Глава 12. задержание подозреваемого
Статья 91. Основания задержания подозреваемого
Комментарий к статье 91
1. Задержание подозреваемого связано с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, которое закреплено в ст. ст. 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, ст. 5 ЕКПЧ, ст. 22 Конституции РФ и ст. 10 УПК РФ. Так, в соответствии со ст. 9 Всеобщей декларации прав человека никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
2. Отечественное законодательство не использует термин "арест" применительно к задержанию подозреваемого. Однако в силу Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 года слово "арест" означает акт задержания лица по подозрению в совершении какого-либо правонарушения или по решению какого-либо органа.
3. Задержание - это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Оно возможно только на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и носит кратковременный характер. В законе установлено, что задержание может быть применено на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Продление срока задержания допускается на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения при условии признания судом задержания законным и обоснованным по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).
Из правила о кратковременности задержания существуют исключения: в случае, если задержание произведено капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания (ст. ст. 39 - 46 Инструкции о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором СССР по согласованию с Министром морского флота СССР и Министром рыбного хозяйства СССР 7 августа 1974 г.).
4. Задержание подозреваемого носит превентивный и неотложный характер, а потому не требует судебного решения или санкции прокурора. Цели задержания производны от оснований для избрания мер пресечения (ст. 97 УПК РФ). Задержание проводится при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, может уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица.
Задержание лица, совершившего преступление, может производиться и при отсутствии непосредственной опасности совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства. При этом задержание такого лица осуществляется с целью доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление").
5. Обобщая весь комплекс проводимых при задержании подозреваемого мероприятий, можно выделить следующие: фактическое задержание (поимка, захват, доставление) и юридическое задержание (оформление протокола задержания, личный обыск, допрос подозреваемого). При этом невозможно отделить фактическое и юридическое задержание, поэтому все действия до возбуждения уголовного дела и составления протокола задержания подозреваемого могут быть предметом судебной проверки.
6. Фактическое задержание возможно до возбуждения уголовного дела и охватывает период с момента физического захвата, лишения свободы передвижения и доставления подозреваемого до составления протокола задержания. Фактическое задержание, в отличие от процессуального, не урегулировано нормативными правовыми актами, что не в достаточной степени гарантирует права задержанного. После фактического задержания подозреваемый должен быть доставлен к следователю, дознавателю, в орган дознания, уполномоченным осуществить уголовно-процессуальное (юридическое) задержание в силу требований п. 11 ст. 5, ч. 1 ст. 91 УПК РФ, о чем в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Таким образом, фактическое задержание лица включает в себя не только физический захват и лишение свободы передвижения подозреваемого, но и доставление его в орган дознания или к следователю.
7. Можно выделить две группы лиц, которые вправе осуществить фактическое задержание.
Во-первых, это граждане: потерпевший, свидетель и любой иной гражданин. Право граждан на фактическое задержание подозреваемого вытекает из смысла ч. 1 ст. 38 УК РФ, которая устанавливает, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"). В ряде случаев гражданам, которые задерживают подозреваемых или оказывают содействие в этом, положено вознаграждение. Лицам, оказывающим содействие в задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших террористический акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Во-вторых, это должностные лица, для которых фактическое задержание является служебной обязанностью. Такими должностными лицами являются полицейские (п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции), как правило, сотрудники строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (ст. ст. 6.3, 7.3 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного Приказом МВД России от 29.01.2008 N 80). К таким должностным лица относятся также капитаны морских и речных судов. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного УК РФ, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте (п. 4 ст. 31 КВВТ РФ). Прокурор имеет право осуществить фактическое задержание, но не уполномочен проводить юридическое задержание в силу отсутствия у него полномочий по возбуждению уголовных дел.
8. Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от административного. Разница между ними состоит в основаниях и сроках задержания. Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнении постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ). По общему правилу срок административного задержания составляет три часа, но в некоторых случаях лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП РФ). Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162 указывает прокурорам на необходимость пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях (п. 1.5). Разновидность административного задержания представляет собой закрепленное в законодательстве право капитана судна изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного УК РФ, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 67 КТМ РФ, п. 3 ст. 31 КВВТ РФ).
9. Можно выделить также уголовно-исполнительное задержание, которое по своей сути является уголовно-процессуальным, так как совпадают основания задержания. Уголовно-исполнительное задержание возможно только после возбуждения уголовного дела (например, по факту побега). Нормы, предусматривающие уголовно-исполнительное задержание (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 2 ст. 60.17, ч. 6 ст. 75.1 УИК РФ), в отличие от ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, допускают продление срока задержания до 30 суток.
10. Специальные правила продления срока содержания под стражей лиц, задержанных по отдельным категориям преступлений, предусмотрены в условиях чрезвычайного положения, когда возможно продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с УПК РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца (п. "ж" ст. 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении").
11. Уголовно-процессуальное (юридическое) задержание возможно только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Обязательным условием задержания является постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.
12. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень оснований для задержания подозреваемого. Каждое из оснований является самостоятельным, и любого из них достаточно для задержания подозреваемого. Задержание подозреваемого по иным основаниям не допускается (например, в случае явки с повинной) и является незаконным. Недопустимо использовать задержание с целью получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления. Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Для задержания подозреваемого достаточно обоснованного подозрения в совершении преступления (подп. "c" п. 1 ст. 5 ЕКПЧ). Вина подозреваемого на этой стадии не должна быть бесспорно установлена и исчерпывающе доказана. Нельзя требовать с целью обоснования задержания и заключения под стражу, чтобы было доказано совершение преступления, в котором обвиняется заинтересованное лицо. Несомненно, условием задержания и содержания под стражей является установление юридической квалификации, грозящей меры наказания и характера преступлений, в которых обвиняется лицо (см., например, Постановление ЕСПЧ от 22.12.2009 по делу "Макаренко против Российской Федерации").
13. Лицо может быть задержано на месте преступления, если застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения либо пыталось скрыться. Также возможно задержание при приготовлении или при покушении на преступление. Под попыткой скрыться понимается попытка подозреваемого покинуть место происшествия, внезапное увольнение лица с места работы, приобретение проездных документов на самолет или поезд дальнего следования и т.д.
14. Задержание может быть произведено, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Для задержания лица по этому основанию необходимо, чтобы хотя бы один потерпевший или очевидец непосредственно наблюдали момент совершения преступления. Утверждения, основанные на догадке, предположении, слухе, не могут являться основанием для задержания.
15. Основанием к задержанию может послужить и обнаружение на лице подозреваемого, его одежде, при нем или в его жилище явных следов преступления. К явным следам преступления относятся орудия преступления, похищенное имущество, следы крови, раны и т.д. Ввиду того что данные следы со всей очевидностью указывают на событие преступления, они могут быть обнаружены лицами, которые не обладают специальными познаниями. Явные следы преступления могут быть выявлены при производстве следственных действий (личного обыска, обыска жилища, выемки и др.).
16. Основанием могут быть и иные данные. Под иными данными, являющимися основанием для задержания подозреваемого, понимаются сведения о совершении указанным лицом преступления, ставшие известными в результате производства следственных действий, получения объяснений при проверке сообщения о преступлении, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и т.д. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы в качестве оснований для задержания лица после их процессуальной проверки, если они отвечают требованиям достаточности и не вызывают сомнений в достоверности. Однако наличие таких иных оснований позволяет произвести задержание лишь при наличии указанных в ч. 2 комментируемой статьи условий:
- если лицо пыталось скрыться;
- если лицо не имеет постоянного места жительства (местом постоянного жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, где гражданин постоянно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Отсутствие регистрации по месту пребывания или месту жительства не является самостоятельным основанием для задержания подозреваемого);
- если не установлена личность подозреваемого, т.е. отсутствуют документы, удостоверяющие личность, либо такие документы имеют следы подделки, а сведения о личности, которые сообщил подозреваемый, невозможно проверить;
- если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
При задержании отдельных категорий лиц установлен особый порядок (см. комментарий к ст. 449 УПК РФ).
Статья 92. Порядок задержания подозреваемого
Комментарий к статье 92
1. Захват и доставление лица являются частью уголовно-процессуального задержания. В законе сроки доставления не определены, но это не означает, что оно не является частью уголовно-процессуального задержания. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, должно быть доставлено без неоправданной задержки. Срок задержания исчисляется с момента физического захвата и (или) лишения свободы передвижения подозреваемого. Момент фактического задержания - это момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, закон придает фактическому захвату и доставлению лица процессуальное значение как частям уголовно-процессуального задержания. Установление момента фактического задержания лица в законе важно для обеспечения прав личности. Непосредственно срок фактического задержания должен устанавливаться рапортом лица, которое произвело задержание, и показаниями подозреваемого. Сроки задержания являются едиными и непрерывными. Течение сроков не прерывается возбуждением уголовного дела и (или) составлением протокола задержания.
2. Право лица пользоваться услугами защитника с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ) является важной гарантией прав задержанного по подозрению в совершении преступления. Защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных ст. ст. 91, 92 УПК РФ (подп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ). Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания (ч. 5 ст. 14 Закона о полиции). Конституционный Суд РФ разъяснил, что право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П).
3. Задержанный, как правило, доставляется в органы полиции. В полиции ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию (см. Приказ МВД России от 25.05.2011 N 408 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию"). Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. Установленный в законе короткий срок создает дополнительные гарантии обеспечения права на неприкосновенность личности и одновременно позволяет дознавателю и следователю в сжатые сроки возбудить уголовное дело, провести допрос потерпевших и иные мероприятия, необходимые для юридического оформления задержания подозреваемого.
4. Непосредственно процессуальное задержание оформляется протоколом задержания подозреваемого. В целом процессуальное задержание включает в себя не только составление протокола задержания подозреваемого, но и его личный обыск и допрос. После оформления подозреваемый помещается в изолятор временного содержания.
5. Часть 1 комментируемой статьи содержит императивное требование разъяснить подозреваемому его права не позднее чем при составлении протокола задержания и не предполагает возможность применения к такому лицу мер пресечения или процессуального принуждения либо производства следственных действий с его участием без разъяснения ему его прав как подозреваемого. В равной мере эта норма не лишает задержанное лицо права на обращение к адвокату (защитнику) за юридической помощью с момента фактического задержания или иного реального ограничения его прав (см. Определения Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 N 234-О, от 17.11.2009 N 1522-О-О).
6. В протоколе задержания указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ч. 2 ст. 92 УПК РФ). Протокол задержания подозреваемого должен соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 166 УПК РФ. Он подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе задержания делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу, и оно вправе получить копию протокола задержания (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). В ч. 2 ст. 74 и ст. 83 УПК РФ протокол задержания не указан в качестве одного из видов доказательств, однако очевидно, что сведения, содержащиеся в протоколе задержания, могут иметь доказательственное значение по уголовному делу. К таким сведениям можно отнести: место, время, обстоятельства задержания подозреваемого и др.
7. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
8. Лицо не может находиться в состоянии задержания без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом. Задержанное лицо имеет право само выступать в свою защиту или пользоваться помощью адвоката, как это предусмотрено законом. Отечественное уголовно-процессуальное законодательство, конкретизируя приведенную норму международного права, устанавливает, что подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. ст. 189 и 190 УПК РФ не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (принцип 11 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 года). До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее двух часов.
9. Протокол о задержании подозреваемого и действия по его проведению могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. Несмотря на то что в УПК РФ прямо не предусматривается обжалование подозреваемым протокола задержания, это не исключают его право обжаловать как прокурору, так и в суд незаконные действия органа, осуществляющего предварительное расследование, по производству задержания. Наличие у подозреваемого такого права вытекает из п. 10 ч. 4 ст. 46, ст. ст. 123 и 125 УПК РФ, устанавливающих право участника уголовного судопроизводства обжаловать любые решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам, прежде всего праву на свободу и личную неприкосновенность, в районный суд по месту проведения предварительного расследования. Судебная проверка законности и обоснованности задержания предусматривается также в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 270-О).
Статья 93. Личный обыск подозреваемого
Комментарий к статье 93
1. Личный обыск подозреваемого производится по общим правилам проведения этого следственного действия, закрепленным в ст. ст. 182, 184 УПК РФ. Основанием производства личного обыска подозреваемого является наличие достаточных данных полагать, что у него могут находиться орудие, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 182 УПК РФ). Для производства личного обыска подозреваемого не требуется разрешение суда ввиду того, что данное следственное действие носит неотложный характер.
2. Личный обыск подозреваемого необходимо отличать от наружного досмотра лица, задержанного полицией, который проводится сразу после фактического задержания. В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются (п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного Приказом МВД России от 29.01.2008 N 80). Важно отграничивать личный обыск подозреваемого от личного досмотра и досмотра вещей, которые производятся в связи с совершением лицом административного правонарушения. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ).
3. Подозреваемые при поступлении в изолятор временного содержания или следственный изолятор, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, подвергаются личному обыску. Личный обыск подозреваемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу (п. п. 23, 24, 26 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189; п. п. 25, 26, 28 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950; п. п. 21, 22, 24 Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов, утвержденных Приказом ФСБ России от 24.03.2010 N 140).
4. Личный обыск задержанного подозреваемого производится без соответствующего постановления, а его ход и результаты фиксируются в протоколе задержания подозреваемого (ч. 2 ст. 92 УПК РФ). В случае проведения повторного личного обыска подозреваемого составляется протокол в соответствии со ст. ст. 166, 167 УПК РФ. В производстве личного обыска подозреваемого обязательно участие не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов (см. комментарий к ст. 170 УПК РФ). Личный обыск подозреваемого производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (см. комментарий к ст. 184 УПК РФ).
Статья 94. Основания освобождения подозреваемого
Комментарий к статье 94
1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя. Несмотря на то что прокурор исключен из числа субъектов, уполномоченных ч. 1 ст. 94 УПК РФ освобождать подозреваемых, обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного содержится в ч. 2 ст. 10 УПК РФ. На необходимость использования полномочий, закрепленных в указанной норме, ориентирует прокуроров п. 1.5 Приказа Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162. Основанием для освобождения подозреваемого является постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей.
2. Уголовно-процессуальный закон устанавливает следующие фактические основания для освобождения подозреваемого:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ;
4) по истечении 48 часов в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
5) суд не продлил срок задержания.
3. Лицо, которое освобождено в соответствии с требованиями ст. 94 УПК РФ, сохраняет процессуальный статус подозреваемого во всех случаях, кроме освобождения в связи с тем, что подозрение в совершении преступления не подтвердилось. Если подозрение в совершении преступления не подтвердилось, то прекращается уголовное преследование подозреваемого (ч. 1 ст. 27 УПК РФ) и у него возникает право на реабилитацию (п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 133 УПК РФ).
4. Задержание с нарушением требований ст. 91 УПК РФ означает, что оно проведено незаконно (например, отсутствуют основания задержания подозреваемого, юридическое задержание произведено без возбуждения уголовного дела и т.д.). Заведомо незаконное задержание является преступлением (ч. 1 ст. 301 УК РФ).
5. Начальник места содержания под стражей немедленно освобождает подозреваемого своим постановлением, если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило.
6. Копия определения или постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу выдается подозреваемому при его освобождении. При освобождении подозреваемого из-под стражи дознавателем, следователем, начальником места содержания под стражей выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
7. Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), при этом права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52). Если лицо было освобождено по ряду оснований (например, в связи с тем, что не подтвердилось подозрение в совершении преступления или задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ), то справка об освобождении свидетельствует о незаконности задержания. В некоторых случаях о незаконности задержания свидетельствует копия решения суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу в зависимости от оснований такого отказа.
Данное лицо имеет право на возмещение вреда в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 1070 ГК РФ). Несмотря на то что незаконное задержание не указано среди оснований для возмещения вреда в ГК РФ, Конституционный Суд РФ разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ в его конституционно-правовом истолковании вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 440-О). В ч. 3 ст. 133 УПК РФ закреплено, что право на возмещение вреда в порядке, установленном гл. 18 УПК РФ "Реабилитация", имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, в том числе и в случае незаконного задержания подозреваемого.
Статья 95. Порядок содержания подозреваемых под стражей
Комментарий к статье 95
1. Условия содержания под стражей подозреваемых должны соответствовать международно-правовым нормам (например, Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 года). Ни одно задержанное лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения (принцип 6). Запрещается злоупотреблять положением задержанного лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица. Ни одно задержанное лицо не должно подвергаться во время допроса насилию, угрозам или таким методам дознания, которые нарушают его способность принимать решения или выносить суждения (принцип 21).
2. Лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью (ч. 3 ст. 10 УПК РФ). Отсутствие надлежащих условий содержания под стражей является основанием для взыскания причиненного вреда, в том числе морального (см. Постановления ЕСПЧ от 15.07.2002 по делу "Калашников против Российской Федерации"; от 01.06.2006 по делу "Мамедова против Российской Федерации"; от 25.10.2011 по делу "Ушаков против Российской Федерации").
3. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей регулируются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Подозреваемые могут содержаться под стражей в следующих местах: в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов ФСБ России, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, гауптвахтах, а также в помещениях, определенных и приспособленных для содержания подозреваемых капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
4. Подозреваемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Для свидания с подозреваемым, содержащимся под стражей, не допускается истребование у адвоката (защитника) специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).
Цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом (защитником) возможна лишь в случаях, когда у администрации следственного изолятора есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер; в таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2010 N 20-П).
5. Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
6. Встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым допускаются при условии, что их целями являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие иных преступлений, по которым лицо не является подозреваемым. В противном случае это означало бы завуалированный допрос подозреваемого лицом, в производстве которого не находится данное уголовное дело, что является недопустимым. Подозреваемый вправе отказаться от дачи объяснений сотруднику органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также требовать присутствия адвоката во время такой встречи. Обязательно соблюдение письменной формы разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело, на встречу сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым.
Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого
Комментарий к статье 96
1. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает гарантии прав родственников лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Принцип 16 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 года закрепляет более широкий круг лиц, которые могут быть уведомлены: "Вскоре после ареста и после каждого перевода из одного места задержания или заключения в другое задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его семьи или других соответствующих лиц по его выбору о его аресте, задержании или заключении или же о переводе и о месте, в котором оно содержится".
Уголовно-процессуальный кодекс РФ по сравнению с названным международным принципом несколько сужает круг лиц, которые могут быть уведомлены, не включая в него других соответствующих лиц по выбору подозреваемого. Действующий уголовно-процессуальный закон относит к близким родственникам супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков, а к родственникам - всех иных лиц, за исключением близких родственников, состоящих в родстве (п. п. 4, 37 ст. 5 УПК РФ). Руководствуясь ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, правоприменителям в силу иерархии нормативных правовых актов необходимо применять международные нормы.
2. Уведомление о задержании подозреваемого производится не позднее 12 часов с момента фактического задержания. Время и форма уведомления, а также лица, которые были уведомлены о задержании подозреваемого, могут быть отражены в протоколе задержания или в отдельной справке. Если уведомление производилось в письменной форме, его копия приобщается к материалам уголовного дела. Закон о полиции содержит дополнительные требования к протоколу задержания. Кроме сведений, перечисленных в ст. 92 УПК РФ, протокол задержания должен содержать также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица (ч. 14 ст. 14 Закона о полиции).
3. Задержанное лицо имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (ч. 7 ст. 14 Закона о полиции).
4. Части 2, 2.1 и 3 комментируемой статьи обязывают дознавателя, следователя в отдельных случаях, кроме близких или других родственников, уведомлять также и иных лиц, указанных в этих нормах:
- при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
- при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия. Общественные наблюдательные комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания";
- если задержанное лицо является иностранным гражданином, ему должно быть сообщено право связаться с консульством или дипломатическим представительством государства, гражданином которого оно является. Такое уведомление производится через МИД России;
- о факте задержания несовершеннолетнего подозреваемого в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 3 ст. 423 УПК РФ). В интересах предварительного расследования запрещается сохранять в тайне факт задержания несовершеннолетнего.
5. О задержании подозреваемого, месте его нахождения, а также в случае изменения этого места уведомляется защитник. Иное бы означало нарушение конституционного права на защиту.
6. Если у лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимают меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо по их помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Следователь или дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища такого лица. О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ).
Глава 13. МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ
Статья 97. Основания для избрания меры пресечения
Комментарий к статье 97
1. Меры пресечения являются одним из видов мер уголовно-процессуального принуждения. Закон не допускает одновременное применение двух и более мер пресечения, поскольку избрание одной из предусмотренных законом мер пресечения исключает необходимость применения по тем же основаниям других мер пресечения (например, при подписке о невыезде отпадает необходимость в заключении под стражу). Меры пресечения, как и меры уголовно-процессуального принуждения, могут применяться только теми должностными лицами и органами, в производстве которых находится уголовное дело, - следователем, дознавателем, судом. Меры пресечения могут применяться только после возбуждения уголовного дела. Применение мер пресечения не является обязанностью органов предварительного расследования или суда.
2. Меры пресечения могут применяться только при наличии достаточных к тому оснований. Основания применения мер пресечения могут быть разделены на правовые и фактические. Под правовыми подразумеваются прямо указанные в законе основания, с которыми связана возможность применения мер пресечения (например, обвиняемый может скрыться, угрожать свидетелям, уничтожить доказательства по уголовному делу). Предусмотренные законом правовые основания должны отвечать конституционно оправданным целям ограничения прав и свобод человека и гражданина (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П). В этих основаниях, как в целом и в процедуре применения мер пресечения, должен находить выражение баланс интересов сторон и суда. Процедура применения мер пресечения, и, в частности, предусмотренные законом условия и основания их избрания, продления действия или изменения, должны служить способом разрешения такого конфликта интересов. От соблюдения установленной законом процедуры применения мер пресечения зависят гарантии личной неприкосновенности обвиняемого (подозреваемого), его физической и психологической свободы. Под фактическими основаниями понимаются подтвержденные процессуально пригодными сведениями обстоятельства, указывающие на необходимость применения мер пресечения. Под термином "достаточные основания" в законе подразумеваются в первую очередь не правовые или фактические основания, а сведения, полученные в подтверждение того, что существует необходимость в применении мер пресечения.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не раскрывает природу тех сведений, или "достаточных оснований", которые могут быть использованы в обоснование необходимости применения мер пресечения, но в силу ст. 108 УПК РФ такими основаниями не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований ст. 89 УПК РФ. Обстоятельства, установленные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе связанные с необходимостью применения мер пресечения, должны подтверждаться сведениями, полученными в предусмотренном УПК РФ порядке или проверяться судом в условиях состязательного судебного заседания. Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения, хотя и не являются доказательствами, однако могут быть использованы в доказывании в качестве сведений об источниках, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона (см. Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1505-О).
4. Меры пресечения применяются при наличии обоснованного прогноза, основанного на реальных фактических обстоятельствах, о том, что обвиняемый (подозреваемый) может попытаться воспрепятствовать производству по уголовному делу тем или иным способом:
- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
- продолжит заниматься преступной деятельностью;
- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
По основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 97 УПК РФ, применение меры пресечения оправдано необходимостью обеспечить личное участие обвиняемого (подозреваемого) в уголовном судопроизводстве, его явку. При оценке риска того, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться, необходимо учесть характер обвиняемого, его моральные качества, его средства, связи с государством, в котором он преследовался по закону, и его международные контакты (см., например, Постановление ЕСПЧ от 26.01.1993 по делу "W. против Швейцарии"). Наличие у обвиняемого (подозреваемого) загранпаспорта не должно само по себе служить достаточным доказательством его намерения скрыться от органов предварительного расследования и суда. Факт отсутствия постоянного места жительства сам по себе также не дает основания подозревать, что обвиняемый может скрыться (см. Постановления ЕСПЧ от 06.12.2007 по делу "Линд против Российской Федерации", от 24.05.2007 по делу "Пшевечерский против Российской Федерации"). В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ о том, что лицо может скрыться за границей, могут свидетельствовать, например, подтвержденные факты продажи принадлежащего ему на праве собственности имущества на территории Российской Федерации, наличия за рубежом источника дохода, финансовых (имущественных) ресурсов, наличия гражданства (подданства) иностранного государства, отсутствия у такого лица в Российской Федерации постоянного места жительства, работы, семьи (см., например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41). Суровость ответственности, по мнению ЕСПЧ, является одним из критериев, подлежащих рассмотрению при оценке вероятности того, что обвиняемый (подозреваемый) скроется. Тем не менее ЕСПЧ неоднократно отмечал, что тяжесть инкриминируемого деяния сама по себе не может служить обоснованием длительного периода содержания под стражей, а также предвосхищать наказание, связанное с лишением свободы (см., например, Постановление ЕСПЧ от 22.12.2008 по делу "Алексанян против Российской Федерации").
При оценке риска по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК РФ, следует принять во внимание биографию обвиняемого (подозреваемого), его личность (имеет судимость, состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции как осужденный к условной мере наказания), характер и степень тяжести преступления, за которые обвиняемый (подозреваемый) ранее привлекался к ответственности.
Так, по одному из дел ЕСПЧ установил, что обвинения, предъявленные заявителю, касаются периода 1998 - 1999 гг. (незаконное присвоение доли в имуществе организации) и 2000 - 2002 гг. (уклонение от уплаты налога на доходы физического лица). Учитывая, что деяния, инкриминируемые заявителю, предположительно были совершены им в то время, когда он находился в должности начальника правового управления "ЮКОСа", которую он замещал до 2003 года, ЕСПЧ обоснованно усомнился, что заявитель мог бы продолжать заниматься преступной деятельностью в 2006 - 2007 гг., особенно после 29 марта 2006 г., когда судом был назначен управляющий "ЮКОСа" в рамках процедуры банкротства.