Принципы организации и деятельности государственного управления
Принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Таковыми являются:
Принцип приоритета прав и свобод человека и граэюданина — предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать, защищать права и свободы граждан.
Принцип демократизма — выражается в личном участии граждан в организации и деятельности государства.
Принцип разделения властей — предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разделением государственной власти создаются механизмы противодействующие произволу и беззаконию со стороны тех или иных органов государственного механизма. Все ветви власти заняты разными людьми, ни одна власть не может быть устранена другой.
Принцип законности — предполагает строгое соблюдение и исполнение предписания норм права всеми субъектами.
Принцип гласности и открытости - выражается в том, что государственные органы при принятии решений используют данные экспертиз, социологических исследований и т.п.
Принцип научности.
Принцип профессионализма, компетентности и этик.
Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
Принцип выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение
централизации и децентрализации в управлении.
Принцип исполнимости — предполагает учет организационных, финансовых, кадровых вопросов.
56.
Главой государства является Президент (Глава 3, раздел 4 Конституции
Р.Б.).
Законодательные органы представлены двухпалатным парламентом, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики (Глава 4, раздел 4 Конституции Р.Б.). Они определяют основные направления политики государства путём принятия законодательных актов, бюджета государства, контролируют деятельность исполнительной власти.
Исполнительные органы в Р.Б. представлены Правительством - Советом Министров Р.Б. (Глава 5, раздел 4 Конституции Р.Б.). Исполнительные органы представлены правительством (избираемым или назначаемым), министерствами. Осуществляют свою деятельность путём принятия подзаконных решений и оперативной работы (управление экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.).
Судебные органы (Глава 6, раздел 4 Конституции Р.Б.) представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.
Местное управление и самоуправление (Раздел 5 Конституции Р.Б.)
Контрольно-надзорная власть: прокуратура, комитет госконтроля. (Раздел 6 Конституции Р.Б.)
Президенту подчинены ключевые органы: КГБ, МВД, МО.
Концепция единства государственной власти, концепция
Разделения властей.
Теория разделения властей- это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть распределена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма. Причем каждая из ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг Друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.
В ст.6 Конституции Р.Б. закреплено, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность.
Законодательная власть - власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни. Органом законодательной и представительной власти в Р.Б. является Парламент - Национальное собрание Р.Б. Главной задачей Парламента является принятие законов. Для их принятия законодательно установлен порядок их внесения в парламент. Согласно ст.99 Конституции Р.Б. правом законодательной инициативы обладают президент, депутаты Парламента, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве 50 тыс. человек. Президент Р.Б., согласно Конституции имеет право издавать декреты, имеющие силу закона (ст. 101 Конституции Р.Б.)
Исполнительная власть - власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права. Исполнительную власть представляют глава государства (президент) и правительство, которое формируется в выборном или назначаемом порядке. Они осуществляют путем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономической, культурной, внешней политикой, обороной, образованием и т. д.) Исполнительная власть предоставлена правительству. Правительство - центральный орган исполнительной власти, поскольку все другие органы исполнительной власти в регионах страны подчинены и подответственны ему.
Судебная власть - власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств. Судебные органы представлены конституционным судом, судами общей и специальной юрисдикции. На основании Конституции они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Таким образом, суд обеспечивает исполнение норм права присущими только ему специфическими средствами и методами. Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд осуществляет правосудие.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании других ветвей власти в рамках конституционной законности.
Все ветви власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В своём единстве они раскрывают сущность государственной власти. Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы представленных полномочий с помощью законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов. Парламент может потребовать отставки правительства, глава исполнительной власти распустить парламент. Право судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие Конституции или законам.