Правовой статус Комитета государственного контроля РБ
КГК РБ является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других госорганов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента. Систему органов КГК РБ образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований КГК РБ. В структуру КГК РБ входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения. Комитет государственного контроля является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Территориальными органами КГК РБ являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. КГК областей осуществляют свои полномочия на территории соответствующих административно-территориальных единиц, если иное не определено Председателем КГК РБ.
Правовой основой деятельности КГК РБ и его территориальных органов являются Конституция РБ, Закон «о кгк РБ и его территориальных органах», решения Президента, международные договоры и иные акты законодательства.
Деятельность КГК и его территориальных органов осуществляется на принципах: законности; соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций; единства системы органов КГК и централизации управления ими; открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне; презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия; равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; ответственности КГК и его территориальных органов (их работников) за нарушение законодательства при осуществлении контроля. Решения (предписания, постановления) КГК, его территориальных органов являются обязательными для исполнения в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями (их работниками) и другими гражданами.
КГК и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за: исполнением республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год; использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций; принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата; исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности; соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности; использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки; соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок; исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями; соблюдением законодательства о ценных бумагах; соблюдением организациями и гражданами законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен;
исполнением государственными органами, иными организациями и гражданами законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, валютных операций; деятельностью организаций и граждан, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции: осуществляют в порядке, установленном законодательными актами, координацию плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами; участвуют в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями.
Комитет государственного контроля устанавливает перечень методов и способов осуществления проверок органами Комитета государственного контроля.
Президент осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью КГК и его территориальных органов; принимает решения об образовании КГК, об образовании, реорганизации и ликвидации его департаментов, комитетов государственного контроля областей; утверждает положения о КГК и его департаментах;
назначает на должности и освобождает от должностей Председателя КГК, его заместителей и руководителей департаментов КГК, согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей председателей комитетов государственного контроля областей.
Работниками КГК и его территориальных органов могут быть граждане РБ, которые по своим личным, моральным и деловым качествам, уровню образования способны выполнять задачи и функции, возложенные на КГК и его территориальные органы. При исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под особой защитой государства. Надзор за точным и единообразным исполнением Комитетом государственного контроля и его территориальными органами законодательства осуществляют Генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.
18. Принц. построения органов госуправления (исп. Вл.) и принц. их деятельности.
Органы госуправления образуются на основании соответствующих принципов. Под принц. понимаются опред. требования, правила, имеющие обязательный характер, т.к. они находят правовое закрепление. Принципы построения (образования) органов государственного управления относятся к специальному виду, в который входят и принципы деятельности аппарата управления. Специальные принципы тесно связаны с основными принципами государственного управления (административного права). Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер госуправления и превалируют над специальными.
В административно-правовой литературе нет единого подхода, к трактовке принципов и их классификации. Нередко все принципы сводят к одному виду - только государственною управления и называют принципами организации (построения) и деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) или адм. права.
Принципами построения органов государственного управления в первую очередь являются: отраслевой; линейный; функциональный; территориальный. Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы госуправления.
Принципы построения аппарата госуправления получили нормативное закрепление в Конституции (ст.ст. 106. 108, 122), Законе «О СМ РБ» (ст.ст. 1, 12), Законе «О местном управлении и самоуправлении в РБ» (ст.ст. 1. 4, 9) и других НПА РБ.
Отраслевой принцип построения аппарата управления используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хоз., соц-культ. иной д-тью. Сущ-т нижестоящие и вышестоящие орг. Одинаковые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестоящему органу по всем вопросам. Построение по отраслевому принц. Подобно линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчиненных, но подчиненный имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчиненными могут быть организации, органы управления.
Функциональный принцип предполагает построение аппарата правления т.о., что образуемому органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Т.о, имеет место специализация в работе (управлении), выполнение работы определенного вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей)- при этом каждый только в части реализуемой им функции. Основным достоинством функциональной орг-ции является глубокая специализация в управлении. Функц. органы осуществляют свою деят-ть но отношению к разнородным объектам независимо от иерархической административной подчиненности и уровневой значимости. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосударственного характера. Функциональный принцип способствует, кроме того, координации деятельности многих органов, организаций для единообразного решения определенных вопросов.
В практике образования органов госуправления используется и территориальный принцип. Он предполагает создание таких органов, которые, осуществляя общие функции, воздействовали бы в той или иной мере на все объекты, располож. в пределах определенной территории. Подобные органы являются органами общей компетенции. Главная их цель - управление «территорией», административно-территориальной единицей, сбалансированным ее развитием, обеспечение интересов граждан, проживающих на этой территории, и противодействие неконструктивным ведомственным интересам. По такому принципу построены СМ и местные исполнительные и распорядительные органы. Указанные принципы в чистом виде самостоятельно и независимо друг от друга не применяются. Они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга.
В РБ система госуправления построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам. Принципами деятельности органов госуправления являются такие требования, правила, установленные истины, которыми руководствуются органы в своей повседневной деятельности: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личных интересов; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.
Предложенные виды принципов отражают наиболее существенные моменты процесса управления. Этим объясняется стабильность деятельности. Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность.
Дисциплина — это строгое подчинение установленному порядку, правилам, а также их выполнение. Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед которым он и отчитывается. Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала. Личные, частные интересы должны подчиняться общим интересам организации, поскольку они имеют преимущество перед интересами индивидуумов. Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. Централизация- естественный порядок в организации, имеющей управленческий центр. Скалярная цепь (иерархия) - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего). Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны проводиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Стабильность (устойчивость) персонала предполагает установку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу. Инициатива — поощрение работающих к выработка независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Корпоративный дух (единение персонала) — гармония интересов персонала и организации — обеспечивает единство усилий («в единении — сила»).
Эти принципы, конечно, относятся к общим или принципам построения органом государственного управления, а не к рассматриваемым принципам.
19. Организационная система органов госуправления (исполнительной власти).
По действующему законодательству органы госуправления образуются в распорядительном порядке, суть состоит в том, что должностное лицо или орган госуправления посредством издания соответствующего решения выражает свое властное волеизъявление об образовании органа. Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.
Орг. структура органов гос.управления оказывает значительное воздействие па эффективность осуществления госуправления. Она влияет на рациональность связей внутри системы органов управления и действенное решение каждым органом своих задач. Под орг. структурой органов госуправления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа. Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев -органов, управлений, каждое из которых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь ниже- или вышестоящим по отношению к другому.
Внутренняя структура органа состоит из его частей, структурных подразделений, каждое из которых имеет свои задачи, компетенцию, производную от компетенции органа. Орг. структуру органов госуправления следует рассматривать в двух аспектах: как орг. структуру систем управления - строение системы и как внутреннее строение самого органа. Между этими двумя аспектами существует определенная связь. Во-1, звенья внутренней структуры нижестоящих органов нередко повторяют структуру вышестоящих органов, во-2, между большинством одинаковых звеньев вышестоящих и нижестоящих органов существует определенная подчиненность, а между некоторыми - и субординация, в-3, их обусловливает само название, сущность, то, что оба они представляют совокупность структурных подразделений.
Организационная структура систем(ы) управления выражает звенность, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчиненных. Связь может быть непосредственной или опосредованной. Непосредственная связь существует там, где за одним органом следует другой, т.е. вышестоящий орган прямо может воздействовать на нижестоящий без промежуточных звеньев. При опосредованной связи между органами существует одно или несколько структурных образований. Звенность существует в основном в отраслевых и функциональных системах госуправления. В наст. вр. дейс. 1-, 2-, 3- и 4-звенная системы.
Орг. Вн. Стр-ра органов госуправления представляет собой состав его подразделений. Т.о., орган состоит из частей, организационных ячеек. Каждая ячейка представляет собой специализированную группу служащих, личный состав, обособленную часть органа в организационном и правовом отношении. Она также представляет орган. Все они, вместе взятые, образуют аппарат органа. Разделение органа на части производится для того, чтобы распределить задачи, функции и полномочия органа между специалистами, находящимися в структурных подразделениях с целью наилучшей и эффективной их реализации и повышения ответственности за выполнение порученного дела.
На построение внутренней структуры оказывают влияние факторы: задачи и функции, возлаг. на орган и служ. основой для создания его внутренней структуры. Задачи и функции определяются основным предназначением органа. Ими обусловливаются и компетенция органа, и отличие его от др. органов. Орг. Вн. структура органа строится с ограниченным функционализмом, т.е. внутренние структуры, как правило, не обладают полномочиями внешнего характера. Т.о., основными звеньями внутренней орг. структуры являются функционально-отраслевые (производственные) структурные подразделения типа комитета, главного управления, управления, отдела, департамента, сектора, группы. Внутренняя организационная структура утверждается, руководителем органа и строится с учетом штатов, т.е. бюджетных средств, выделенных на содержание аппарата. Штаты устан. для каждого органа госупр. Под штатами понимается постоянный состав сотрудников в органе, количество госслуж, занятых в аппарате упр. Штаты - это прежде всего кол-о необходимых должн. По каждой штатной 1 устан. Опред. размер з/п (оклад). Штаты каждого органа имеют оф. правовое закрепление- штатное расписание.