Классификация функций гос-ва
В юрид. лит-ре признаются разные критерии классификации функций гос-ва: по сферам действия, по продолжительности действия, по формам осуществления и др.
Жизнь любого современ. общ-ва осущ-ся в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. В зависимости от этого функции гос-ва подразделяюся (По сферам действия) на внутренние (реализация задач гос-ва внутри страны) и внешние (реализация задач гос-ва на межгосударственном 1уровне, где гос-во выступает субъектом международно-правовых отношений).
Единая (всеобщая) классификация функций:
Экономическая – обеспечение нормального развития экономики;
Политическая – обеспечение гос. и общественной безопасности, соц. и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих сил, охрана суверенитета гос-ва от внешних посягательств и т.п.;
Социальная – охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению соц. потребностей людей, поддержание необходимого жизненного уровня населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.;
Идеологическая – поддержка определённой идеологии, организация образования, науки, культуры и т.д.
Внутренние функции: (российского и белорусского гос-ва)
Экономич. функция – выработка и координация гос-вом стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Идеологич. функция – выражается в деятельности гос-ва по научной разработке и поддержке определённой идеологии, в том числе полит., нравственной, религиозной направленности образования, развития культуры, деятельности СМИ.
Социальная функция – призвана обеспечить соц. защищённость каждого человека, нормальные условия жизни для всех членов общ-ва независимо от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ.
Функция охраны конст-ого строя, прав и свобод гр-н – выражается в обеспечении принципа разделения властей, создании усовий для точного и неуклонного исполнения норм Конст-ии страны, закрепляющих права и свободы человека, гарантировании равенства всех перед законом, во всемерной охране существ-го порядка.
Экологическая функция – состоит в установлении гос-вом правового режима природопользования, в его обязательствах перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. (Ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.)
Культурная функция – разносторонняя гос. поддержка развития культуры всех национальных общностей, лит-ры, искусства, кино, СМИ, науки, образования и др.
Внешние функции: (российского и белорусского гос-ва)
Обеспечение обороноспособности страны – поддержание достаточного уровня военной защищённости общ-ва, отвечающего требованиям необходимой нац. безопасности, защиты суверенитета и террит. целостности гос-ва.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – это разнообразная деятельность, направленная на установление и развитие эконом., полит., культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы одной страны с интересами других.
Участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества – предполагает недопущение новой глобальной войны (как «холодной», так и «горячей»), обеспечение нераспространения оружия массового поражения.
По продолжительности действия функции гос-ва классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва)и временные (прекращают своё действие с решением определённых задач, имеющих, как правило, чрезвычайный хар-р). Так, внутренние и внешние функции гос-ва относятся к постоянным функциям гос-ва. К временным функциям можно отнести, например, функцию восстановления разрушенного войной хозяйства, подавление антиконституционных выступлений, ликвидация крупных экологических и др. катастроф.
Формы осуществления функций гос-ва – во-первых, специфические виды гос. деятельности; во-вторых, деятельность, посредством которой реализуются функции гос-ва.
По признаку однородной деятельности огранов. гос-ва выделяют правовые и организационные формы осуществления функций гос-ва.
Под правовыми формами реализации функций гос-ва понимается деятельность органов гос-ва, связанная с изданием правовых актов (ПА) как нормативного, так и правоприменительного хар-ра. (Правотворческая и правоприменительная деятельность)
Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций гос-ва путём издания НА, принятия или санкционирования, изменения или отмены устаревших правовых норм.
Правоприменительная деятельность - это деятельность органов гос-ва по реализации НА путём принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей.
Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность – это управленческая деятельность органов гос-ва, осуществляемая путём принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера. Правоохранительная деятельность – деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путём принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов гр-н, юрид. лиц, гос-ва и общ-ва в целом.
15.Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его
организации и деятельности.
Гос. власть, задачи и функции гос-ва осуществляются при помощи гос. аппарата или механизма гос-ва.
Механизм гос-ва –это целостная иерархическая система гос. органов, учреждений и организаций, осуществляющих гос. власть, задачи и функции гос-ва.
Соотношение понятий мех гос и аппарат гос:
Мех гос шире чем аппарат
Механизм = госаппарат + госорганизации + матер придатки.
Гос организации- те, для кот осущ власти не яв-ся основным видом деятельности,но посредствам кот гос-во осущ свои функции в разных сферах.
Гос учреждения- те ,посредствам кот осущ гос функции в сфере науки образов здравоохр оказания услуг
Матер придатки-правоохр органы вооруж силы исправ труд учрежд.
Это синонимы