Глава 6. подготовка и принятие нормативных правовых актов (законодательный процесс). 4 страница

Ратификации в форме принятия специального федерального закона подлежат международные договоры Российской Федерации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

е) при подписании которых стороны (в том числе, Российская Федерация) договорились о необходимости их дальнейшей ратификации

Проекты федеральных законов о ратификации международных договоров, решения о подписании которых были приняты Президентом Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации. Проекты федеральных законов о ратификации международных договоров, решения о подписании которых были приняты Правительством Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу соответственно Правительством Российской Федерации. Впрочем, Правительство Российской Федерации вправе в случае необходимости представить Президенту Российской Федерации предложение о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о ратификации международного договора, решение о подписании которого было принято самим Правительством. Предложения о ратификации международных договоров в форме принятия федерального ратификационного закона представляются Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию.

К представляемому в Государственную Думу проекту федерального закона о ратификации международного договора прилагаются:

- заверенная копия официального текста международного договора;

- обоснование целесообразности его ратификации;

- определение соответствия договора законодательству Российской Федерации;

- оценка возможных финансово - экономических и иных последствий ратификации договора, включая при необходимости предусмотренное статьей 104 Конституции Российской Федерации заключение Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующее решение.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации подлежат в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

6.7. Особенности процесса подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Процедура принятия подзаконных актов отличается значительно меньшей формальностью. Это обуславливается вторичной (по сравнению с законами) юридической силой, производным от законов смыслом, меньшим, подчиненным значением, а так же упрощенной структурой этих актов. Единой нормативной системы регулирования этого процесса не существует – фрагментарно урегулированы некоторые отдельные моменты, причем, в основном, на уровне министерств и ведомств.

Создание подзаконных нормативных правовых актов, как правило, является смысловым продолжением принятия закона. Подзаконные акты как единый комплекс представляют собой нормативно – правовым механизмом реализации законов, их наличие в достаточном количестве и системность является необходимым условием для того, чтобы законы стали полноценным регулятором общественных отношений. Обычно, концепция законопроекта содержит перечень подзаконных актов, которые должны быть приняты для обеспечения реализации принимаемого закона. Таким образом, факт принятия закона может рассматриваться как официальное задание органам исполнительной власти создать предусмотренные концепцией законопроекта подзаконные акты. Концепция законопроекта может рассматриваться как основание планирования создания нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Разработка проектов Указов Президента в нашей стране осуществляется, как правило, сотрудниками Администрации Президента. Впрочем, в этом процессе могут принимать участие и иные государственные служащие, например – сотрудники министерств и ведомств, специализирующихся в регулируемой сфере. В этом случае сотрудники Администрации Президента осуществляют координацию их деятельности.

Проекты Постановлений Правительства, напротив, чаще создаются именно сотрудниками министерств и ведомств. Этому способствует как правило имеющая место узкая специализация таких подзаконных актов. В функции сотрудников аппарата правительства входит, как правило, только общее руководство их деятельности, а так же конечная обработка и редактирование проектов Постановлений Правительства.

Проекты ведомственных актов (приказов, постановлений, распоряжений) готовятся сотрудниками юридических подразделений министерств и ведомств. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе. Акты издаются только самими ведомствами. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать никакие нормативные правовые акты.

Проект подзаконного нормативного правового акта министерства или ведомства может в соответствии с законодательством подлежать согласованию с определенными заинтересованными министерствами и ведомствами. Такое согласование необходимо в любом случае, если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами руководителей этих министерств (ведомств). Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Процедурой принятия нормативного правового акта является его подписание. Указы Президента подписывает Президент России. Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства России. Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечение семи дней с момента официального опубликования, иные – с момента подписания. В те же сроки вступают в силу имеющие нормативный характер указы Президента России.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств подписываются руководителем (министром или главой ведомства – председателем). Однако, для вступления в силу этого вида нормативных правовых актов необходима специальная процедура.

Как уже отмечалось выше, для большинства актов министерств и ведомств является обязательным их регистрация в Министерстве юстиции России. Такая регистрация осуществляется после подписания акта министром или руководителем ведомства (председателем). Ведомственный акт приобретает юридическую силу только после такой регистрации. Необходимость и порядок такой регистрации утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) руководителем министерства (ведомства) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К ведомственному нормативному правовому акту, представляемому в Министерство юстиции России для регистрации прилагается справка, содержащая:

основания издания этого нормативного правового акта;

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу (как о законах, так и подзаконных актов, прямо или косвенно связанных по предмету правового регулирования с издаваемым министерством или ведомством актом) и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего акт на регистрацию.

Осуществляемая Министерством Юстиции государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

- юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

- присвоение регистрационного номера;

- занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

В случае, если в результате юридической экспертизы будет установлено несоответствие ведомственного акта нормативным правовым актам более высокой юридической силы, регистрация не производится и ведомственный акт в законную силу не вступает. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции.

Регистрации в том же порядке подлежат и любые изменения, вносимые в действующие акты министерств и ведомств.

Созданные подзаконные акты в большинстве своем, как и законы, подлежат официальной публикации в средствах массовой информации. Порядок такого опубликования определяется Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Не подлежат публикации только подзаконные акты, содержащие сведения, отнесенные действующим законодательством к государственной тайне (в качестве таких актов в нашей стране могут выступать Постановления Правительства России и нормативные правовые акты министерств и ведомств).

Изданиями для публикации актов Президента РФ и актов Правительства РФ являются (как и в случае с законами) «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации» (п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), нормативные правовые акты министерств и ведомств публикуются в «Российской газете». Для нормативных правовых актов Центрального Банка РФ официальным источником опубликования является «Вестник Банка России». Нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) подлежат опубликованию в специальном ведомственном издании «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».

Указы Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (пункты. 5 и 6 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.96 N 763).

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания и не подлежат опубликованию.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств вступают в законную силу только после их регистрации, осуществляемой Министерством юстиции. Цель этой регистрации – проведение специальной экспертизы для установления соответствия принятого ведомственного акта законам и высшим подзаконным актам (Указам Президента и Постановлениям Правительства). Ведомственные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законом порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что Вы знаете о подготовке законопроектов (субъекты, основные процедуры, последовательность действий)?

2. Какие виды экспертиз законопроектов осуществляются в ходе законодательного процесса? Когда целесообразно их осуществление?

3. Кто и как в нашей стране осуществляет законодательную инициативу?

4. Какие основные этапы рассмотрения законопроекта в Государсвтенной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Вам известны? В чём их цель?

5. Какие субъекты и как осуществляют утверждение законов?

6. Какие формы вступления закона в законную силу известны в отечественной законодательной системе?

7. Какие особенности создания подзаконных актов Вам известны?

Наши рекомендации