Соотношение типа и формы государства
Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:
1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;
2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом.
Рабовладельческий тип государства:
1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;
2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:
– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;
– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.
Феодальный тип государства:
1) монархия в феодальном государстве имела три формы:
– раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер;
– сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса;
– абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха;
2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.
Буржуазный тип государства:
1) монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия;
2) республика существует в двух формах: парламентская и президентская.
Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.
10. Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.
11. Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
12. Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Государственно-территориальное устройство- это внутренняя территориальная организация государства, предусматривающая его деление на республики, края, области, губернии, провинции, департаменты и прочие[2, с.128].
В пределах территории государства существуют различные формы территориально-политического устройства. Обычно характер взаимоотношений государства как целого с его составными частями определяется тремя основными формами государственно-территориального устройства:
1.унитарное государство
2.федеративное государство
3.конфедерация [2, с.128].
В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь- унитарное, демократическое, социальное, правовое государство»[4, ст.1].
Унитарное государство - это единое, неделимое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам государственной власти и признаками суверенитета не обладают [6, с. 111].
Унитарное государство обладает рядом признаков:
1.единая Конституция;
2.единое законодательство;
3.единая централизованная система органов исполнительной власти;
4. единая судебная система;
5.единое гражданство;
6. единая денежная система;
7. деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права;
8. наличие единых Вооруженных Сил, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
9.все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене [6, с.111].
Статус отдельных составных частей и в унитарных и в федеративных государствах зачастую отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным) [2, с.128]. Простое симметричное государственно-территориальное устройство характеризуется равным статусом его составных частей. Так например все области Республики Беларусь имеют равный юридический статус.
С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные унитарные государства- те государства где нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, в децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Кроме того существуют сверхцентрализованные унитарные государства, то есть такие государства в которых произошел военный переворот и установлен военный режим [2, с.130-131].
Таким образом, Республика Беларусь - унитарное государство с симметричным государственно - территориальным устройством и централизованной государственной властью.
13. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Политический режим определяется следующими признаками:
~степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
~соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;
~характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;
~положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
~местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
~соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
~типом политического поведения; характером политического лидерства;
~учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
~степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;
~политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
~мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Типология политических режимов:
. демократический политический режим
. авторитарный политический режим
. тоталитарный политический режим
14.Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Различают внутренние и внешние функции государства .
А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.
4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.
5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).
Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.
2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
15. Аппарат государства — это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.
Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:
1) общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;
2) частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.
К организационным принципам относятся:
1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
16. Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё(1689-1755) в работах (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).
Большой вклад в юридическую науку внесли англичанин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Дж. Локк разделял власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всем без исключения исполнять его законы. Отстаивание Дж. Локком идеи неотчуждаемости от личности свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.
Ш. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.
О разделении ветвей государственной власти излагалось в работах русских ученых: А. Н. Елистратова, М. М. Ковалевского, М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина.
Впервые принцип разделения властей был зафиксирован в конституциях ряда штатов США (13 штатов), а впоследствии и в федеральной Конституции США 1787 г.
В основу принципа разделения властей положена структурно-функциональная определенность каждого высшего государственного органа власти и зависит от формально- материального статуса и фактического разделения их Функций и конкретной компетенции. Каждый орган обладает относительной самостоятельностью по отношению ДРУГ к другу.
Разделение властей в США построено не только на данной теории, но и на определенном опыте государственного строительства (период колониальной зависимости и самостоятельности). Поэтому система «сдержек и противовесов» в США имеет свои особенности, отражая конкретные условия (экономические, политические и др.).
Система «сдержек и противовесов» в США построена по следующей схеме: ?
Все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) имеют совершенно различные способы своего образования. Конгресс как законодательный орган состоит из двух палат - Сената и Палаты представителей, которые формируются совершенно различными способами. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах. Сенат избирается законодательными собраниями соответствующих штатов по два сенатора от каждого штата на шесть лет.
Исполнительная власть принадлежит Президенту, который избирается коллегией выборщиков, которые предварительно избираются народом. Третья власть - судебная, формируется Сенатом и Президентом. ?
Все три ветви власти по Конституции США имеют различные сроки. Палата представителей избирается на два года, Сенат на шесть лет, но при этом все сенаторы делятся по возможности на численно равные группы; первая группа переизбирается через два года, вторая - через четыре, а третья - через шесть лет. Поэтому можно считать, что срок каждого сенатора точно не установлен. Президента избирают на четыре года, а судьи Верховного суда, а также нижестоящих судов «занимают свои должности, пока ведут себя безупречно...» (раздел I ст. III Конституции США).
«Система сдержек и противовесов» построена так, что механизм действия трех ветвей власти не дает возможности одной из них узурпировать власть в стране, и в первую очередь не допускает узурпации исполнительной власти,
оторУю олицетворяет Президент.
Важнейшим средством является импичмент. Исключительным правом отстранения от должности (импичмент) высших гражданских должностных лиц исполнительной власти обладает Сенат (за тяжкие преступления, нарушение присяги, Конституции и другие злоупотребления). «Когда рассматривается дело Президента Соединенных Штатов, председательствует Главный судья: ни одно лицо не может быть признано виновным без согласия двух третей присутствующих сенаторов» (раздел III ст. I Конституции США). После рассмотрения и признания виновным лицо отстраняется от должности и подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Президенту может быть предъявлен импичмент до истечения срока его полномочий.
Также Конгресс имеет право отклонять законопроекты Президента, которые он вносит в Конгресс. Сенат вправе отклонить любую кандидатуру, предложенную Президентом для назначения на должность любой федеральной службы, поскольку для получения «совета и согласия» требуется две трети голосов Сената.
В то же время Президент обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Конгрессом. Каждый законопроект, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, должен быть подписан Президентом. Если Президент подписывает законопроект, то он становится законом, если не подписывает, то возвращает его в ту палату, со своими возражениями, откуда исходил законопроект. Чтобы преодолеть отлагательное вето Президента, необходимо, чтобы за законопроект повторно проголосовало две трети голосов в каждой палате. Если законопроект не возвращается Президентом в течение десяти дней (не считая воскресных дней), он становится законом.
Кроме того, «система сдержек и противовесов» имеет своей целью обеспечить власть в стране, уравновесить все ветви, обеспечить их функционирование при относи- тельной самостоятельности. Как справедливо отметил Дж. Херт: «Если все дороги ведут в Рим, то все вопросы американского управления рано или поздно сводятся к разделению властей»39. За все время существования СЩд идет конфронтация между исполнительной властью (читай президентом) и Конгрессом. Это наглядно видно при разрешении «Уотергейтского дела», когда по его разрешению была подана инициатива Президента. В результате инертность была преодолена, и США должным образом смогли его преодолеть, выйти из кризиса.
Таким образом, конфронтация законодательной и исполнительной властей в США никогда не приводила к каким-либо социальным потрясениям в стране, но всегда дело сводилось к усилению исполнительной власти, что приводило к определенной модернизации принципа разделения властей. И таких случаев в истории США было предостаточно, чтобы сделать такой вывод. Можно привести пример «взаимоотношения» законодательной и исполнительной властей в финансовой сфере.
Например, о финансовых полномочиях Конгресса сказано в разделе VII ст. I Конституции США: «Все законопроекты о государственных доходах исходят от Палаты представителей; как и по другим законопроектам, Сенат соглашается с ними либо вносит к ним поправки». В то же время о финансовых полномочиях Президента в Конституции ничего не сказано. Эти полномочия Президента исходят из смысла статей Конституции или делегируются ему парламентом.
Изложенная в разделе III ст. II Конституции США запись «...Президент заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись...» в практической деятельности исполнительной власти была подвергнута распространительному толкованию.
В результате все законодательство, в том числе и финансовое, было истолковано так, что исполнение бюджета осуществляется исполнительной влас-
и его практически трудно проконтролировать Конг- ТЬКс'ом поскольку отсутствуют конкретные рычаги по ос ществлению таких полномочий. Эти полномочия были возложены на департамент казначейства (акт Конгресса от 2 сентября 1789 г.) - орган исполнительной власти, который осуществлял функции государственного управления.
Итак, механизм взаимодействия трех ветвей власти в США, мягко говоря, желает лучшего, т. е. не является идеальным. Это признают и виднейшие юристы этой страны. Например, профессор С. Смитт Миннесотского университета, выступая на Международном парламентском семинаре «Процедурные вопросы парламентской деятельности» в г. Санкт-Петербурге в 1994 году, подчеркнул, что перед законодателями США стоит вопрос: «Как найти согласие с Президентом», и далее: «...в США ни одна власть не доверяет другой. Разделение властей по-американски часто рассматривается лишь как разделение между законодательной и исполнительной властями». Уильям К. Брайсон подчеркивает: «...между тем, важна и судебная власть, которая юридически в США более самостоятельна, чем другие», поскольку «власть судебного надзора ставит Суд в положение финального судьи по вопросам законности действий других двух властей»1.
Например, Верховный суд США вправе вынести решение о несоответствии Конституции законов или актов исполнительной власти, которые признаются недействительными.
Конституция Республики Беларусь (ст. 6) провозглашает также разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент является главой государства (ст. 79 Конституции Республики Беларусь), а не исполнительной властью (исполнительная власть в Республике Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь) (ст. 106 Конституц