Соотношение понятий системы права и системы законодательства
Соотношение понятий - это отношения, в которые вступают люди, объединение граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.Правовая система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы. Большой юридический словарь, М., 1998. С. 295. Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно чётко различать два понятия - "правовая система" и "система права". Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юридическая литература, 1996. С.345 Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Азербайджана, Великобритании, Китая, Японии. И вот в отношении той или иной страны использования понятия "национальная правовая система" очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, "весь мир" правовых явлений. Второе же, система права, касается только самого права, его строения. По мнению А.М. Васильева, система права - это правовая абстракция, которая служит для выражений связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. Лит., 1976. С.166 Принципиальным для раскрытия содержания данной категории является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях регулируемых нормами права общественных отношений. Традиционно ставится вопрос о соотношении системы права именно с системой законодательства. Система законодательства имеет несколько определений, в зависимости от того, в узком или широком смысле рассматривается. В узком смысле - это система законов, в широком смысле - законов и подзаконных нормативных актов. И в том, и в другом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источниках права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судебном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распространена.
Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного формирования и упорядочения.
Законодательство в широком смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно - правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательства - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме).
Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем:
Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.
Право и законодательство различны по объёму: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы, технические, количественные.
Система законодательства отражает систему права и строится на её основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.
Что касается второго из указанных различий, то при использовании термина "система права" несовпадение объёма минимально. "Остаётся" система источников права лишь на глубинных, изначальных стадиях процесса формирования нормы права, но этот факт нисколько не указывает на несовершенство такого совпадения.
Что же касается остальных различий, то разрешить эти проблемы можно, используя тезис общей теории систем о взаимозависимости системы и среды. Как указывает Л.Б. Тиунова "… в отличие от органических систем, система норм права и система законов не характеризуются процессами саморегулирования - в них ведь не включена сама деятельность". И это не является аргументом ущербности правовой системы, а наоборот, - в соответствии с принципом взаимозависимости со средой, под которой следует понимать внешние по отношению к конкретной системы объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения. В данном случае такой средой является то, что может воздействовать на правовую систему. Я полагаю, что этим является только специальный субъект, а именно государство в лице его органов, и можно рассматривать его, во- первых, как управляющий центр правовой надстройки, а во - вторых, как источник возмущающего воздействия на правовую систему и фактор, который может привести к разрушению системы при определённых условиях. Иначе пришлось бы признать, что на систему права посредством воздействия на систему источников права могут оказывать влияние граждане, юридические лица путём, например, проведение инкорпорации законодательства. А это противоречит не только теории, но и практике - система права не перестраивается под произвольным воздействием таких субъектов.
Как правило, сторонники этой концепции полагают, что система права и система законодательства - элементы (или компоненты) правовой системы, причём нетождественные по следующим причинам: "они как компоненты правовой системы обладают относительной самостоятельностью, имеют специфические закономерности становления, функционирования и развития, что позволяет системе законодательства оказывать активное обратное воздействие на систему права". Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М.: Юрид. Лит., 1985. С.126.
Несомненно, что и система права, и система законодательства - составляющие правовой системы. Полагаем, что они не являются её отдельными компонентами. Ведь критерием элементности частей выступает их инвариантность, принимающая различные формы в зависимости от особенностей того или иного класса системы. Таким критерием при исследовании правовой системы как объективно - субъективной выступает, в частности, принцип тождества частей относительно их места и роли в данной системе. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С.749.Например, отрасли в системе права тождественны (неразличимы) как элементы одного уровня.