Вопрос 74. Правовая реформа в РБ.
В Конституциях 1919, - 27, - 37, - 78 отрицался принцип разделения властей. Впервые термины “правовое государство” и “принцип разделения властей” были закреплены в декларации верховного совета БССР от 27 июля 1990г. Эти положения нашли свое отражение и в действующей Конституции РБ. Действующая редакция Конституции закрепила основные принципы, характерные для формирования правового государства (статья 1, 3, 6 и т.д.). Анализ конституционных положений дает основания сделать вывод, что законодательная власть в стране принадлежит: избирательному корпусу, нац. собранию и президенту. Вместе с тем, Конституция РБ не дает однозначного представления о структуре и назначении исполнительной власти; не определяет функциональную сферу исполнительной власти; не разграничивает предметоведение и полномочия между органами исполнительной власти на каждом уровне системы; не позволяет четко установить соотношение понятий “орган исполнительной власти” и “орган гос. управления”. Так, согласно ч. 1 ст. 106 Конституции: исполнительная власть осуществляется Совмином, а в абзаце 2-м ст. 107 закреплено положение, что правительство руководит системой подчиненных ему органов гос. управления и других органов исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 79 Конституции президент является главой государства и осуществляет посредничество между органами гос., то есть является так называемым арбитром между нами. Аналогичная роль главы государства свойственна смешенным и парламентским республикам. Некоторые полномочия президента РБ, хотя он и не является главой исполнительной власти, активно влияют на формирование и деятельность органов исполнительной власти. Можно сделать вывод о доминирующем положении президента в исполнительной власти. Таким образом, Конституция и её положения НЕ лишены неясностей и неопределенностей, что говорит о требовании совершентсоввания конституционного процесса.
Вопрос 75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Нормативный правовой акт –официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного гос. органа путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Действие нормативного правого акта –действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц, то есть по субъективному составу, по кругу общественных отношений, то есть по предмету регулирования. Нормативный акт начинает действовать во времени с момента начала вступления нормативного акта в силу и до момента её утраты. Вступление акта в силу может быть определено:
1. Датой принятие акта (его подписания);
2. Датой, указанной в самом акте;
3. Датой официального опубликования акта:
4. По истечению определенного времени после официального опубликования.
Срок исчисления днями.
Если акт вступает в силу со дня официального опубликования, течении срока вступления в силу начинает с 00.00 часов с момента опубликования офиц. издания. Если со дня его подписания, то с 00.00 часов его подписания.Течение срока определенного периода времени начинается с 00.00 часов суток следующего после календарной даты или наступившего события. Если в акте указано, что акт вступает в
силу после его официального опубликования, то течение срока начинается с 00.00 часов следующего за днем выхода в свет официального издания. Срок истекает в 24 часа последнего дня срока.
Пример.Акт вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Опубликован 21 января. Течение срока вступает с силу начиная с 21 января и заканчивая 30 января.
Срок исчисления месяцами истекает в 24 часа соответствующего дня последнего месяца срока. Пример. Акт вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования. Дата официального опубликования – 20 января. Течение срока вступление в силу акта начинается 21 января и заканчивается 20 апреля. А кт вступает в силу с 00.00 часов 21 апреля. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в 24 часа последнего дня этого месяца. Момент утраты силы акта определяется:
1. Датой исчисления срока действия акта;
2. Датой отмены акта;
3. Датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регулирования прежнего акта.
По общему правилу, законы, декреты вступают в силу через 10 дней после офиц. опубликования. Иные нормативные акты – со дня включения их в нац. реестр нормативных правовых актов. Акты, касающиеся прав и свобод личности, – не раньше, чем со дня их офиц. опубликования. Действие акта во времени связано с обратной силой нормативного правовго акта. Законодательно установлено, что нормативные правовые акты обратной силы не имеют, то есть не распределяют свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Исключение: норм. акт смягчает или отменяет ответственность гражданина. Действие нормативного акта в пространстве распределено на ту территорию, на которой действует суверенная власть государства. Под действием нормативного акта понимается его применение к заранее неопределенному кругу субъектов права. За исключением лиц с дипломатическим иммунитетом.