Общая характеристика внутриотраслевых принципов права социального обеспечения

Понятие, значение и классификация принципов права социального обеспечения.

Общая характеристика общеправовых принципов права социального обеспечения.

Общая характеристика межотраслевых принципов права социального обеспечения.

Общая характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения.

Общая характеристика внутриотраслевых принципов права социального обеспечения.

– 1 –

Проблеме принципов права социального обеспечения посвящены труды В.С.Андреева[1], Е.И.Астрахана[2], А.Н.Егорова[3], А.Д.Зайкина[4], М.Л.Захарова[5], Е.Е.Мачульской[6] и др.

Принципы права социального обеспечения – это основные начала, руководящие идеи, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Значение принципов права социального обеспечения:

Ø выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования норм права социального обеспечения;

Ø компетентные органы и должностные лица руководствуются принципами права социального обеспечения при принятии индивидуальных решений;

Ø в случаях пробелов в законодательстве принципы права социального обеспечения могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве;

Ø принципы права социального обеспечения помогают правильному толкованию юридических норм.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта (Основ или Кодекса), где они были бы зафиксированы. Поэтому исследователи данного института выводят их из сути норм права социального обеспечения. Следовательно, принцип права социального обеспечения может быть закреплен в норме права, при этом выступая как норма-принцип, а если принцип не закреплен в нормах права, то он выводится из содержания правовых норм.

Некоторые принципы находят непосредственное применение на практике[7], другие же служат ориентиром, описывающим должное или идеальное поведение субъектов, к которому следует стремиться, но которое пока не реализовано в реальных отношениях вследствие несовершенства нормотворческого процесса, экономических проблем, недостаточного уровня правосознания, несоответствующей стадии развития общества[8].

Право социального обеспечения пока не имеет ни законодательно установленного, ни единообразно сформулированного доктринального перечня принципов ни на международном[9], ни на внутригосударственном уровне[10].

Классификация принципов права социального обеспечения:

Ø Общеправовые – свойственны всем отраслям права, определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства;

Ø Межотраслевые – отражают единые черты нескольких отраслей права;

Ø Отраслевые – характеризуют право социального обеспечения как отдельную отрасль права;

Ø Внутриотраслевые (институционные) – касаются отдельных институтов отрасли права социального обеспечения.

Система принципов права социального обеспечения соотносится с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

– 2 –

Общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на всех субъектов права[11]. Основным содержанием таких принципов являются представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития.

В доктрине не выработано единой позиции относительно перечня общеправовых принципов права социального обеспечения. Так, М.В. Филиппова[12] предлагает следующий перечень принципов:

  • гуманизма;
  • социальной справедливости;
  • равенства прав граждан;
  • законности;
  • гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека;
  • федерализма;
  • включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права;
  • признания права каждого на жизнь;
  • неотчуждаемости основных прав и свобод человека;
  • единства прав и обязанностей;
  • демократизма;
  • непосредственности действия прав и свобод человека;
  • неприкосновенности частной жизни.

М.Л. Захарова и Э.Г. Тучкова[13] называют в составе общеправовых принципов также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В.А. Ершов и И.А. Толмачев[14] предлагают рассматривать в качестве принципов права социального обеспечения принцип социального государства. Д.А. Никонов и А.В. Стремоухов[15] включают в состав общеправовых принципов права социального обеспечения презумпцию добропорядочности субъекта права и принцип необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. К общеправовым С.И. Кобзева относит принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.[16]

Таким образом, к числу основных общеправовых принципов права социального обеспечения относятся:

v принцип гуманизма – право социального обеспечения в целом изначально построено на принципе гуманности, ибо все его нормы направлены именно на повышение благосостояния каждого человека, обеспечение ему достойного существования. Российское социально-обеспечительное законодательство использует этот принцип для установления принципиальных основ функционирования различных институтов социального обеспечения[17]. Само конституционное определение России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[18], свидетельствует о значении принципа гуманизма во всех сферах жизни российского государства и общества;

v принцип социальной справедливости – заключается в стремлении государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и тех, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна. Принцип справедливости включен в число основополагающих принципов осуществления некоторых видов социального обеспечения в РФ[19]. Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции отсутствие особого механизма социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер по причинам, не связанным с осуществлением служебной деятельности. Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба вдовы судьи, который вышел в отставку за два дня до своей смерти от онкологического заболевания. Получить пенсию в размере зарплаты судьи заявительница и двое ее детей не смогли, поскольку необходимых 20 лет судейского стажа у умершего не оказалось. Также им было отказано в выплате пенсии по закону о статусе судей, поскольку причинная связь смерти судьи с его служебной деятельностью установлена не была. При этом при расчете семье умершего пенсии по случаю потери кормильца не учитывались периоды работы судьей, поскольку из зарплаты судьи не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). В результате пенсия оказалась ниже, чем у семей, кормильцы которых имели аналогичный стаж, но работали в других организациях. Заявительница посчитала, что такое законодательное регулирование не соответствует Конституции. По итогам рассмотрения данного дела Конституционный суд отметил, что правовой статус судьи в полной мере распространяется на его членов семьи. Поэтому исключение заработной платы судей из базы для страховых взносов в ПФР должно учитывать имущественные интересы его иждивенцев. На практике применение общего порядка расчета пенсий без учета стажа работы судьей приводит к тому, что размер назначенной выплаты не соотносится с размером зарплаты судьи. Конституционный суд отметил, что в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы членам их семей назначаются дополнительные выплаты (ежемесячное пособие и ежемесячное денежное содержание). Поэтому вопреки принципу справедливости члены семей судей поставлены в положение худшее, чем члены семей лиц, замещавших другие государственные должности. Конституционный суд признал, что Конституции не соответствуют положения действующего законодательства, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Законодателю Конституционный суд предписал такой механизм установить, причем пенсионное обеспечение в таких случаях должно соотноситься с утраченным доходом[20];

v принцип равенства – международными актами признается равенство прав человека, равноправие мужчин и женщин, равенство людей от рождения и вне зависимости от расовой принадлежности, равенство перед законом и судом, равное право на защиту закона, на доступ к государственной службе в своей стране, равная оплата за труд равной ценности и др.[21] В области социального обеспечения данный принцип часто упоминается среди принципов государственной политики регулирования отдельных его институтов, а также целей и задач государственных и региональных органов социального обеспечения[22];

v принцип законности – конституционные гарантии соблюдения законности в области социального обеспечения состоят в: а) гарантировании каждому социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; б) в том, что именно законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия.[23] Указанные гарантии касаются и прав каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь[24], на обеспечение реализации жилищных прав малоимущим[25] и др. Социально-обеспечительное законодательство непосредственно не упоминает принцип законности в своих нормах, однако использует его косвенно для формулирования основных начал и принципов установления социальных гарантий;

v принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека – законодательство о социальном обеспечении выступает и в качестве инструмента обеспечения гарантий их соблюдения и защиты.[26] При этом правовые нормы, устанавливающие гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека в сфере социального обеспечения, дифференцированы по категории лиц, пользующихся тем или иным видом социальной защиты: инвалиды, несовершеннолетние, женщины и др;

v принцип федерализма(ст.72 Конституции РФ). Исходя из конституционно установленного разграничения предметов ведения и полномочий в государственной системе социального обеспечения выделяются федеральный уровень и уровень субъектов Федерации;

v принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права – в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России;

v право на жизнь;

v принадлежность основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемость – права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения;

v принцип единства юридических прав и обязанностей – определяет их неразрывную взаимосвязь;

v принцип демократизма;

v принцип непосредственности действия прав и свобод человека – нормы, их закрепляющие, не нуждаются в издании дополнительных правовых актов, конкретизирующих порядок их применения, и органы государственного и муниципального управления обязаны руководствоваться ими в своей деятельности;

v принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека – социальные права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень.

Таким образом, большинство этих принципов закреплено в общепризнанных международных актах, причем нередко – непосредственно в преамбуле, в качестве положений, на которых базируются все прочие закрепленные в этих актах общепризнанные принципы и права человека. К таким принципам относятся принципы гуманизма, справедливости и равенства[27]. Эти принципы могут встречаться в преамбулах международных актов в различных формулировках, что подчеркивает их многогранность и приоритет относительно более специфических, межотраслевых или отраслевых, принципов. Большинство этих принципов входят в категорию конституционных и упоминаются, косвенно или непосредственно, либо в Преамбуле Конституции РФ, либо в тексте ее статей (ст.2,17-19, 30, 45, 46, 53, 55 и др.)

– 3 –

Межотраслевые правовые принципы охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Они не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, поскольку базируются на них.

В доктрине не выработано единого подхода относительно перечня межотраслевых принципов права социального обеспечения.

Большинство ученых относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства[28] и принцип охраны здоровья[29]. М.В. Филиппова, а также М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности.[30] Также к числу межотраслевых М.В. Филиппова относит: принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, принцип равенства всех форм собственности. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы[31], а по мнению Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова, межотраслевым считается принцип защиты безработных[32] и принцип-право на достойное существование[33], С.И. Кобзева полагает, что межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[34]. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту[35], который по мнению Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова распространяется также на ветеранов[36]. Указанный принцип сформулирован отдельными учеными более комплексно – как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска»[37]. В свою очередь, С.И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда[38].

Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность.[39]

Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести:

Ø принцип участия общественных объединений, представляющих интересы социально уязвимых групп населения и застрахованных лиц, в разработке, принятии, осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Этот принцип характерен не только для права социального обеспечения, но и в административного, конституционного, трудового права;

Ø принцип государственной поддержкисемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан гарантируется нормами трудового, семейного права, права социального обеспечения;

Ø принцип социальной защиты населения от рисков рыночной экономики, от ухудшения экологической ситуации, урбанизации и т.д. Этот принцип направлен на обеспечение:

1) стабильности трудовых отношений, социальных гарантий в области оплаты труда, воспроизводства рабочей силы, включая продолжительность рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, работникам при рассмотрении их трудовых споров (трудовое право);

2) государственной поддержки, охраны и защиты частной собственности, поддержки предпринимательства и др. (гражданское право);

3) жильем и, в частности, социальным, улучшение жилищных условий (жилищное право);

4) государственной поддержки института брака, семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей, супругов и др. (семейное право);

5) благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности человека (экологическое право);

6) экономически обоснованной и всесторонней системы материального обеспечения, социального обслуживания, предоставления льгот и компенсаций некоторым категориям лиц, которые являются нетрудоспособными, несут повышенные расходы, являются малообеспеченными (право социального обеспечения). Этот принцип взаимосвязан с такими межотраслевыми принципами, как:

Ø принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

Ø принцип запрещения принудительного труда;

Ø принцип защиты от бедности и безработицы.

Таким образом, указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

– 4 –

Отраслевые принципы выражают особые свойства норм права социального обеспечения как отрасли права, формируясь на основе общеправовых принципов. Поскольку отношения по социальному обеспечению не кодифицированы, их содержание выводится из законодательных актов в данной сфере.

В теории права социального обеспечения также не сложилось единства мнений в отношении состава отраслевых принципов. Так, В.Ш. Шайхатдинов[40] к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская[41] выделяет такие отраслевые принципы: всеобщность; финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом. По мнению Э.Г. Тучковой,[42] к отраслевым следует отнести такие принципы как: осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми; многообразие видов социального обеспечения; всеобщность социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения:

Ø всеобщность социального обеспечения – проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст.ст.38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Согласно ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05 1995 г. (с изм. от 22.12.2005 г.) устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Каждая семья в РФ независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В соответствии с указанным законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, а при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Ø гарантированность социального обеспечения – возможность получения в порядке социального обеспечения предусмотренных законодательством материальных благ гарантирована каждому при наступлении социальных рисков, установленных законом;

Ø адресность социального обеспечения – предусмотренные законодательством меры социального обеспечения направлены на конкретных субъектов (группы субъектов: различные категории пенсионеров, инвалидов, ветеранов и др.), обладающих в этой связи соответствующим специальным статусом);

Ø дифференциация правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Ø обеспечение граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественность видов социального обеспечения – наличие предусмотренных законодательством обстоятельств, таких как инвалидность, достижение пенсионного возраста, получение трудового увечья, потеря кормильца и др. обуславливает особенности и состав предоставляемых соответствующему субъекту средств социального обеспечения; законодательное закрепление предоставляемого в каждом конкретном случае вида социального обеспечения, а также индексации его размера;

Ø социальное обеспечение за счет уплаты единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования), государственного бюджета и негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 Второй части НК установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закреплены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ. В ст. 22 и 23 данного Закона установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, которые уплачиваются работодателями в Пенсионный фонд РФ. Размер страховых взносов зависит от возраста работника и начисляемой заработной платы. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О негосударственных пенсионных фондах». Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фондов и выплату негосударственных пенсий их участникам. Фонды осуществляют выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного пенсионного обеспечения населения;

Ø соизмерение размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с ФЗ от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в РФ» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной помощи гражданам в субъектах РФ, а также определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально определяется величина прожиточного минимума.

– 5 –

Внутриотраслевые принципы права социального обеспеченияэто принципы, касающиеся его отдельных институтов, субинститутов. Они, в отличие от общеправовых и отраслевых принципов, как правило, формулируются в законодательных актах, унифицирующих нормы данных институтов и субинститутов. Так, например, в ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) закреплены принципы института социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Для такого института права социального обеспечения как пенсионное обеспечение, характерны следующие принципы:

Ø каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

Ø каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

Ø каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком;

Ø средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных лиц по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ. Расходы на пенсионное обеспечение не участвовавших в пенсионном страховании лиц покрываются за счет средств федерального бюджета.

Правовой институт «обязательное медицинское страхование» характеризуют следующие принципы:

Ø соблюдение прав человека и гражданина;

Ø доступность медико-социальной помощи;

Ø социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ø приоритет профилактических мероприятий и т.д.

[1]Андреев. В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987.

[2] Астрахан Е.И.Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М.1961.

[3] Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984.

[4] Советское право социального обеспечения / Под ред. А. Д.Зайкина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

[5] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М: Издательство БЕК, 2001.

[6] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.

[7] Например, принцип солидарности (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П; Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 г. № 187-О; Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 г. № 383-О, и др.), принцип адресности (п. 2.1. ч. II Постановления Минтруда РФ от 26.11.2001 г. № 82 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения») и др. подобные принципы.

[8] Например, принцип обеспечения достойной жизни человека (см. п. 1 ст. 7 Конституции РФ; ст. 2 ТК РФ; п. 2 ст. 5 Закона РФ 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»; Преамбула ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Преамбула ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», и др.), или принцип равенства (см. например Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 г. № 179-О-П, подтвердившее неконституционность абз. 2 и 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливающих различный уровень гарантий матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам либо вследствие ликвидации организации. К принципам-целям необходимо отнести принципы справедливости и равенства, реализация которых на практике вряд ли объективно достижима.

[9] Единые минимальные стандарты социального обеспечения сформулированы в Конвенции МОТ № 102 (1952 г.), однако эта Конвенция содержит не принципы, а именно перечень конкретный гарантий в сфере медицинского обслуживания, пособий по болезни, безработице, старости, производственным травмам, в связи с исполнением семейных обязанностей, материнству, инвалидности и вдовству.

[10] Например, подобно тому, как это сделано в ст. 2 ТК РФ, где раскрываются и конкретизируются принципы трудового права, имеющие общеправовую, межотраслевую, отраслевую, а также внутриотраслевую, институционную природу. В настоящее время на внутригосударственном уровне в РФ разработаны лишь принципы отдельных институтов права социального обеспечения. Так, законодательно установлены принципы: осуществления обязательного социального страхования (ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 г.), социального обслуживания (ст. 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995 г.), обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 4 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.) и деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 3 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.1995 г.)

[11] Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01 1993 г. № 1-П

[12] Филиппова М.В. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2006. – С. 91-96.

[13] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 113-114.

[14] Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. - М.:, 2009. – С. 4-5.

[15] Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2005. – С. 64-65.

[16] Право социального обеспечения./ Отв. ред. К.Н. Гусов. – М:Проспект,2001

[17] Так, принцип гуманности непосредственно упомянут, например, в ст. 5 ФЗ № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и практически во всех ГОСТах по социальному обеспечению, принятых приказами Ростехрегулирования; гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности упоминается в п. 1 ст. 2 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», и др. Данный принцип прослеживается и в иных нормах: например, ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; ст. 4 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», ст. 3 ФЗ № 122-ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

[18] П. 1 ст. 7 Конституции РФ.

[19] Например, преамбулы Указов Президента РФ № 858 от 08.06.1996 г. «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.» и № 63 от 24.01.1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» упоминают справедливость в качестве цели принятия данных Указов; ГОСТах по социальному обслуживанию населения, медицинской реабилитации и др.

[20] Постановление Конституционный Суд РФ от 19.11. 2012 г.по делу о проверке конституционности п.7 ст.20 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и ряда положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

[21] См. например: Преамбула, ст. 1, ст. 7, ст. 10, ст. 21, п. 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Преамбула, п. 1 ст. 2, ст. 3, п. 1 ст. 4, ст. 14, ст. 20, п. 4 ст. 23-26 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; Преамбула, п. 2 ст. 2, ст. 3, ст. 7, п. 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.); ст. 3, ст. 5, ст. 12, ст. 24, Конвенции о правах инвалидов 2006 г.; ч. II Конвенции о защите прав всех трудящнихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; п. 1 ст. 10, ст. 11 Конвенции МОТ 2011 г. № 189 «О достойном труде домашних работников»; п. 2 ст. 4, ст. 20, ст. 27 Европейской социальной хартии 1996 г (пересмотренной); ст. 5, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.), ст. 6, ст. 14, ст. 20, ст. 29, абз. 2 Концепции Евразийской социальной хартии 2004 г. и др.

[22] См. например: п. 2 ст. 9 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; абз. 1 п. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Преамбулу ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Там же в ч. 1 ст. 2 равенство возможностей упоминается среди целей социальной защиты в определении понятия «социальная зашита» и в подп. 4 ч. 1 ст. 5 среди целей региональных программ в области социальной защиты инвалидов; равенство прав и возможностей граждан в вопросах занятости населения упоминается в п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 13, подп. 3 п. 2 ст. 15.1, п. 1 ст. 26 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»; в п. 4 ст. 7 ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

[23] Ст. 39 Конституции РФ.

[24] Ст. 41 Конституции РФ.

[25] П. 3 ст. 40 Конституции РФ.

[26] См. например: подп. 2 п. 1 ст. 14 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ»; абз. 1 Преамбулы, ст. 32 и 33 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ; п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.

[27] См. например, Преамбулу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., Преамбулу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г. и Преамбулу Международного пакта о гражданских и политических правах ООН 1966 г.

[28] См. например: Филиппова М.В. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2006. – С. 96-100; Мачульская, Е.Б. Право социального обеспечения. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 109; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 114-115; Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. – М.: Издательство Проспект,2001. - С. 81; Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2005. – С. 65-66.

[29] См. например: Филиппова, М.В. Указ. соч. – С. 96-100; Мачульская, Е.Б. Указ. соч. – С. 109; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. - С. 114-115; Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. – С. 65-66.

[30] Филиппова, М.В. Указ. соч. - С. 96-100; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. – С. 114.

[31] Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Там же.

[32] Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. - С. 65.

[33] Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. - С. 66.

[34] Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. – Там же.

[35] Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. – С. 114.

[36] Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. – С. 66

[37] Подробнее о понятии социального риска см. например: Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2002. – С. 23; Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник МГУ Серия 11. Право. - 1999. - № 1. - С. 26 – 27; Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. - Омск: Омский госуниверситет, 2003. - С. 15, 18, 33-34; Миронова Т.К. Право и социальная защита. - М.: Права человека, 2006. - С. 140; Благодир А.Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений. // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 1. - С. 5 – 12; см. также: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2009. – С. 206-209.

[38] Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. -Там же.

[39] Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

[40] Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2013 С.51

[41] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998-С.65

[42] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М., 2004-С. 102–106

Наши рекомендации