Различные концепции правопонимания
Правопонимание — науч. категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый человек воспринимает право по-своему. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.
Естественно-правовая концепция.Истоки естественно-правовых взглядов наход. в Др.Греции и Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравств. начала в праве, заложенные природой человека. Заверш.форму концепция получ.в XVII—XVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др., когда были разделены такие понятия, как право и закон.
Согласно ЕПК, источник прав человека находится не в закон-ве, а в самой человеческой природе и исходит от Бога. ЕПК соединяет право и мораль. Основу права составляют справедливость, свобода, равенство и т.п. Одним из достоинств данной теории является то, что она обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
Нормативистская концепция. Завершенную форму НК получ. в XX в. в трудах австр.юриста Г.Кельзена (1881-1973). НК основана на представлении о том, что право – сов-ть норм, внешне выраженных в законах и иных НПА. Право пред-т собой стройную иерарх.пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает законность в норме с более значит.юрид.силой. В основании пирамиды норм находятся индивид. акты – решения судов, договоры, предписания администрации. Достоинство НК в том, что он позволяет создавать и соверш-ть систему зак-ва, обеспеч-т опред.режим законности, единообразное применение норм. Недостаток нормативизма в игнорировании естеств. и нравст.начал в праве, абсолютизации гос.влияния на правовую систему.
Историческая концепция. Завершенную форму ИК получила в к.XVIII-начале XIX в. в трудах Гуго, Савиньи, Пухты, кот.считали, что право – истор. явление, которое, как и язык, не устанавл. договором, не вводится по указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. Согласно ИК право – прежде всего, правовые обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно и проверено временем. Законодатель не м. творить нормы права по своему усмотрению. Он должен учитывать в законотворч. процессе культурно-исторические и национальные особенности права.
Достоинство ИК в том, что в ней подчерк. Необх-ть учета в правотворч.процессе национальных, истор. и культ. особ-тей права, обращается внимание на естественность развития права. Недостаток ИК в завышении роли правовых обычаев, хотя последние уже не справляются с полноценным упорядочением общественных отношений.
Психологическая концепция. Логич.заверш. форму ПК получ. в XX в. в трудах Петражицкого, Росса и других исследователей. Согласно ПК, психика человека – фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права опред-ся не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Право подразделяется на два вида: 1)позитивное (установленное гос-вом); 2) интуитивное (результат внутр., интуит. самоопред-ния индивида). Интуитивные переживания (интуитивное право) выступают регулятором поведения чел-ка и потому рассм-ся как реальное, действит.право. Оно играет роль критерия оценки позитивного права. В разладе между позит. и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений.
Достоинство ПК в том, что она учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений. Недостатком ПК явл. ее одностор. хар-р, отрыв от объек.реальности, представление безоговорочного приоритета интуит. праву, выступающему регулятором поведения человека.
Марксистская концепция. Логически завершенную форму МК получила в ХIХ-ХХ вв. в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Право явл. возведенной в закон волей господств.класса, определяемой хар-м матер. производственных отношений, и представляет собой соц.явление, в кот. классовая воля получает госуд.-нормат. выражение.
Достоинство МК в том, что она показала завис-ть права от социально-эконом. факторов, наиболее сущ-но влияющих на него, обратила внимание на тесную связь права с гос-м, когда последнее устанавливает и обеспечивает право. Недостаток концепции – в преувеличении роли классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам.
Каждая из концепций правопонимания имеет достоинства и недостатки. Тем не менее различные подходы к правопониманию, разные опред-ия права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия пред-т опред.ценность для научных исследований.