ВОПРОС № 5. «ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ»
Нормативно-правовые акты создаются с целью породить определенные юридические последствия в какой- либо сфере общественных отношений с тем, чтобы их уреп/лировать. т.е.: -
а) придать им устойчивость;
б) организованность:
в) системный характер;
г) способствовать их прогрессивному развитию и т.д.
Чтобы выполнить свое пр^назначение, нормативный акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия В этом, собственно, и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существования как объективной реальностью.
Все эти качества придаются нормативному правовому акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т е определения тех границ, в которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила.
( |
/Установить пределы действия нормативного акта - значит определить:
1 На какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);
2. С какого времени акт вступает в юридическую силу и на какое время она сохраняется (действие по времени);
3. На какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
4. Каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).
Установление пределов действия нормативных актов имеет важное практическое значение, поскольку обеспечивает эффективность правового регулирования.
Рассмотрим все выше перечисленные пределы действия нормативного акта.
1.Действие по пррдмр-п/
Правовому регулированию могут быть подвергнуты только волевые, осознанные деяния людей, их отношения между собой.
Право не может регулировать события, ибо они не зависят от воли людей. События могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление определенных юридических последствий, т.е. в качестве юридических фактов. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их действиях. Уместно вспомнить здесь слова К.Маркса: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом.
Т.О. предметом правового регулирования - мол/т быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования.
2.Действие по времени
Как уже упоминалось, весьма важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и по какое время его положения подлежат исполнению.
Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
Нормативный акт вступает в силу /ст.65 Закона РБ «О НПА РБ»/:
Т Через 10 дней после официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок;
2 Со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок:
^3, С момента его принятия, если иное не предусмотрено в самих актах:
£ НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом. НПА публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
„ Нормативный акт утрачивает юридическую силу /ст. 69 Закона РБ «О НПА РБ»/: Истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть):
JL Признание акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке; Л Признания НПА (его части) утратившим силу:
^-Отмены НПА в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
С действием нормативного акта во времени связаны такие понятия, как переживание закона и его обратная сила.
Переживание закона - означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы (что характерно, к примеру, для сферы имущественных отношений)
Обратная сила закона - означает, что вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в юридическую силу.
По общему правилу, закон обратной силы не имеет, т.е. он распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие.
Однако, это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображениями, т.е. нормативный акт имеет обратную силу в случаях - 1 Если он устраняет наказуемость деяния;
2. Если он смягчает предусмотренное законом наказание;
3. Если он иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного акта.
4. Если об этом прямо указано в нормативном правовом акте. 3 Действие в пространстве.
Действие нормативного акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.
Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В государственную территорию входят -
1 Суша, включая недра, в пределах границ государства:
2. Внутренние зоды;
3. Территориальные воды,
Воздушное пространство в пределах границ государства:
5. Военные суда под флагом государства;
6. Невоенные суда под флагом государства з открытом море и международном воздушном пространстве,
7. Космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект, В. Территории посольств, миссий, консульств и др
Действие нормативно-правовых актов в пространстве распределяются на:
1. Акты. действие которых распространяются на всю территорию государства;
Акты, действие которых распространяются на определенную часть территории государства.
4. Действие по кругу лиц.
С действием нормативных актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов права
По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории, а именно: -
1 .На граждан данного государства;
2. Лиц с двойным гражданством;
3. Граждан иностранного государства, 4..Пиц без гражданства;
5. Всех организаций, функционирующих на территории государства.
Однако существуют вместе с тем и некоторые особенности действия нормативно-правовых актов по лицам: -
1. К иностранным гражданам, наделенным дипломатическим статусом, не применяются меры юридической ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (Пример. Не могут состоять на службе в ОВД. занимать государственные должности и т.д.).
3. Некоторые нормативные акты распространяются на граждан государства независимо от их местонахождения (су 6 УК РБ)
ИТОГИ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Для того, чтобы установить пределы действия нормативно-правового акта необходимо определить: -
а) на какие общественные отношения распространяются положения акта:
б) его действие по времени
в) его действие в пространстве;
г) его действие по кругу лиц.