Тема 17.Формы (источники) права
ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА
В юридической литературе выражение «источник права» используется в двух различных значениях - в материальном смысле и формальном.
Под «материальным источникам права» имеются в виду причины образования права, все то, что порождает (формирует) позитивное право, -это те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.
Под «формальным источником права» понимается форма внешнего выражения (содержания) действующего права.
Источник права, выражаясь вовне, принимает определенную правовую форму, поэтому если мы говорим о формах права, то имеем в виду источник права.
Источник (форма) права- это государственно-официальный способ выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Источники права- это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА:
В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) права: правовой обычай (обычное право), судебный (юридический) претендент, юридическая доктрина, пелигиозный памятник («священные книги различных религий»), нормативный договор, нормативный правовой акт, естественное право, общие принципы права.
Правовой обычай- это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования общественных отношений, которые официально признаны государством в качестве общеобязательных норм права.
Юридический прецедент- это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел.
Юридическая доктрина- различные научные труды, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
Религиозный памятник- священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах права.
Нормативный договор- это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектом правотворчества, содержащее нормы права.
Нормативный правовой акт- это акт-документ, содержащий правовую норму и имеющий государственно-властный характер.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Н.П.А
Основным источником права Республики Беларусь является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, (ст.1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах»)
Признаки нормативного правового акта:
· писаный источник права;
· имеет нормативный характер;
· содержит правовую норму;
· выражает государственно-властный интерес;
· обеспечивается силой государства;
· распространяется на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные правовые акты, как отдельные источники права в рамках той
или иной национальной системы права образуют определённую
иерархическую систему актов различной юридической силы.
По своей юридической силе НПА делится на законы и подзаконные акты.
Статьей 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах»
установлены следующие ВИДЫ НПА:
- Конституция- основной Закон РБ имеющий высшую юридическую силу и
закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового
регулирования важнейших общественных отношений.
- Решение референдума- нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
Программный закон- закон, принимаемый в установленном Конституцией РБ порядке и по определенным ею вопросам.
-Кодекс- закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений либо содержащий основную часть таких норм.
-Закон- нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
-Декрет Президента Республики Беларусь- экстраординарный акт главы государства, имеющий силу закона, и принимаемый в особых случаях по упрощенной процедуре.
- Указ Президента Республики Беларусь- нормативный правовой акт главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
- Директива Президента Республики Беларусь- указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
- Постановления палат парламента- Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента
- Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Постановления Совета Министров- нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.
-Акты Конституционного суда РБ,Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и т.д. - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
- Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь(Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
- Регламент- нормативный правовой акт, содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующего органа
- Инструкция- нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
Правила-кодифицированный нормативный правовой акт. конкретизирующий нормы наиболее общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
- Устав (положение)- нормативный правовой акт, определяющий порялок деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, а также порядок деятельности госслужащих и иных лип в определенных сферах деятельности.
- Приказ- нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах своей компетенции.
- Решения органов местного управления и самоуправления-нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Все нормативныеправовые акты обладают определенной юридической силой. Юридическая сила нормативного правового акта -характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных илираспорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
К ненормативным правовым актам относятся:
- распоряжения Президента Республики Беларусь,если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
- распоряжения председателей палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь
- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
- акты органов прокуратуры и прокуроров,за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
- акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;
ПОНЯТИЕ ЗАКОНА, ЕГО ВИДЫ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НПА
Закон: понятие, виды законов Закон — нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой.
Признаки закона:
1. Это письменный документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему новых юридических норм (изменяющих или отменяющих старые).
2. Издается государственным органом, обладающим суверенитетом, таковым является Национальное собрание Республики Беларусь или самим народом в результате референдума.
3. Обладает наивысшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам.
4. Содержит первичные, изначальные нормы, т.е. такие, которых не было раньше, и которые касаются самых ключевых сторон жизни общества.
В широком смысле слова под термином «закон» понимается вся совокупность изданных различными субъектами правотворчества источников права, действующих в стране. В узком - действующий нормативный акт. Вся совокупность законов, действующих в стране, охватывается понятием «законодательство».
Виды законов:
- Основной - Конституция Республики Беларусь.
-Конституционный - закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию.
- Программный - закон, определяющий основные направления внутренней и внешней политики. В Конституции Р.Б. среди программных назван закон о военной доктрине. Программные законы, наряду с конституционными актами, международными договорами, должны быть базой для развития всего текущего законодательства.
- Органический- закон, определяющий статус органов государства на основе бланкетных статей Конституции. От обычного закона отличается особой процедурой принятия. К органическим законам можно отнести Закон о Совете Министров Р.Б. (ст. 108 Конституции).
- Обычный - закон, регулирующий менее важные общественные отношения. (Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»).
- Текущие (Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2009 г.»).
- Общие.
-Специальные. Подзаконные акты отличает более простая процедура принятия и быстрота изменений, что вполне объяснимо потребностями текущего управления государственными делами.
ВИДЫ ПОДЗАКОННЫХ Н.П.А.
Подзаконные акты- издаваемые на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
1) Указы и распоряжения Президента.
2) Постановления и распоряжения Правительства.
3) Ведомственные НПА (приказы, инструкции, правила, положения государственных органов и др.)
4) Местные подзаконные акты.
5) Локальные нормативные акты (действие ограничено рамками одной или нескольких организаций, в случае вступления в правоотношения с этими организациями).
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА КАК ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ АКТ…
Декрет- нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. (ст. 101 Конституции Р.Б.)
Декрет- экстраординарный акт главы государства, имеющий силу закона, и принимаемый в особых случаях по упрощенной процедуре.
Согласно части третьейстатьи 137 Конституции. Закон имеет верховенство над декретом и указомтолько в случае, если полномочия на издание декрета и указа были предоставлены законом.
Декреты бывают:
-издаваемые на основе делегирования полномочий парламентом (ни разу не принимался в Р.Б.)
-временные, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости;
Палата представителей и Совет Республики по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Не допускается делегирования полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:
- изменение и дополнение Конституции, её толкование;
-изменение и дополнение программных законов; -утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении;
- изменение порядка выборов Президента и парламента;
- ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент Р.Б. по собственной инициативе или по предложению правительства может издавать временные декреты.имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.
Временные декреты должны быть в 3-х дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Вывод о юридической силе временных декретов можно сделать исходя из части третьей 101 Конституции. Декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания. В этом случае временный декрет действует даже в случае коллизии его с законом. Таким образом, есть основания утверждать о большей юридической силе временных декретов по сравнению с законом.
Декреты, Указы и Распоряжения Президента Республики Беларусь публикуются или доводятся до всеобщего сведения предусмотренным законом способом. Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и "вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативногохарактера вступаютв силу со дня внесения их в Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, если в них не установлен иной срок. Указы иРаспоряжения Президента, не имеющие нормативного характера, вступают всилу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.
Временный декрет можетбыть отменен:
1 .Президентом;
2.Парламентом (2/3 от полного состава каждой из палат);
3 .Принятием закона тождественного содержания;
4.Если декрет признается неконституционным.
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ, В ПРОСТРАНСТВЕ, ВО ВРЕМЕНИ.
Действие по кругу лиц.
Действие нормативных правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы для защиты личных, имущественных, семейных и иных прав. Но имеются исключения: иностранные граждане, которые пользуются правом экстерриториальности (дипломатического иммунитета) на территории другого государства, не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Некоторые национальные нормативные правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (акты о выборах в органы государства, о воинской службе и т.д.).
Действие в пространстве.
Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты местных органов государства - на территории района, прокуратуры, города и т.п.
Действие нормативных правовых актов во времени.Время вступления в юридическую силу указывается:
1) в самом акте или в специальном акте о введении его в действие;
2) с момента принятия акта или его опубликования;
3) по истечении определенного срока после опубликования. В соответствии со ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок. В таком же порядке вступают в силу декреты Президента Республики Беларусь, его указы вступают в силу с момента их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. В таком же порядке входят в действие постановления Совета Министров Республики Беларусь.
Утрата действия нормативного правового акта происходит:
1) по истечении указанного в акте срока;
2) в случае его прямой отмены;
3)в случае принятия нового нормативного акта, регулирующего эти отношения, но по-другому;
4) при изменении обстоятельств (прекращение боевых действий).
Закон обратной силы не имеет, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан (ст. 104 Конституции Республики Беларусь).
Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.
65.
Терминами «правообразование» и «правотворчество» обозначаются два крупных социальных процесса:
1) происхождение (возникновение) права;
2) развитие права, когда оно уже сформировалось как целостная
нормативно-регулятивная система, как современный социальный институт.
В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права. На процесс влияли: переход от присваивающей экономики к производящей, становление раннеклассовых обществ, возникновение городов - государств и соответственно этой эпохе шел процесс преобразования социальных норм первобытного общества (мононорм) в нормы права. Во втором случае речь идет об организационном начале развития, совершенствования уже существующего права об активной сознательной деятельности в правовой сфере общества, о процедурах создания, изменения или отмены норм права (А.В. Венгеров).
Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В этом определении указывается на несколько необходимых элементов для правотворчества:
1) познание и выявление процессов и явлений, допускающих или
требующих правовой регламентации;
2) определение органа государства или субъекта, управомоченного принять тот или иной акт;
3) выбор формы предполагаемого акта;
4) подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих
процедур.
В процессе правотворчества переплетаются общественные интересы, волевые установки, варианты решений. Импульсом для творчества служат интересы лиц, групп, партий, стоящих у власти и оппозиционных сил.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм, процедур, содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и других документах. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых, путем внесения изменений или дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что:
правотворчество представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
- его основная продукция - это юридические нормы, воплощающиеся в нормативных актах, нормативных договорах, правовых обычаях и юридических прецедентах;
- правотворчество - важнейшее средство управления .обществом (формируется его стратегия, принимаются существенные правила поведения);
- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.
Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанные с принятием, отменой или заменой юридических норм. Это ориентиры для органов, творящих право.
- Принцип демократизма (выявление и учет воли народа).
- Законность (соблюдение процедуры принятия акта, соблюдение компетенции).
- Научность (учет социологических и статистических данных, экспертиз ученых и т.п.).
- Принцип исполнимости (учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволяет нормативному правовому акту быть реализованным).
- Гласность (открытость, прозрачность правотворческого процесса для общественности, нормальная циркуляция информации).
- Профессионализм (компетентность субъектов правотворчества).
- Оперативность (своевременность издания нормативных актов).
- Строгая дифференциация правотворчества (субординация).
Виды:
В зависимости от субъекта правотворчества оно подразделяется на:
1. Правотворчество госорганов.
2. Непосредственное правотворчество народа (референдумы).
3. Правотворчество отдельных должностных лиц.
4. Правотворчество органов местного самоуправления.
5. Локальное правотворчество.
6. Совместное правотворчество госорганов и общественных организаций. В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1 .Правотворчество высших представительных органов — это нормативные акты высшей юридической силы, принимаемые в соответствии с уточненной процедурой.
2.Делегированное правотворчество - это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа.
3. Подзаконное правотворчество. Нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администрации, руководителями предприятий, учреждений, организаций.
66.
Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на издание, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм. Субъектами являются все представительные и исполнительные органы государственной власти, суды, органы прокуратуры, Президент, депутаты Палаты Представителей, Совет Республики, Совет Министров, граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек, а также народ.
Все субъекты подразделяются на официальные, официозные, юридические, научные, политические, общественные объединения, личностные (персональные).