Основные стадии принятия закона
1. Законодательная инициатива, под которой понимается право органов государства, общественных организаций, граждан вносить законопроекты, влекущие обязательное рассмотрение в Высшем законодательном органе — Национальном собрании Республики Беларусь. Ею обладают обе палаты Национального собрания, Президент, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, собравшие не менее 50 тысяч подписей. Если законопроекты связаны с увеличением финансовых расходов, требуется согласие Президента, либо по его уполномочению - Правительства (ст. 99 Конституция).
2. Обсуждение законопроекта. Сначала в Палате представителей, затем в
Совете Республики.
3. Официальное принятие закона путем голосования большинством
депутатов и одобрения Совета Республики от полного состава палат (ст. 100
Конституция). В соответствии со ст. 101 Конституции Палата
представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту
законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона,
определив предмет регулирования и срок полномочий.
Временные декреты Президента, имеющие силу закона, надлежит в 3-х дневный срок направить для одобрения в Палату представителей, затем в Совет Республики.
4. Опубликование закона и введение его в действие - завершающая стадия.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и
вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не
установлен иной срок (ст. 104 Конституции).
Источниками официального издания законов являются:
- Ведомости Национального собрания Республики Беларусь;
- газеты «Звезда», «Народная газета».
Для нормативных правовых актов Президента и Правительства:
- Собрание декретов и указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь;
- газета «Республика».
Для всех видов нормативных правовых актов официальным изданием является Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Принятие международно-правовых актов с участием Республики Беларусь имеют особенности. Они приобретают юридическую силу с момента утверждения высшим представительным органом - Национальным Собранием Республики Беларусь.
67.
Систематизация законодательства - деятельность компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, привидению их во внутренне согласованную систему. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются но определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Виды систематизации:
1)Инкорпорация - это такая систематизация, при которой происходит объединение нормативных правовых актов без изменения их содержания в сборниках, где каждый нормативный правовой акт сохраняет свое самостоятельное значение.
Принципы инкорпорации: 1) хронологический (по времени принятия) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь); 2) тематический (Законодательство о труде молодежи).
2)Консолидация - систематизация нескольких нормативно-правовых актов, при которой они объединяются в единый логический акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение (Законодательство по охране природы).
3)Кодификация - это такая систематизация нормативно-правовых актов, при которой они объединяются в единый логически цельный акт с изменением их содержания. При кодификации устраняются устаревшие нормы (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др.).
Другие разновидности кодификации:
Устав - кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств в определенной сфере управления (Дисциплинарный устав органов внутренних дел).
Положение - кодифицированный акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т.е. определяющих статус и порядок деятельности субъектов. Положение о комитетах (печати, госбезопасности и др.).
Правила - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо рода деятельности (правила дорожного движения).
68.
Реализации права — это фактическое осуществление правовых предписаний в поведении субъектов.
Реализация права характеризуется следующими основными чертами:
- осуществляется в рамках правовых отношений, когда граждане и организации на основе норм права приобретают субъективные права и юридические обязанности;
- реализация норм права и возникающих на их основе субъективных прав и юридических обязанностей состоит в фактическом поведении людей;
- право, в отличие от иных возможностей (планов, программ и т.д.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями. Это означает, что если появляются препятствия, затруднения в реализации права, то заинтересованное лицо может обратиться в компетентные органы и, в конечном счете, осуществления своих прав.
Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов: социально-экономических, политических, культурных, нравственных, организационных и других. Не малую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии.
В реализации норм права заинтересовано управомоченное лицо. Остальные лица действуют в его интересах. Реализация норм права образует многоаспектный механизм, который может быть введен в действие по воле лица, имеющего определенные права. Важным условием для реализации норм права выступает юридическая ответственность, ибо она обеспечивает охрану юридических прав от незаконных посягательств.
В зависимости от поведения субъектов выделяют четыре формы реализации права:
- Соблюдение запретов, предусмотренных в Уголовном кодексе Республики Беларусь, это воздержание от поступков, запрещенных действующими правовыми нормами. Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.
- Исполнение обязанностей (права) — это активное исполнение юридических обязанностей. (Например: конституционный долг родителей заботиться о воспитании и здоровье несовершеннолетних детей; выполнение определенной работы по договору в интересах управомоченной стороны).
- Использование субъективного права - это форма реализации права, при которой участники правоотношений удовлетворяют свои интересы путем юридических действий. (Например: гражданину разрешено пользоваться, распоряжаться личной собственностью, передавать вещи в залог и т.д.; предъявлять требования к обязанному лицу: требование вернуть долг или притязаний: обращение в суд). Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлением субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме.
- Применение права - это разрешение конкретного юридического дела компетентными государственными органами путем принятия соответствующего индивидуального акта.
Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции.
69.