Право в объективном и субъективном смыслах. Объективное и субъективное в праве.
Право в объективном смысле (объективное право) – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний.
Субъективное право – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающиеся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц.
Между двумя названными значениями существует связь.
Субъективное право возникает на основе норм объективного права;
объективное право – ничто при отсутствии у гражданина субъективных прав и гарантии их реализации.
От объективного и субъективного права следует отличать объективное и субъективное в праве.
Объективным признается все то, что справедливо, верно, закономерно, обоснованно и не зависит от мнения изучающего его субъекта.
Субъективное в праве – то, что не имеет всеобщего значения, что оказывается под влиянием взглядов и образа жизни познающего субъекта, его оценки идеи о сущности права в целом и отдельных категорий и институтов, закрепленных на законодательном уровне.
Право, ценности и интересы
Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в об
ществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.
В праве возможно сочетание различных интересов – частных и общественных, государственных и групповых. Ценность права становиться тем выше, чем полнее в нем отражаются и обеспечиваются частные, групповые, нац, местные и другие специфические интересы. Тем самым полнее реализуются возможности правовых компромиссов, согласований, предупреждений соц конфликтов. Право служит исключению из общественной жизни произвола лиц, противопоставляющих свои интересы, свои представления о их личной свободе достигнутому и закрепленному в праве уровню соц свободы. Право наполняется идеями свободы. Равенства, справедливости и вследствие этого оказывает нравственное влияние на общество. В праве должны находиться гарантии защищенности человека.
Шкала жизненных ценностей, которые исповедует тот или иной чел-к, в значительной степени обусловлена его нравственными представлениями, и здесь поступки направляются моральными правилами. Но у людей немало пристрастий, различных увлечений, имеющих для них определенную ценность, но выходящих за рамки нравственных стереотипов и в немалой степени влияющих на поведение. Примером может служить любовь к опр стилю музыки, искусства, спорт увлечения, мода и т.п. указанные факторы обладают широким диапазоном воздействия на поведение. Но они не типизированы, не носят всеобщего хар-ра, необязательны для исполнения. Их относят к ненормативным регуляторам человеческого поведения.
В любом обществе имеются субъекты, не считающие для себя необходимым исполнять обязательные для всех нормы, но и они знают, что от них требуется их соблюдение, поскольку это установлено в данном обществе, данном государстве, поскольку сами нормы объективно имеют такое общеобязательное значение. Подобные социальные правовые нормы определяют границы социальной свободы индивидуумов, устанавливая их права и обязанности, причем неисполнение последних может быть связано с возможностью применения принудительных мер к правонарушителю.
13. Право и экономика
Экономика – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм, саморегулирующихся начал хоз деятельности общества, что, однако, не означает изоляции гос-ва, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая и кредитная политика – все это свидетельствует об активной роли гос-ва и права в новом устройстве хоз жизни страны.
Границы и способы правового регулирования экономики – главная проблема законодательства, особенно, в регулировании рыночной экономики.
В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Пределы гос-правового вмешательства в эк-ку:
1. правом определяются цели, задачи, принципы рыночных отношений и закрепляются тенденции их развития;
2. фиксируются законодательным путем рамки и пределы вмешательства гос-ва в экономику;
3. законодательно закрепляются и гарантируются все формы собственности;
4. запрещаются монополии и недобросовестная конкуренция;
5. четко регламентируется законодательный порядок хозяйствования, а также порядок хозяйственных и правовых споров;
6. устанавливается правовая ответственность за нарушение в сфере экономики.
Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Право и политика
Право возникло и развивалось вместе с государством. Политика – искусство управления гос-вом, определение форм, задач, содержания и сферы его деятельности, связанной с отношениями между различными субъектами по поводу осуществления власти.
Виды политики:
- по направлениям – внутренняя и внешняя
- по сферам общественной жизни: эконом, военная, социальная и т.д.
Политика более широкое понятие, чем деятельность гос-ва. Однако гос-во занимает особое место в выработке и осуществлении политики и выступает как орган выражения нац интересов всего населения страны, социальных групп.
Соотношение права и политики в истории складывалось по-разному.
Коренной поворот в соотношении права и политики произошел во время буржуазной революции, т.е. в новое время. Посредством выборов, распространения законов на исполнительную власть право начинает обусловливать политику гос-ва. Все большее значение придается правовым средствам осуществления гос власти. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества.
В зависимости от концептуальных пристрастий ученые по-разному отвечают на вопрос о соотношении гос-ва и права. Шершеневич: Гос-во всегда над правом, т.к. издаваемые гос-вом правовые нормы – его требования. Другие правоведы считают, что гос-во само вытекает из права. Сабо (венгерский юрист): гос-во не может существовать без создаваемого им права, а право – без гос обеспечения.
В демократическом об-ве соотношение права и политики осуществляется следующим образом:
1. Право - средство осуществления гос политики в различных сферах общественной жизни.
2. Полит деятельность всех субъектов политики и прежде всего гос-ва и его органов должна быть жестко регламентирована нормами права и не выходить за установленные им рамки.
Создавая право в соответствии с требованиями, условиями гражданского общ-ва, гос-во может успешно и стабильно функционировать на основе и в рамках им же созданного права.
Власть и право.
Слово «власть» широко употребляется как в обыденной речи, худ литре, так и в науч исследованиях.
Философская литра, власть:
1. власть – общ волевое отношение, волевой акт,
2. власть – орг сила соц общества
3. способность индивидов, соц групп общества в целом подчинять своей воле поведение других людей
есть определение власть в социолог, псих, др науках.
Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью к-либо средств. В науч литре выделяют эк.власть, религ, военную и тд.
Полит власть - разновидность соц власти, являющ фундаментальным понятием науки об обществе и одним из важн в социологии.
Понятие гос.власть состоит из двух слов. Первое – «публичная, политическая». Второе – право, воля, сила, подчинение, способность. Вывод – формализация понятия гос власть как правовой категории крайне сложна.
Вопрос о соотношении этих двух категорий основан на том или ином правопонимании. Если придерживаться норм-позитивистского подхода, то право является своего рода произведением гос-ва и выступает как приказ, те это явление понлостью зависит от госва, гос власти.
Если исходить от соц правопонимания, то право зависит не только от гос структур, а может быть результатом иных органов и организаций.
Государственная власть — это руководство обществом с по
мощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.
Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти.
1. верховенство
2. легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей.
3. легальность
4. Субъект и объект государственной власти не совпадают,
5. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения.
6реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.
7. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.