Юрид.техника. Порядок опублик. и вступления в силу НПА
С появлением права юрид. наукой и практикой вырабат., совершенствовались и продолжают соверш. приемы, способы создания пр.документов, обработки юр. текстов, упорядочения зак-ва, обеспечения доступности, согласованности права. Комплекс этих средств стал достоянием мировойправовой культуры и именуется в науке юридической техникой.
Юридическая техника — сов-ть (комплекс) приемов,способов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства иэфф-сти. Это сложное, многоаспектное правовое явление,охватывающее как приемы организации правового материала, егоконструирования, так и требования к юридическому языку, юридической терминологии, к внешнему оформлению актов и др.
Всякое правовое решение, особенно в сфере нормат. регулирования, влияет на существующую и буд.правовую ситуацию, поэтому ему д.предш-тьвсестор. изучение действ.зак-ва, сложившегосяположения в соотв. области общ. жизни. Только после этого и на основе выработанных юр.наукой ипрактикой моделей, образцов, схем правового регул-я, способов конструирования и расположения норм. материаласледует приступать к созданию юрид.текстов.
К юрид. языку, терминологии, определениям предъявляются такие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность, точность формулировок, единство терминологии, использованиеобщепризн., устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь,взаимообусловленность.Не принято использоватьобразные сравнения, эпитеты, метафоры. Сложные специальныеюрид. и иные термины должны быть расшифрованы.Оформление и структура актов также должны соответствоватьопределенным требованиям. Это в первую очередь касается их реквизитов: наименования вида акта (закон, указ, постановление), егозаголовка, указывающего на предмет регулирования (о гражданстве,об аренде); названия органа, должностного лица, его издавшего, наличия официальных подписей, даты, места принятия, номера и др.
Законы обычно подразделяются на статьи, а правительственные,ведомственные акты, акты местных органов — на пункты. Если актдостаточно крупный, объемный, то в нем должно быть деление начасти (общая, особенная), разделы, главы. В таких актах присутствуют обычно преамбулы, т. е. вводные части, в которых указываются цели, задачи, мотивы их принятия.
Юрид. техника играетисключ.важную роль и использ.как в процессе создания пр.актов, так и в ходеих системат-и. Ее значимость сказывается и на эфф-типравоприм. деятельности.
В наст.время в РБ удел. значит. внимание вопросам соверш-ния правового регулирования общ.отн., обновления законодательства сучетом происходящих в обществе перемен, его упорядочения и систематизации. В организац.-юрид. плане в РБсозданы необх. предпосылки для качеств. нормотворчества. Важное значение в этом отношении имеет Единый правовойклассификатор РБ.Он явл.необх.инструментомдля системной правотворческой работы.
Существ.значение имело создание Национального центраправовой информации РБ и ведение им с 1999 г.Национального реестра правовых актов (НРПА) РБ. Реестр предст. собой систему учета всех НПА республики, является единым банком правовой информации.Помещение в издании реестра всех нормат. и важнейшихправоприменит. правовых документов, включая, международные договоры, дает возможность комплексного, обзорного восприятия праворегулирующих актов, что весьма важно для юристов-практиков и исследователей.
Опубликование закона и введение его в действие- последняя стадия законодательного процесса. Опубликование — доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста закон.акта в опред. печатных изданиях, на кот. можно официально ссылаться. Такие издания обычно опред.спец.актами. В РБ они определены Положением об офиц. опубликовании и вступлении в силу пр. актов, в соотв. с кот. источниками офиц. опублик.законов являются: издание НРПА и его электронная версия, газеты «Звязда» и «Народная газета». Для актов Президента такими источниками явл.: издание Национ. реестра правовых актов (и электронная версия) и газета «Советская Белоруссия». В Положении указаны источники официального опубликования правительственных актов и актов других органов. Офиц.опублик. предполагает помещение в опред. изданиях подлинного, тщательно выверенного текста принятого акта, исключающего какие-либо ошибки или неточности.