Акты Президента Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь устанавливает, что Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент также издает декреты, имеющие силу законов.
Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дает следующие определения актам Президента.
Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Закон также предусматривает возможность принятия Президентом Республики Беларусь распоряжений, которые носят ненормативный характер, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Указы Президента также могут носить ненормативный характер.
Можно выделить два вида декретов (ст. 101 Конституции).
1) Делегированные декреты. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
В Конституции предусмотрены ограничения при делегировании законодательных полномочий.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнениеКонституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
2) Временные декреты.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.
Ст. 137 Конституции устанавливает следующее правило разрешения юридических коллизий между законами и актами Президента: «В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом».
Исходя из данного правила можно сделать вывод, что и указы Президента фактически можно подразделить на два вида:
а) изданные в силу предоставления законом полномочий (т.е. подзаконные);
б) указы, изданные во исполнение Конституции (это следует из ст. 116 Конституции: Конституционный Суд дает заключения о соответствии указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам).
Закон «О Президенте Республики Беларусь» проще сформулировал правило о юридической силе декретов и указов Президента: «Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц», что, на наш взгляд, противоречит нормам Конституции.