Понятие, виды, субъекты и принципы правотворчества
Правотворчество — это деятельность государственныхорганов, народа посредством референдума по принятию изданию), изменению и отмене (признанию утратившими силу) юридических норм.
Правотворчество является процессом создания и развития действующего права как единой и согласованной системы общеобязательных правовых норм, регулирующих общественные отношения.
По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в общеобязательные юридическиепредписания, это активная, творческая, государственная деятельность, важнейшее средство управления обществом, показатель цивилизованности общества.
Субъектами правотворчества выступают:
- государственные органы,
- негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также
- граждане при принятии законов на референдумах.
Субъектами правотворческой инициативы являются правотворческие органы (должностные лица), которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе вносить проекты НПА, предложения по принятию (изданию) НПА, внесению в них дополнений и (или) изменений, приостановлению их действия, отмене (признанию утратившими силу), а также принимать (издавать) нормативные правовые акты. Государственные органы (должностные лица), не являющиеся субъектами правотворческой инициативы, а также юридические лица и граждане реализуют свое право правотворческой инициативы путем направления своих предложений по принятию (изданию) нормативного правового акта или внесения проекта нормативного правового акта субъектам правотворческой инициативы.Граждане, выступая с законодательной инициативой, образуют инициативную группу из числа лиц, обладающих избирательным правом. Последняя вносит законопроект в законодательный орган. От ее имени законопроект представляет председатель или заместитель председателя инициативной группы граждан.
Правотворческой деятельности современных государствприсущи принципы, основными из которых являются:
1. Конституционность. Соответствие прав.актов нижестоящих госуд.органов (долж лиц) правовым актам вышест.х госорганов (долж лиц) и конституции.
2. Законность.Правотворческая деятельность д. осущ-ся в рамках конституции и законов. Принцип зак-и предполагаетстрогое соблюдение уст. порядка подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов.
3. Гуманизм.Этот принцип предполагает направленность правотворческой деятельности на обеспечение и защиту прав и свобод личности.
4. Профессионализм.Участие в правотв.деят-ти компетентных, профессион.подготовленных, имеющих большой опыт работы квалиф. специалистов.
5. Научность.Использ-ние в правотв.деят-ти достиженийнауки и техники.
6. Гласность.Открытость правотв.процесса для широкой общественности.
Выделяют следующие основные виды правотворчества.
1) Непосредственное правотворчество народа путем референдума.
2) Правотворчество государственных органов.
Законодательный процесс
Выделяются следующие стадии законодательного процесса:
- законодательная инициатива;
- обсуждение законопроекта;
- принятие закона;
- опубликование закона и введение его в действие.
Законодательная инициатива. Суть стадии – в осуществлении опред. субъектами (органами гос., долж. лицами, группами граждан) предоставленного им права офиц. вносить в законод. орган на его рассмотрение проекты законов. Право закон.инициативы предполагает обязанность законодат.органа рассмотреть предложенный законопроект. Субъекты зак. инициативы, как правило, определяются в конституции. В РБ в соотв. со ст. 99 Конституции право зак. инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избир. правом, в кол-ве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате предст. Стадия ЗИ заверш. внесением в закон. орган соответствующим гос. органом, долж. лицом или определенной группой граждан проекта закона.
Обсуждение (рассмотрение) проекта.Подготовленный проект закона представляется зак-лям с объяснительной запиской, в кот. содержится обоснование необх. его принятия и ожидаемый эффект. Обычно эти документы предварительно рассм. профильными комиссиями (комитетами) законодат. органа, которые готовят проект к обсуждению. Обсуждение проекта осущ-ся в соотв. с регламентами законодат. органа. В целях тщат. анализа проекта рассмотрение может осущ-ся в нескольких чтениях. В рез. обсуждения проекта законодат. орган может одобрить его или мотивированно отклонить, отложить принятие на опред. срок или возвратить проект на доработку. В законодательстве могут быть предусмотрены и некоторые другие варианты. После завершения обсуждения проекта ставится вопрос о принятии закона.
Принятие закона. Закон принимается путем голосования. Порядок принятия законов предусм-ся в деталях регламентами законодат. органа. Обычно текущие законы принимаются простым больш-вом голосов парламентариев, а для принятия конституционных и некоторых других законов устан. усложненные процедуры голосования. В РБ законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Порядок преодоления разногласий между палатами в случаях их возникновения определен ст. 100 Конституции. Затем закон в десятидневный срок представляется на подпись Президенту. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в ПП, где они д.б. рассмотрены в уст.. Если возражения Президента будут преодолены больш-вом не менее 2/3 голосов от полного состава обеих палат, закон подписывается Президентом в пятидневный срок. В РБ в соотв. со ст. 101 Конституции ПП и СР законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодат. полномочия на издание декретов, имеющих силу законов. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Прав-ва м.издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временные декреты в трехдневный срок должны быть представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.
Опубликование закона и введение его в действие- последняя стадия законод. процесса. Опубликование — доведение до всеобщ.сведения путем помещения текста закон. акта в опред. печатных изданиях, на кот. можно офиц. ссылаться. Такие издания обычно определяются спец.актами. В РБ они определены Положением об офиц. опубликовании и вступлении в силу пр. актов, в соответствии с которым источниками офиц. опублик.законов являются: издание Национ. реестра правовых актов и его электронная версия, газеты «Звязда» и «Народная газета». Для актов Президента такими источниками явл.: издание Национ. реестра правовых актов (и его электронная версия) и газета «Советская Белоруссия» (п. 4 Положения). В Положении указаны источники официального опубликования правительственных актов и актов других органов. Официальное опубликование предполагает, таким образом, помещение в опред. изданиях подлинного, тщательно выверенного текста принятого акта, исключающего какие-либо ошибки или неточности.