Понятие административно- деликтного права

Административно-деликтное право как понятие в юридической науке фигурирует давно1. Термин «административное» подчеркивает связь с административным правом, «деликт» (от лат. (1еИс1ит — проступок) — это правонарушение. Иначе, административно-де­ликтное право — это право (совокупность правовых норм) об ад­министративных правонарушениях.

В российской и белорусской науке административного права подобную совокупность норм рассматривают в качестве отдельно­го института2, подотрасли3, крупнейшего блока4 административ­ного права.

Нормы административно-деликтного права имеют свою функ­циональную направленность. По содержанию — это нормы запре­тительного характера. Ими определяется, какие общественно- вредные деяния являются административными правонарушения­ми, и устанавливаются меры ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим такие правонарушения.

[1] См., например: Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право

Административно-деликтное право призвано охранять от по­сягательств общественные отношения, регулируемые нормами как административного права, так и других отраслей права. Админист­ративно-деликтное право не регулирует общественные отношения, составляющие объект его охраны. Оно лишь запрещает соверше­ние деяний, которыми может быть причинен существенный вред общественным отношениям, складывающимся в обществе и полу­чившим правовое регулирование.

Как правильно подчеркивает А.П. Шергин, «сам характер этих отношений, содержание, метод реализации, правовые позиции субъектов свидетельствуют о самостоятельной группе деликтных отношений, составляющих в совокупности предмет администра- тивно-деликтного права».

По своему характеру (запретительность, охранительность) административно-деликтное право тождественно уголовному праву.

Преобладающая часть общественных отношений, охраняемых нормами административно-деликтного права, относится к адми­нистративному праву. Например, отношения, возникающие в свя­зи с исполнением правил дорожного движения, пожарных, сани­тарных, таможенных правил, правил паспортной системы и т.д. Есть и отношения, которые составляют предмет правового регу­лирования других отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, финансового и экологического. Так, нормы конститу­ционного права регулируют отношения, связанные с социальным статусом человека, его правами и обязанностями; гражданское право — отношения, вытекающие из права собственности, трудо­вое право — трудовые отношения, финансовое право — финансовые и налоговые отношения, экологическое право — сферу экологи­ческих отношений, а административно-деликтное право соответ­ственно охраняет эти отношения от противоправных (общественно вредных) посягательств, устанавливая административную ответ­ственность, например, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП), нарушение законодательства о язы­ках (ст. 9.22), нарушение авторских, смежных и патентных прав (ст. 9.22), нарушение права государственной собственности на

недра (ст. 10.1), нарушение законодательства о труде (ст. 9.19), на­рушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст. 9.14) и т.п.

Охраняя эти отношения извне, административно-деликтное право в конечном итоге охраняет и управленческие отношения, отношения по поводу управления государственной собствен­ностью, финансами, налоговой системой и т.п., обеспечивает ста­бильность и правопорядок в обществе, которые влияют на надле­жащее государственное управление. Налицо связь административ­но-деликтного права с административным правом.

Некоторые ученые полагают, что нормы об административной ответственности вызваны к жизни потребностью адекватной госу­дарственной реакции на один из видов неправомерного поведе­ния — административный проступок (деликт — отсюда и наиме­нование рассматриваемой совокупности норм). Типичная форма такой реакции выражается в применении к нарушителю опреде­ленного вида санкции — административного взыскания. Иными словами, отношения, возникающие по поводу применения послед­него — это отношения юридической ответственности, а не управ­ленческие отношения. Применительно к нашему типу эти отно­шения обозначены в юридической литературе как административно-деликтные (проступочные), что делает возможным, как не без основания подчеркивает Л.В. Коваль, «разграничение между отношениями по поводу административного проступка и отноше­ниями административно-правовыми (государственно-управлен­ческими)»1.

Регулирование охранительных административно-деликтных отношений является главным направлением административно-де­ликтного права. Такие отношения складываются между государ­ством в лице соответствующих юрисдикционных органов государ­ственной власти и физическими и юридическими лицами по по­воду соблюдения администативно-деликтных запретов. Подобные запреты с угрозой административной ответственности существу­ют для того, чтобы не допустить, предупредить совершение адми­нистративных деликтов. Они выступают в роли своеобразного профилактического средства.

[1] Шергин А.П. // Государство и право. 1994. № 8—9. С. 55; См.: Коваль Л.В.

Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

Установление административно-деликтных норм уже таит в себе принуждение, несмотря на то, что это делается в целях защи­ты прав и интересов физических и юридических лиц, общества и государства. Принуждение проявляется в запретительном харак­тере названных норм, в общей их обязательности для исполнения всеми адресатами. В случае, когда совершается деяние вопреки запрету, возникают иного рода отношения между государствен­ным компетентным органом (должностным лицом) и лицом, со­вершившим это действие (бездействие). Названная возможность определяется установлением наличия или отсутствия администра­тивного правонарушения. Как видим, здесь возникает спор, конфликтная ситуация, в которой каждая из сторон наделена определенными правами и обязанностями.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что охра­нительные административно-деликтные отношения возникают с момента вступления в действие закона (его отдельной нормы), устанавливающего запреты под угрозой административной ответ­ственности. Хотя в этом случае еще нет самого деликта, но есть запрет на совершение определенных поступков, деяний. Это свое­го рода устрашение, предупреждение, нацеливание на соответ­ствующее поведение физических и юридических лиц с установле­нием, что в случае несоблюдения (непослушания), пренебрежения запретами наступает кара, наказание. Значительная часть указан­ных субъектов, соприкасаясь с подобными предписаниями, со­блюдает их. Подобное соприкосновение, соблюдение образует первый вид охранительных административно-деликтных отноше­ний. Их можно назватьобычными (предупредительными, или абсолютными) административно-деликтными отношениями. Они не столь заметны, очевидны, потому что становятся обычными, привычными в поведении людей.

Подобные отношения возникают вне конкретных связей меж­ду указанными субъектами административно-деликтного права. Они опосредствованы установленными административно-деликтными нормами. Физические и юридические лица вступают в рассматриваемые отношения путем воздержания от совершения деяний, признанных административными правонарушениями.

В случае неподчинения запретам, нарушения установленных административно-деликтных правил возникает второй вид охра­нительных отношений по поводу совершаемого деяния. Требуется

дать ему правовую оценку, определить наличие или отсутствие административного правонарушения и решить вопрос об адми­нистративной ответственности, если для этого будут установлены основания. Этот вид отношений можно назватьфактическими (реальными, практическими) охранительными административно-деликтными отношениями, поскольку они возникают по факту совершенного противоправного деяния. В уголовном праве подоб­ные охранительные отношения называют конфликтными1.

Охранительный характер первого вида отношений выражается и статике. Это своего рода конклюдентные отношения. Охрана отношений осуществляется путем молчания первой стороны (го­сударства) после установления запретительных правил под угро­зой административной ответственности и молчаливого следова­ния этим запретам другой стороны (физических и юридических лиц). В этом выражается устрашающее, психологическое охрани­тельное воздействие на лицо.

Охранительный характер второго вида отношений выражается в динамике. Компетентные органы (должностные лица) осущес­твляют действия в связи с ненадлежащим поведением физическо­го и (или) юридического лица, свидетельствующем о нарушении ими установленных запретов. Здесь проявляются наказательные, карательные (штрафные) свойства административно-деликтного права, охрана с помощью применения реального правового при­нуждения. Они порождают права и обязанности одной стороны — правонарушителя — нести административную ответственность, а другой — органа (должностного лица), ведущего административ­ный процесс, т.е. субъекта административной юрисдикции,— при­менить соответствующую санкцию нарушенной административ- ио-деликтной нормы.

Подобные охранительные отношения первого и второго вида в науке административного права рассматриваются в качестве одно­го из методов государственного управления. На основании этого делается вывод о том, что административно-деликтное право — это отдельный институт или подотрасль административного пра­ва. Подобный подход не отражает реального его статуса.

1 См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.М. Хомича. Мн„ 2002. С.

Наши рекомендации