Детально регулирует стадии производства по делам об АП, учитывая его специфику в области таможенного дела
Особенности административного принуждения и административной ответственности в таможенной сфере.
Меры административного принуждения, применяемые в таможенном деле.
Административная ответственность (АОтв.) за нарушение таможенных правил (НТП).
Понятие и состав нарушения таможенных правил.
Виды административных правонарушений в таможенном деле.
Административные наказания за НТП.
Назначение административных наказаний в таможенной сфере.
I.
Несмотря на возрастание роли регулятивных методов воздействия государственных органов на различных правонарушителей, государственное принуждение не теряет своей значимости.
В настоящее время проблема государственного принуждения, и административного в частности, а также вопросы административной ответственности широко освещены в юридической литературе, в т.ч. и положения административного принуждения в сфере таможенно-правовых отношений как специального вида административного принуждения.
Следует пояснить, чтоадминистративное принуждение представляет собой,
• с одной стороны, особый вид государственного принуждения, • с другой, - непосредственное и целенаправленное воздействие органов государственного управления и их должностных лиц на поднадзорные им физические и юридические лица (путем введения запретов и ограничений). |
Административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию.
Одновременно оно выполняет функции
• функции предупреждения правонарушений, а также
• функции пресечения правонарушений.
В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.
Таможенное принуждение является самостоятельным видом административного принуждения.
Особенности административного принуждения в области таможенного дела:
1. Административно-таможенное принуждение применяется в сфере действия правоотношений таможенного законодательства и лишь в части, не урегулированной ими, - КоАП РФ. |
2. Меры административно-таможенного принуждения обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений. |
3.Административно-таможенное принуждение осуществляется таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности. |
4. Меры административно-таможенного принуждения имеют широкий диапазон действия: • предупреждение, • пресечение, • правовосстановление, • меры процессуального обеспечения производства • меры АОтв. |
5. Меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических (в т.ч. должностных), так и юридических лиц. |
6. Меры административно-таможенного принуждения более суровы, чем предусмотренные административным законодательством в целом (напр., в высоких штрафах за совершение нарушения таможенных правил /НТП/). |
7. Большинство мер административно-таможенного принуждения применяется во внесудебном порядке. |
Таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с
• гражданским,
• финансовым,
• валютным,
• уголовным законодательством.
В целом же вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений регулируются КоАП РФ (от 30.12.2001. № 195-ФЗ /ред. 05.11.2006/).
На практике это означает, что все составы НТП содержатся только в КоАП, который
• определяет особенности статуса субъектов административной ответственности, совершивших НТП,
• регламентирует порядок применения мер административного принуждения,
детально регулирует стадии производства по делам об АП, учитывая его специфику в области таможенного дела.
II.
Меры административно-таможенн принуждения имеют широкий диапазон действия:
• меры административного предупреждения, • меры административного пресечения, |
• меры процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении (АП), |
• меры административной ответственности (административного наказания), |
• меры административного восстановления. |
1) Предупредительные меры административно-таможенного принуждения:
• обеспечение уплаты таможенных платежей залогом товаров и денежным залогом, банковской гарантией и поручительством (ст. 340-346 ТК); |
• возложение обязанности таможенного сопровождения товаров (ст. 87 ТК); |
• личный досмотр (ст. 373 ТК); • таможенн ревизия (ст. 376 ТК) и др. |
2) Восстановительные меры,которые вправе использовать сотрудники таможенных органов:
• принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов (ст.348ТК) |
• начисление и взыскание пени (ст. 349 ТК). |
• взыскание с виновных издержек по делам о НТП (ст. 24.7 КоАП). |
3) Т.к. таможенных органы относятся к органам исполнительной власти, меры административного пресечения, как разновидность административного принуждения, играют важную роль.
Пресечение обладает всеми признаками принуждения, но и имеет ряд особенностей.
ЦЕЛЬ ПРЕСЕЧЕНИЯ - прекратить противоправные деяния и/или не допустить новые, устранить связанные с ними вредные последствия и создать оптимальные условия для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности. |
Принято сравнивать административное пресечение с мерами административной ответственности.
Основанием последней является правонарушение - виновное противоправное действие (бездействие) вменяемого лица в возрасте 16 лет.
Меры пресечения применяются и для прекращения объективно противоправных действий, совершаемых лицами
малолетними,
невменяемыми, лицами,
обладающими иммунитетом (депутатским, дипломатическим),
военнослужащими,
работниками МВД при совершении ими правонарушений,
за которые они несут не административную, а дисциплинарную ответственность.
Кроме того, такие виды меры пресечения, как
• применение огнестрельного оружия,
• административное задержание,
могут использоваться и в связи с преступными деяниями.
Перечень мер пресечения, указанных в законодательстве, - исчерпывающий.
Различают общие и специальные мерыадминистративного пресечения.
Среди общихмеры административного пресечения выделяют: • приостановление работ, • приостановление деятельности юридического лица (финансовой, посреднической, транспортной), • предписания (предостережения) и т.п. |
ФТС вправе: • приостанавливать операции по счетам плательщиков, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей; • отзывать свидетельства о включении в Реестр т/перевозчиков (ст. 98), владельцев СВХ (ст. 113); • останавливать транс. средств |
Специальные меры пресечения применяются только по отношению к физическим лицам. Цель их использования - оперативное прекращение противоправного поведения. К специальным мерам относят: |
• средства простого физического воздействия(использование служебных собак, приемы борьбы и т.п.); |
• использование против нарушителя разных технических (специальных) средств(резиновых палок, слезоточивых веществ, средств для принудительной остановки транспорта и др.) (ст. 414-417 ТК); |
• использование против субъекта правонарушения оружия. Перечень специальных средств определяется Правительством РФ (ч.3 ст.416 ТК) |
Должностные лица таможенных органов в момент применения мер пресечения руководствуются принципами законности и целесообразности, избирая минимально необходимые средства в целях предотвращения вредных последствий.
4) Закон не отделяет меры пресечения от мер процессуального обеспечения производства по делу об АП, ибо применение мер пресечения позволяет в дальнейшем последующее привлечение нарушителя к юридической ответственности (напр., административное задержание).
Основная цель мер процессуального характера - пресечь совершающееся административное правонарушение и обеспечить нормальный ход производства по делам об АП, основанный на законе. |
Задачами административного производства являются:
• установление личности правонарушителя, • сбор необходимых доказательств по делу, • обеспечение исполнения постановления по делу и т.п. |
К процессуальным мерам обеспечения производства по делам об АП,применяемых должностными лицами таможенных органов, относится (гл. 27 КоАП):
1) доставление, 2) административное задержание, 3) личный досмотр, 4) досмотр вещей, находящихся при физическом лице, 5) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, 6) досмотр транс. средств, 7) изъятие вещей и документов, 8) арест товаров (транс. средств) и иных вещей. |
В результате применения каждой из перечисленных мер должностным лицом таможенного органа обязательно составляется протокол.
Доставление и задержание предусматривают ограничение свободы лиц. Эти две меры могут быть использованы только в отношении граждан и должностных лиц.
Изъятие и арест имущества затрагивают имущественные права субъектов правонарушения.
а) ДОСТАВЛЕНИЕ (ч. 1 п. 10 ст. 27.2 КоАП), - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об АП (в данном случае - НТП) при невозможности его составления на месте выявления НТП, если составление протокола является обязательным. |
Доставление осуществляется должностными лицами таможенных органовв служебное помещение таможенного органа.
Основная цель доставления:
• составление протокола об АП;
• пресечение правонарушения,
• установление личности нарушителя при отсутствии у него удостоверяющих личность документов,