Систематизация нормат.прав.актов. Виды систематизации
Систематизация нормат.прав.актов. Виды систематизации
Нормативный правовой акт — это правовой документ,содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Систематизация — это упорядочение и приведениев систему действующих нормативных правовых актовс целью удобства пользования.
Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в разное время и в связи с различными обстоятельствами, нередкобывают несогласованными, противоречивыми. Это создает определенные трудности при их использовании и применении,поэтому существует необходимость систематизации.
Выделяют следующие виды систематизации:
1. Инкорпорация— объединение нормативных актов безизменения их содержания, переработки и редактирования.Результатом инкорпорации может быть сборник или собрание нормативных правовых актов по тематическому, хронологическому и другим признакам.
Инкорпорация подразделяется на два вида:
• официальную(осуществляется компетентными государственными органами и в порядке, определенном законодательством);
• неофициальную(осуществляется юридическими и физическими лицами в учебных, научных и других целях).К неофициальной инкорпорации можно отнести сборникинормативных материалов, издаваемые в учебных целях.
2. Кодификация — объединение нормативных правовых актовв единый, логически цельный акт с изменением их содержания.Кодификация является более сложной систематизационнойработой, чем инкорпорация. При кодификации производитсякачественная переработка действующих юридических норм, устраняется дублирование, противоречия, пробелы в правовом регулировании, отменяются устаревшие нормы и т.д. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную систему. На смену большому количеству нормприходит единый сводный акт.
Выделяют следующие виды кодификации:
• отраслевая(кодифицируются нормы опред. отраслиправа);
• специальная(кодифиц-ся нормы какого-л. правового института).
3. Консолидация — объединение НПА без изменения их содержания в единый акт, в кот.каждый НПА теряет свое самост.юрид. значение. При этом нормы права, содержащиеся в прежнихНПА, излагаются в логическойпоследовательности, устраняются повторы и противоречия. НПА при консолидации объединяются по признаку относимости к какому-либо виду деят-ти (напр., охрана природы).
Субъекты правовых отношений
Субъекты, права — лица, обладающееправосубъектностью, т.е. физические или юридические, которые являются носителями прав и обязанностей и способны быть участниками правоотношений.
Субъекты правоотношений — участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и обязанностями.
Субъекты права подразделяются на два вида — индивидуальные и коллективные. К индивидуальнымотносятся граждане, иностранные граждане и апатриды (лица без гражданства). Граждане — индивиды, обладающие гражданством данной страны. Иностранцы — индивиды, обладающие гражданством других стран. Апатриды (лица без гражданства) — индивиды, не обладающие гражданством какой-либо страны.
К коллективным субъектамотносятся субъекты госуд. органов и субъекты хоз. и иной деят-ти. В междунар. правоотношениях и по бюджету гос-во само выступает как субъект права. Общ. образования (персонифицированные подразделения общества, общ.групп) также явл. коллективными субъектами права. В области частного права (гражданского, трудового, семейного и т.д.) сущ-т принцип.юрид. равенство всех субъектов независимо от их статуса. Здесь различаются: физические лица; юридические лица. Физическое лицо — это индивид, обладающий правосубъектностью. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды). Юридическое лицо — организация, кот.обладает обособленным имуществом, несет самост. отв-ть по своим обяз-вам, может от своего имени приобретать и осущ-тьимущ. и личные неимущ. права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. КЮЛ относятся организации во всех организационно-правовых формах.
Субъекты правоотн-я должны обладать правоспособн. и дееспособностью.
Правоспособность— способность субъекта обладать субъективными правами и нести обязанности. П физического лица возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. П.юрид. лица возникает с момента его создания и прекращается в связи с ликвидацией или реорганизацией в соответствии с действующим законодательством. Правоспособность не отчуждается.
Дееспособность— спос-тьсамост., своими действиями приобретать права и создавать для себя обяз-ти. Вопрос о моменте наступления деесп-тифиз.лица решается по-разному. Вграждан.праведеесп-ть устанавливается в том или ином объеме в зависимости от состояния здоровья и возраста. В связи с этим различаются: полная дееспособность;неполная (частичная) дееспособность.
Правосубъектность— спос-ть субъекта быть носителем прав и обяз. и участвовать в правоотн-х (это правосп-ть и дееспособность, вместе взятые).
Правовой статус личности — сов-ть принадлежащих гр-ну прав, свобод и обязанностей, опред-щих и юридически закрепляющих его прав.положение в обществе. ПС явл.существ. фактором в обеспечении социальной свободы. Он устанавливает границы возможного и должного поведения людей, их свободной общ.значимой деятельности. ПСЛ закрепляет права и обяз., которые не м.б. отторгнуты от субъектов права по воле отд. граждан или долж.лиц. Статутные права и обяз-ти устанавливаются, изменяются и отмен.только путем издания новых НПА. Субъективные права и обязанности, возникающие в пределах статутных, могут быть от него отторгнуты в порядке правоприменительной практики. В структуре ПС выделяют элементы: права и обяз.; зак.интересы; правосубъектность; гражд-во; юрид.отв-ть; прав.принципы и др. ПС личности бывает: общий; специальный.
Содержание правоотношения
Основное содержание правоотношения составляют субъективные права и субъективные обязанности.
Субъективное право — предусмотренная нормой права мера юридически возможного поведения конкретногосубъекта права при условии наступления определенныхжизненных обстоятельств (юридических фактов).Содержанием субъективного праваявл. гарантируемая государством возможность для лица, обладающего этимправом, вести себя определенным образом.
Основной чертой, характеризующей субъект.право, является возможность его использования по своему усмотрениюучастниками правоотношений. Субъект всегда может отказатьсяот использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право одновременно является и субъективной обязанностью.
Субъективное право включает несколько правомочий.
1. Правомочия на собственные действия.
2. Правомочия на чужие действия (право требовать исполнения обязательств).
3. Правомочия на возможность приведения в действие государственного аппарата принуждения против лица, не исполнившего свои обязательства.
Субъективная обязанность — мера юридически необходимого поведения конкретного субъекта права, предусмотренная правовой нормой, при условии наступления определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов).Содержанием субъективной обязанностиявляется предусмотренная нормой права необходимость выполнения определенных действий или воздержания от действий.
Субъективная обяз-ть- не само действие (бездействие), а лишь его необходимость. Если последняя воплощается в реальное действие, то возникает другое явление —реализация субъект.обяз-ти. Субъектообяз-ть, также как и суб. право, носит персональныйхар-тер.
В отличие от субъективного права, от исполнения субъективной обязанности нельзя отказаться. Отказ от исполнения или недобросовестное выполнение субъект.обяз-тиявл. основанием для юрид. ответ-ти.
В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозицией правовой нормы, субъективные обязанности бывают:
• активными (закрепляют необходимость действий);
• пассивными (закрепляют необходимость воздержания отдействий, запрещенных нормой права).
Субъект.обязанность вытекает из общей нормы права, состоит из безусловной необходимости для определенноголица вести себя установленным образом и предполагает государственное принуждение.
Объекты правоотношений
Субъекты права участвуют в правоотношениях ради удовлетворениясвоих интересов и потребностей. Эти цели достигаются путемреализации их субъективных прав и обязанностей, вследствие чегостороны приобретают определенные блага, пользуются ими или охраняют их от посягательств. Такие разнообразные блага, на достижение, использование или охрану которых направлены интересы сторон правоотношения и ради чего реализуются их субъективные права и обязанности, принято рассматривать в качестве объектов правоотношения.
Объектами правоотношений могут быть блага различного характера - от материальных до духовных. Материальные блага– это прежде всего конкретные предметы, представляющие ценность для субъектов правоотношения, заработная плата, денежные сбережения, наследуемое имущество и многое другое. К ним относятся также материализованные результаты духовного творчества — литературные произведения, произведения живописи, киноленты и др.
В качестве объектов правоотношения могут выступать и личные неимущественные блага - охраняемые законом честь, достоинство гражданина, тайна переписки, телефонных переговоров и др. К ним примыкают духовные блага в собственном смысле слова — удовлетворение эстетических потребностей посредством посещения театров и кинотеатров, художественных выставок, праздничных, культурных и других мероприятий.
По широко распространенному мнению значительное место среди объектов правоотношений занимают действия, т. е. определенные виды поведения субъектов, которым придано юридическое значение. Это перевозка грузов, ремонт строений и техники, охрана помещений и имущества и многое другое. Однако правильнее было бы полагать, что в соответствующих правоотношениях объектами являются не сами действия, а результаты этих действий(перевезенный груз, отремонтированная надлежащим образом вещь, сохраненное имущество).
Объекты правоотношений непосредственно связаны с интересами их участников (сторон). Но интересы эти далеко не однозначны, неодинаковы. Для различных сторон одного и того же правоотношения его объекты, как правило, не совпадают. Для одной стороны это может быть продукт труда, а для другой - его оплата. Следовательно, в зависимости от интересов участников правоотношения в каждом из них может быть два и более объектов.
Поэтому объекты правоотношений — это блага, на использование или охрану которых направлены интересы субъектов правоотношения и реализуются их права и обязанности.Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объекты правоотношений весьма разнообразны и могут подразделяться на различные виды:1) материальные блага;2) нематериальные блага;3) продукты духовного творчества;4) действия участников правоотношений.
Правоприменительный акт
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов. Они называются актами применения права.
Акт применения права — офиц. властноепредписание (решение) по юрид. делу, принятое компет. органом на основе действующих прав.норм с учетом конкретныхжизненных обст-в в отношении персонально опред. лиц.
Правоприменительные акты — находящиеся под защитой гос-ва официальные, как правилописьм., документы, имеющие опред. структуру и наименование (приговор суда, приказ руководителя). В нек.случаях они м. выступать и в устной форме. Напр., устное замечание участнику дор.движ., допустившему незначит. нарушение правил, удаление свидетелей из зала суд. заседания и т. п.
Акты применения права следует отличать от нормат.прав.актов.В отличие от последних они кас.конкр.жизн. случаев, носят индивид.хар-р, имеют разовоезначение. Эти акты не содержат общих юрид. правилповедения (норм права), а принимаются в целях их реализации вотношении опред. лиц.
Правоприменительные акты разнообразны, и их можно классифицировать в зависимости от определенных оснований на различные виды.
Так, по назначениюони м. подразделяться на устанавливающие, прекращающие, изменяющие и обеспечивающиесубъективные права и обязанности.
По содержанию— на акты обязывающие, запрещ. и управомочивающие.
По юр.форме – указы, постан., распор., приказы, решения и приговоры суда.
В зависимости от субъектов, осуществляющих правоприменение, акты могут быть судебными или административными.
Завершающей частью стадии принятия решения по делу явл. доведение сод-ниярешения до сведения заинт.лиц, без чего оно не м.счит. правомерным.
Реализация принятого акта. Бывают случаи, когда принятое идовед. до сведения исполнителей решение не исполняется, т.е. сам факт издания акта прим. не всегда гар-тего претворение в жизнь. Поэтому важно осуществить необх. меры для того, чтобы предписания правопр.акта были своевременно исполнены, реализованы вфакт.деят-ти субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения м.считатьзавершенным.
Применение норм права, все его стадии служат цели укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем само правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности. Осн.требованиями к применению норм права явл. его обоснованность, законность и целесообразность. Требование обоснованностиознач., что в процессе правоприм.деят-ти должны быть выявлены и изучены все факты, относящиеся к делу. В основу решения дела д.б. положены только достоверные обст-ва. Требование законностипредполагает правильный выбор нормы права, точное установление ее смысла и на этой основе принятие юрид.верного решения. При этом орган, применяющий норму, обязан точно соблюдать устан.процес.порядок и действовать в рамках компетенции. Требование целесообразностиознач., что правоприм.органы, с одной стор., должны действовать в строгом соотв. с нормами права, поскольку именно в них заложен наиболее целесообр. вариант поведения. С др. — в рамках закона они д. учитывать все обст-ваконкр. дела и выбирать с учетом этих обст-тв наиболее оптим. и справедл.решение. Принятие решения, выходящего за пределы содержания примен. нормы, под предлогом его целесообразности недопустимо.
Виды толкования норм права
Толкование норм права — это уяснение и разъяснение смысла правовой нормы, действительного содержания находящихся в ней положений в целях их правильной реализации.Различают следующие виды толкования:
1. Официальное толкование— это разъяснение, которое даютв официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции.Официальное толкование в свою очередь подразделяется нанормативное и казуальное.
- Нормативное толкование— официальное разъяснение, которое, как и норма права, обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев.Нормативное толкование может быть аутентическим и легальным.Аутентическое толкование — разъяснение того же органа,который издал толкуемую норму.Легальное толкование — разъяснение компетентного органа в отношении толкуемой нормы, изданной другим органом.
- Казуальное (правоприменительное) толкование— разъяснение, обязательное только для конкретного случая, конкретного дела.
2. Неофициальное толкование— разъяснение, не имеющееформального, юридически обязательного значения (юридической силы). Оно (толкование) может быть доктринальным, профессиональным, обыденным.Доктринальное толкование— разъяснение научных работников, преподавателей, ведущих исслед. работув данной области.Профессиональное толкование— разъяснение, основанноена професс. знаниях права (разъяснения адвокатов,юристов-практиков, в юридических консультациях и т.д.).Обыденное толкование— пояснения и мнения людей в обыденной жизни на основе житейского опыта.
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения буквального текста и действительногосодержания правовой нормы. Исходя из этого, различают тривида толкования по объему.
1. Буквальное толкование— это толкование, в соответствиис которым действительное содержание правовой нормы соответствует текстуальному выражению («букве» закона).По общему правилу толкование хорошо отработанных законов является буквальным, оно не уже и не шире, чем его буквальный текст.
2. Распространительное толкование— толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире, чем текстуальное выражение («буква» закона).Напр., «утрату предмета» можно понимать шире, чембуквальное значение этих слов. «Утрата» может означать и ги- бель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.
3. Ограничительное толкование— толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормыуже, чем текстуальное выражение («буква» закона). Выражение «освобождение от ответственности»в случае наступления обстоятельств «непреодолимой силы» понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое»не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступления вредных последствий,которые невозможно предотвратить.
Систематизация нормат.прав.актов. Виды систематизации