Понятие и стадии правотворческого процесса.
В зависимости от двух типов правопонимания - позитивизма и непозитивизма, понятие правотворческой деятельности также возможно исходя из признания либо различия права и закона или их идентичности. Позитивизм предполагает, что правотворчество - это деятельность государственных органов по "созданию", "творению" норм права и оформлению их в текст нормативного правового акта. С точки зрения непозитивизма в процессе правотворчества идет "поиск" правовой нормы, существующей помимо законодателя, а затем материализация ее в нормативном правовом акте.
Говоря о процедуре правотворчества, выделяют три этапа.
Первый - предпроектный - зачастую осуществляются вне стен правотворческого органа и его субъектами могут быть лидеры политических партий, средства массовой информации, сами правотворческие органы.
Второй этап - проектный. Он может состоять, например из таких стадий, как принятие решения о начале подготовки нормативного правового акта; подготовка его текста (создание рабочей группы, подготовка пакета сопроводительных документов); обсуждение текста проекта (совещание, рецензирование, обсуждение в печати); согласование проекта акта, его доработка с учетом замечаний.
Третий этап - процесс принятия нормативного правового акта - включает в себя внесение проекта акта на непосредственное рассмотрение правотворческого органа; рассмотрение его там в соответствии с регламентом; голосование проекта; подписание нормативного правового акта, опубликование его или доведение до адресата иным способом.
Различаю несколько видов правотворчества
38. Особенности законодательного процесса.
Законодательный процесс - это порядок деятельности парламента по созданию закона. Он начинается стадией законодательной инициативы, т.е. официальным внесением в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Обычно к субъектам законодательной инициативы относят :
правительство
самих парламентариев
группы избирателей,
религиозные и общественные формирования,
высшие судебные органы,
национальный банк и т.д.
Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте. Его итогом может быть либо признание парламентариями целесообразности принятия закона на основе законодательной инициативы и включение работы над ним в план работы парламента, либо признание принятие его нецелесообразным и вынесение решения об отклонении законопроекта. Фактически этот первый этап самой объемной стадии законотворчества - обсуждение законопроекта, предлагающей непосредственную работу над ним. Чтение - одна из парламентских процедур, означающая обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. Обычно проводится два или три чтения, после каждого из которых ведется работа над законопроектом в отраслевой комиссии (комитете) парламента.
Третья стадия - принятие закона - зависит от внутренней структуры парламента. В однопалатном парламенте эта стадия совпадает с последним чтением и реализуется посредством голосования. В двухпалатном (бикамерном) парламенте процесс принятия закона продолжается во второй палате, причем если верхняя палата сильная, то там повторяется процедура аналогичная процедуре в нижней палате, если палата слабая, то предусматривается упрощенная процедура. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнения по поводу законопроекта между палатами предусмотрены согласительные процедуры.
Наконец, последний этап - санкционирование, промульгация и опубликование закона является как правило, прерогативой главы государства.
Субъектами подзаконного правотворчества является президент, правительство и иные органы, исполнительной власти. Особенности этого процесса обусловлены его вторичностью: он сообразуется с положениями законов, более низкого уровня, меньшая формализованность. И вместе с тем этот вид правотворчества имеет более закрытый характер, более бюрократичен, здесь значительно меньший контроль общества за деятельность органа.
44.Систематизация правовых актов и ее виды.
Систематизация нормативных правовых актов - это своего рода генеральная уборка в
системе огромного множества нормативных актов. Она предполагает деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства путем объединения. Сущность систематизации заключается в устранении противоречии, несогласованности действующего законодательства. Цель - упорядочение законодательства, придание ему внутренней согласованности.
Традиционно выделяют четыре основные формы систематизации: кодификацию и инкорпорацию.
Кодификация это такая форма систематизации, при которой происходит коренная, внутренняя переработка нормативного материала в которой создается один новый нормативный правовой акт. Кодификация носит только официальный характер, т.е. осуществляется государственными органами правотворчества. К кодифицированным актам относят: прежде всего кодексы - всеобъемлюще регулирующие определенную группу общественных отношений, объемные внутренне систематизированные нормативные правовые акты; уставы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, организаций в сфере управления; положения - определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию системы государственных органов; регламенты - фиксирующие правовой статус государственной органа и порядок его деятельности и другие.
Различают всеобщую кодификацию, которая состоит в полной, сплошной кодификации нормативного материала, отраслевую как кодификацию отдельных отраслей права, специальную - отдельных правовых институтов.
Инкорпорация - только внешняя систематизация, когда содержание нормативного правового акта не меняется, а они обрабатываются только внешне для объединения в различные сборники.
Различают несколько видов инкорпорации. В частности, в зависимости от субъектов осуществляющих инкорпорацию, она может быть официальной, т.е. проводиться самими органами, издавшими эти акты (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь), официозной - осуществляться специально уполномоченными на то государственными органами (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь), и неофициальной - создание сборников нормативных правовых актов в инициативном порядке отдельными неофициальными лицами ("Для начинающих бизнесменом - сборник нормативных актов"). По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной, когда нормативные акты объединяются по предмету правового регулирования (свод законов БССР) и хронологической - требующей расположения нормативных правовых актов по времени их издания (Сборник декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства).
Инкорпорация реализуется в таких сборниках: собрания, ведомости - содержит акты высших органов государственной власти; сборник - содержит законы и подзаконные акты; свод законов - объединения всего действующего законодательства страны и других.
Консолидация - предполагает объединение мелких нормативных правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт. Он заменяет все6 вошедшие в него акты. При этом виде систематизации не меняется содержание ранее принятых актов, а лишь осуществляется их редакционная правка. Например, один Указ Верховного Совета СССР о праздничных днях объединил около пятидесяти ранее действующих актов по этому вопросу.
Учет нормативных правовых актов ведется всеми государственными органами, юридическими лицами, практикующими юристами, даже студентами для собственных профессиональных потребностей в нормативной правовой информации. Он предполагает сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии действующего законодательства по интересующим субъекта учета вопросам. Учет может быть ручным, механизированным и автоматизированным.