Понятие и признаки правовой нормы
Правовая норма — общеобязат., формально опред.правило поведения, устан. и обеспеч. гос-м и направл. на урегулирование общ.отношений.Понятия «право» и «норма права» необх.рассматривать как целое и часть. ПН - одна из наиболее важных разнов-тей действующих социальных норм. Ей присущи качества, свойств. любой соц.норме как регулятору общ.отношений. В то же время каждая разнов-ть соц.норм наряду с общими св-ми обладает собств. признаками.
Выделяют следующие признаки правовой нормы:
1. Общеобязательность. Норма права предписывает правильный, с точки зрения общества, и потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее действия. Это значит, что правовые нормы распространяют действие на персонально неопред. круг лиц, обладающих общими признаками, на участников отношений опред. вида (на депутатов, военнослуж., пенсион., министерства и т. п.). Общий характер предписаний, содержащихся в ПН, означает, что они обращены ко всем тем субъектам, которые м.б. или уже являются участниками определ.вида обществ.отношений. Общеобязательность ПН проявляется в том, что она распространяется на участников соотв-х отношений независимо от того, каково их субъективное, личное отношение к этой норме, согласны ли они с ней или нет, относятся к ней с одобрением или не одобряют.
ПН выступают в виде властных предписаний, велений, обязательных суждений гос-ва, регулирующих поведение людей. Они определяют пределы возможного и должного поведения субъектов права. Правовые предписания, веления, суждения – рез-т относительно длит.процесса формирования потребностей людей в опред.сфере общ.жизни. Облекая в юрид.форму социальные связи по удовлетворению этих потребностей и используя различные средства их защиты, гос-во придает им устойч-ть, стаб-ть, незав-ть от простого случая или произвола.
2. Формальнаяопределенность. ПН внешне выраж. в письм.форме в офиц. документах. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обяз-тей, указаниях на последствия ее нарушения. Она выступает в виде четко сформул.правила, фиксируется как строго выраж.требование должного или возможного поведения, закрепленное в юридических документах, среди которых наиболее распространенными являются нормативные правовые акты
3. Связь с государством. НП устан-ся гос.органами и обеспеч-ся мерами гос.воздействия – принуждением и стимулир-м. Главное отличие НП от др. социальных норм – в их связи с гос-м. Это такие правила поведения, кот.исходят от гос-ва или им санкционируются. Любые нормы, стандарты поведения, регулирующие соц.отношения, могут рассматриваться в кач. правовых лишь в том случае, если они установлены или признаны компет.гос. органами и взяты ими под защиту. Связь нормы права с гос-вом не означает ее подчиненный характер по отношению к государству. Гос-во, хотя и формулирует правовые нормы, в демократическом обществе само им подчиняется, само связано этими нормами.
4. Представительно обязывающий характер. ПН представляет одним субъектам права, но в то же время возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанностей и обязанности без прав.
5. Норма права рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкр.случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой, на неограниченное количество случаев данного рода.
Норма права– устан-е или санкц-ное гос-м правило повед., регулир-щее опред.разнов-ть общ.отношений, реализация которого обеспеч-ся гос.органами.
Виды правовых норм
Многогранность общ.отношений обусловливает многообразие прав.норм. Видовая группировка пр.норм способствует теоретически осмысленной правотворч. деят-ти и более эффективной реализации норм права во всех ее формах.
Можно выделить следующие основные виды правовых норм.
1. По функциональной роли:
• исходные ПН – определяют основы правов.регулирования общ.отношений, его цели, задачи, пределы, направл. К ним относ.: декларативные ПН, провозглаш.принципы, и дефинитивные, сод-щие определения юрид. понятий и терминов;
• общие правовые нормы — содержатся, как правило, в общей части нормативного правового акта любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения. Общие нормы распр-ся на всех граждан независимо от их професс. деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т. п. (нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и т. д.).;
• специальные ПН присущи отраслям права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений. Спец.нормы распр-ся только на опред.круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т. п.
2. По предмету правового регулирования: • конституционные; • гражданские; • уголовные; • административные и т.п.
3. По методам правового регулирования:
• императивные ПН — содержат властно-катег. предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении. Характерны для публичного права;
• диспозитивные правовые нормы — предполагают свободу выбора поведения. Характерны для гражданско-правовых отношений;
• рекомендательные ПН– предлагают наиболее приемлемый для Г.вар-т повед.
4. По времени действия:• постоянные; • временные.
5. По характеру правовой нормы:• материальные; • процессуальные. Первые непоср-но закрепляют права и обяз. субъектов права, а вторые регулируют порядок рассмотрения различных юрид.дел, защиты субъект.прав и обяз-тей.
6. По способу изложения: • прямого изложения; • отсылочные; • бланкетные.
Прямой способ изложения состоит в том, что все элементы ПН изложены в статье НПА. Отсылочные нормы отлич. тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье НПА, в связи с чем делается ссылка на др.статьи того же акта. В бланкетных нормах недостающие части (элементы) содержатся не в других статьях того же акта, а в других нормативных правовых актах.
7. По форме предписания:• обязывающие; • запрещающие; • управомочивающие. Различия между ними основаны на том, на что делается акцент: на возложении обязанности, установлении запрета или на предоставлении права.
8. По назначению ПН подразд. на регулятивные и охранительные. К регулятивным относ. нормы, предназн. для регулирования общ.отн. путем предоставления их участникам прав и возложения на них обяз-тей. Они рассчитаны на правомерное поведение и составляют больш-во ПН. Охранительные ПН направл. на регламентацию мер юрид.отв-ти, специфич.мер защиты субъект.прав. Они специально создаются для обеспечения действия регулят. норм, охраны регулируемых ими общ.отношений.
9. По месту действияможно выделить нормы, действующие на всей территории гос-ва, и нормы, действ. на опред. его территории(местности), а также локальные нормы, действ-е только на опред.предпр., в орг-ции (ПВТР).
Структура правовой нормы
Структура правовой нормы— это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Наиболее распространенным пониманием правовой нормы является трехзвенная конструкция. Согласно такой конструкции, в типичной правовой норме выделяют три элемента:
• гипотеза;
• диспозиция;
• санкция.
Гипотеза— это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства, условия (время, место, субъектный состав и т.п.), при наличии или отсутствии которых реализуется норма.
Диспозиция— это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Санкция— это элемент ПН, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкция выражает реакцию гос-ва на противоправное поведение и содержит указание на ту меру воздействия, кот. применяется компетентными органами гос-ва к лицам, не исполняющим требования ПН.
Каждый из названных элементов имеет в ПН свое место и выполняет свою роль. Вместе с тем существуют ПН, в структуре которых содержатся только два элемента, один из которых гипотеза, а второй – либо диспозиция, либо санкция. Как бы ни была выражена ПН, она должна сохранять качества общеобязательного правила, которое регулирует определенные общественные отношения.
Логическую структуру ПН можно абстрактно сформулировать след.образом: если имеют место опред.обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать опред. действия (диспозиция), иначе (в противном случае) для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (санкция). Эту формально-юрид. структуру нормы можно выразить в виде формулы «если — то — иначе».
В соотв. с излож.конструкцией ПН не может начать действовать, если не предусмотрены фактич.обст-ва, при кот. она подлежит реализации, т. е. без гипотезы. Нельзя представить ПН и без диспозиции, которая признается ее ядром. В ней указаны права и обяз-ти субъектов обществ. отношений, которые регулирует данная норма. Не может сущ-ть ПН, рассматриваемая с позиций ее логич.структуры, также без санкции, так как именно санкция указывает на те специф.меры госуд.воздействия, которые отличают способ обеспечения ПН от способов обеспечения иных соц.норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм).
Различают следующие варианты изложения логических норм в статьях НПА.
1. Статья нормативного акта содержит одну норму, включающую все 3 элемента. Эта конструкция статьи встречается достаточно редко.
2. Статья нормативного правового акта состоит из двух или более правовых норм. В качестве примера можно сослаться на ст. 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь о хулиганстве, состоящую из трех частей, каждая из которых является самостоятельной нормой.
3. ПН располаг. в разных статьях одного НПА или даже в разных НПА.
4. Бывают случаи, когда в статьях НПА гипотеза или диспозиция м. опускаться. Это допустимо, когда из общего текста ПН ясен смысл опущ. элемента.