
- гос. орган явл. самостоятельным элементом аппарата гос-ва и образуется в установленном законом порядке;
- для осуществления своих задач каждый гос. орган наделяется необходимыми государственно-властными полномочиями (особым правовым статусом);
- в соответствии со своей компетенцией орган гос-ва издаёт обязательные к исполнению правовые акты;
- гос. орган имеет особую внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.), скреплённых единством целей, ради достижения которых они образованы;
- орган гос-ва располагает материальной базой и финансовыми средствами (здания, средства связи, прочее оборудование, деньги), которые требуются для осуществления его компетенции.
- орган гос-ва состоит из гос. служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой, гос. органом и гос-вом.
- орган гос-ва, участвуя в реализации функций гос-ва, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.
- орган гос-ва, при необходимости, ликвидируется в установленном законом порядке.
Органы гос-ва тесно взаимодействуют между собой, образуя единый соц. организм, главная задача которого – обеспечение нормального функционирования общ-ва, защита законных интересов личности, охрана суверенитета и террит. целостности гос-ва.
Органы гос-ва классифицируются по различным основаниям.
По принципу разделения властей они подразделяются на:
- законодательные (в РБ Парламент – Национальное Собрание)
- исполнительные (в РБ правительство – Совет Министров)
- судебные (в РБ Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституционный Суд) и контрольно-надзорные органы (в РБ Прокуратура, Комитет государственного контроля.)
По характеру формирования различаются:
- первичные органы гос-ва (Никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы).
- производные органы гос-ва (Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполн.-распоряд. органы, органы прокуратуры и др.))
В зависимости от территориальной сферы деятельности:
- высшие (президент, парламент, правительство, верховный суд);
- центральные (министерства, ведомства);
- местные (советы, муниципалитеты, исполкомы);
По способу осуществления своих полномочий:
- коллегиальные (парламент, правительство, исполкомы);
- единоначальные (министерства, управления, отделы)
По характеру компетенции:
- гос. органы общей компетенции (парламент, правительство, советы, муниципалитеты, исполкомы);
- гос. органы спец. компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).
Иногда органы гос-ва классифицируются и по другим критериям.
По форме осуществления гос. деятельности:
- представительные;
- исполнительно-распорядительные;
- судебные;
- прокурорские и иные контрольно-надзорные органы.
По срокам полномочий:
- постоянные (создаются без ограничения срока действия)
- временные (создаются для осуществления ограниченных во времени действий).
По структуре (способу организации):
- простые (не имеют внутренних подразделений, примером может служить нотариат)
- сложные (обладают соответствующей структурной организацией – министерства, ведомства и др.)
По правовым формам деятельности:
- правотворческие
- правоприменительные
- правоохранительные
В первую очередь ОВД обеспечивает правоохранительную функцию гос-ва, вместе с тем они принимают участие и в реализации остальных функций гос-ва.
18.Политическая система общества: понятие и структура. Эволюция политической системы белорусского общества.
Система-целое состоящее из частей взаимосвязанных и взаимодействующих друг с дтугом.
Политическая система общества –
Совокупность гос и негос соц институтов, осущ определенные полит функции.
Структура полит. системы общ-ва:
- Гос-во (система гос. органов);
- Общественные организации (политич. партии, движения и объединения);
- Институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).
Народ явл ядром полит системы общ