Понятие, признаки, принципы организации и деятельности механизма государства.
Признаки механизма государства:
а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;
б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;
в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;
г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Государственный аппарат не является синонимом механизму государства. Посколько механизм государства помимо государственных органов (гос. аппарата) включает в себя также гос. учреждения и гос. предприятия.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие, относящиеся чаще всего к процессу организации и деятельности государственных аппаратов отдельных стран, по мере происходящих в этих странах изменений отпадали.
К таким принципам в литературе относят:
1. принцип приоритета прав человека;
2. принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
3. принцип демократизма, который выражается, прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
4. принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
5. принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
6. принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
7. принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
8. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
9. принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата
16. Понятие, признаки, классификация органов государства.
Государственный орган — это составная , относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями. Государственный орган также характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью.
Признаки органов гос-ва:
О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства,обладают рядом признаков:
2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;
4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
6. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;
9. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Классификация органов государства:
Классификацию органов государства можно проводить по различнымоснованиям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.По способу возникновения они подразделяются на первичные ипроизводные. Первичные органы государства никакими другими органами несоздаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядкенаследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленномпорядке, при этом получая властные полномочия от избирателей(представительные органы). Производные органы в свою очередь создаютсяпервичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К нимотносятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.По объему властных полномочий органы государства классифицируются навысшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, кним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболееполной форме обладают высшей государственной властью, котораяраспространяется на всю территорию государства. Местные же органыгосударства функционируют в административных единицах (графствах, округах,коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются толькона эти регионы.По широте компетенции выделяются органы государства общей испециальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решениеширокого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активноучаствует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной(отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то однойфункции одного вида деятельности (министерство финансов, министерствообразования).По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций)органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). Кколлегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же –президента. Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые. Помимо всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще иклассификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют напостоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срокасвоего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач идостижения краткосрочных целей.
На механизм государства и классификацию его высших органовнепосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, всоответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебныеорганы. Классификация по принципу разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти) самая существенная из всех.
17. Понятие, признаки, структура государственной власти.
Государственная власть - в демократических странах - власть, осуществляемая компетентными органами на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Гос. власть – это способность одного человека или группы лиц контролировать поведениегражданобщества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Признаки государственной власти:
1) Она является разновидностью социальной власти, т.к. она возникает и проявляется в отношении между людьми.
2) Ей присущ публичный характер (распространяется на все общество в целом, на каждого индивида, организацию)
3) Политический характер гос. власти реализуется в социально неоднородном обществе, представители различных групп, слоев общества осуществляют борьбу за власть и государство стремится найти компромисс между интересами представителей различных социальных групп.
4) Обладает суверенным характером, она может подавить проявления иных властей в государстве, регламентировать их. Гос. власть является верховной и независимой.
5) Территориальный характер власти. Он распространяется в пределах территории государства, в пределах условной территории, при этом выделяют: центральную, региональную и местную власти.
6) Легитимность (легальность власти). Гос. власть принадлежит населению в качестве публичной. Население готово ей подчиняться. Выделяют легитимность гос органов. Представители легитимных гос органов становятся на основе выборов. Исполнительные органы – от представителей.
Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства -президентом, который имеет право роспуска парламента.
Исполнительная власть — в соответствии с теорией разделения властей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.
Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе правительства, то есть премьер-министру (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальна. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента.
Судебная власть:
В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
Признаки
1.Осуществляется только судами
2.Имеет полную самостоятельность
3.Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
4.Правоприменительный характер.
5.Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.
Концепция единства государственной власти:
Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу, “трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальноеединство власти).
От имени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган,получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а всеостальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа,подотчетны ему и подконтрольны.
Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции “органами управления государственной власти” являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые “Советской властью”, несчитаются органами государственной власти” и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.
Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходяиз ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама посебе представляет абсолютное политическое благо.
Концепция разделения властей, содержание, практическая реализация системы сдержек и противовесов. Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовойструктуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.
Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей. Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такогоразделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества,исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия.Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.
Система ``сдержек и противовесов'' в РБ обеспечивает возможность взаимного контроля властей и условия для их взаимодействия. Эта идея реализуется в Конституции Республики Беларусь через механизм формирования властей (Национальное собрание и Президент избираются гражданами Республики Беларусь, между Президентом и Советом Республики распределены функции по формированию судебной власти); через механизм принятия законов, через возможность смещения Президента с должности в случаях, предусмотренных статьей 88 Конституции; а также через функционирование Конституционного Суда, который обеспечивает контроль за конституционностью нормативных актов государства.
19. Понятие и структура политической системы общества.
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.
Структура политической системы:Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.
- политическая практика, состоящая из политической деятельности.
Основные характеристики демократического, авторитарного, тоталитарного режимов:
1) Демократический режим:
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.
2) Авторитарный режим:
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Признаки авторитарного режима
· автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
· наличие доминирующей идеологической платформы;
· неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
· игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
· монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);
· отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
· в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
· права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
· личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
· силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным.
Авторитарный режим - Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, т.е. люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.
3) Тоталитарный режим:
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм (как известно из истории, однако, основным его признаком является повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности) основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
20. Субъекты политической системы общества.
Государство– это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группой, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической системы общества, является ее основой.
Государство это центральный институт политической системы, ее ядро, концентрированное воплощения идеи политического. Борьба между различными социально – политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Политические партии, избирательная система, система представительства и т.д. немыслимы взятые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношение власти и контроля, это базисная структура правления и порядка в обществе.
Именно государство, в отличие от политических партий и движений и др. институтов, выражает всеобщий интерес, оно – главный инструмент власти и субъект суверенитета. Государство – основная форма политической интеграции общества на данной территории.
Политические партии и общественные объединения.
Под общественными объединениями понимают политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские и ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, добровольные общества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
Все они являются субъектами политической системы.
21. Понятие и признаки права.
Понятие права:
Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путём референдума в целях регулирования общественных отношении, выражающих первоначально волю определённых классов, слоёв населения, а по мере демократизации общества – большинства народа с учётом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается гос-вом.
Естественное право - в теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных природой человека и не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Естественное право противопоставляется позитивному праву.
Позитивное право- право, действующее в настоящий момент, получившее выражение в нормах, установленных или признанных государственной властью. Позитивное право противопоставляется естественному праву.
Субьективное право -юридически обеспеченная мера возможного поведения конкретного лица, гарантирующая ему самодеятельность, свободу выбора, пользование материальными и духовными благами на основе существующих отношений производства и обмена. Субъективное право - право, принадлежащее конкретному лицу.
Обьективное право -система правовых норм, закрепляющих права, свободы и обязанности граждан.
Признаки права:1) Формальная определенность– (право существует в определенных формах). Внешне выражается и закрепляется в определенных источниках. Гос-во определяет какой источник является официальным, устанавливает перечень требований. Источники где содержатся нормы права:
Правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина
2) Нормативнеость –Заключается в том, что в норме прав содержатся определенная модель поведения. Это типовое правило которым руководствуется субъект попадая в определенную жизненную ситуацию. Данное правило не имеет конкретного адресата, поэтому составляющей нормативности является не персонифицированное право. Также в силу нормативности данное правило поведения рассчитано на многократное поведение.
3) Общеобязанность –норма права обязательна для исполнения всеми субъектами права. Это обеспечивается государственным принуждением. Оно в данном случае выступает в роли юридической ответственности и они выполняет 2 функции:
1) Карательная (штрафная). 2) Правовосстановительная.
4) Системность –Заключается в том, что право имеет внутреннее строение. Помимо норм в нем естьотрасли институтов, отрасли права, частное и публичное право.
5) Процедурность –Существует определенная структура создания норм права, их применения, защиты. Процедурность выражается в наличии процессуальной отрасли.
6) Институциональность –Заключается в том, что создание и применение, и защита норм права осущ. Определенными гос. органами.
7) Объективность –В праве находят реально существующие общественные отношения. Изменения общ. отношений влечет изменение норм права. Праву присуща изменчивость
8) Социальность – Право выполняет важнейшую социальную функцию – регулирует общ. отношения, упорядочивает , способствует их развитию.
22. Функции и ценность права. Принципы права. Правовые аксиомы.
Функции права — обусловленные социальным назначением пра́ва направления правового воздействия на общественные отношения. В науке понятие «функция» употребляется в самых разных значениях. Так, например, в математике термином «функция» обозначается зависимая переменная величина, то есть величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом. В биологии — это специфическая деятельность органа или всего организма (функция печени, щитовидной железы и т. п.). В других науках функция— это направление действия какой-либо системы (например, кибернетика). Таким образом, термин «функция» весьма многозначен, он приемлем для характеристики любых динамичных структур. Это обусловлено спецификой познавательных задач тех наук, в которых его используют (математика, биология, социология, юриспруденция). Однако в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды. В юридической науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое. Выделяют две группы функции права.1. К общесоциальным относят, в частности:а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;в) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;г) коммутативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;д) экологическую функцию.2. Специально юридические функции:а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения прававыделяют:- общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;- межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;- отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);- функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.
Ценность права:
Ценность - это определенно благо, это то, что полезно для человека. Отсюда ценность права выражается в его полезности для отдельного человека, для общества в целом и для государства. Ценность права обычно именуют социальной ценностью т.е. ценностью права для общественной жизни.
Социальная ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности (самоценности).
Инструментальная ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных отношений. Право полезно для отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных отношений. Право полезно для государства, для общества и даже для отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная ценность (самоценность) права выражается в том, что право как таковое являясь социально оправданной свободой определенного поведения выступает как определенная мера и как гарант свободы человека. Право призвано не только определять, но и гарантировать. Обеспечивать свободу отдельному индивиду.
Социальная ценность права (как инструментальная так и собственная) обусловлена его объективными свойствами которые объективно присущи праву. (см. признаки права).
Понятие и виды принципов права:
Принципы права - основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с