Перечислим особые свойства государственной власти.

1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакаядругая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной,то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфическийсмысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимостьизвне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной властипрежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций иобщностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет своюсилу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Принцип разделения властей, система «сдержек и противовесов».

Разделение властей как принцип правового государства.Уже несколько столетий сформулировано Дж. Локком и Ш. Монтескье главноетребование принципа разделения властей. Оно заключается в том, что дляутверждения политической свободы, обеспечения законности и устранении злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственнуювласть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять своифункции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в конституциях,законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В некоторых случаях президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Государственные чиновники обязаны сдавать налоговые декларации, а высшие чиновники их опубликовывать в средствах массовой информации.

Решения как исполнительной власти, так и законодательной могут быть отменены конституционным судом.

Для судебной власти также есть свои правоограничивающие средства. Это конституция, процессуальное законодательство, это принципы, заложенные в отправлении правосудия: презумпция невиновности, право на защиту для обвиняемого, равенство граждан перед законом и судом, гласность, состоятельность процесса, право отвода судей и т.д.

Законодательно зафиксированы положения, при которых ни одна из ветвей власти не может подменять другую или исполнять ее функции ни временно, ни на постоянной основе.

Для граждан действует принцип «можно все, что прямо не запрещено законом», для государственных структур – «можно лишь то, что прямо разрешено законом».

Понятие формы государства.

Форма государства– организация государственной власти, которая складывается в зависимости от экономических, исторических условий, а также от политической и правовой культуры общества.

Форма государства

ü Форма правления- способ орг-ции верховной власти гос-ва. Она влияет на структуру высших гос-ных органов и принципы их взаимодействия. Позволяет определить как создаются высшие органы гос-ва, какова их структура, на какой основе осущ-ся взаимоотношения между органами гос-ной власти различных уровней. Признаки: -монархические; -республиканские

ü Форма государственного устройства- способ орг-ции территории разделения власти между гос-ом и его составными частями. Показывает из каких частей состоит гос-во их правовой статус, порядок взаимоотношений между центральным гос-ми органами и гос-ми органами составных частей гос-ва.

В данной форме гос-ва принято различать унитарное гос-ное устройство и федеративное гос-ное устройство.

ü Политический режим- сов-ть средств, методов, приемов осущ-ниягос-ных власти. Могут быть: -демократические; - антидемократические.

Форма гос-ва зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Определяющими здесь выступают сущность и исторический тип гос-ва. На форму гос-ва влияют нац-ый состав гос-ва, исторические традиции, размеры территории и другие факторы.


Наши рекомендации