ВОПРОС № 5. «ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ»

Нормативно-правовые акты создаются с целью породить определенные юридические последствия в какой- либо сфере общественных отношений с тем, чтобы их уреп/лировать. т.е.: -

а) придать им устойчивость;

б) организованность:

в) системный характер;

г) способствовать их прогрессивному развитию и т.д.

Чтобы выполнить свое пр^назначение, нормативный акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия В этом, собственно, и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существования как объективной реальностью.

Все эти качества придаются нормативному правовому акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т е определения тех границ, в которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая си­ла.

(

/Установить пределы действия нормативного акта - значит определить:

1 На какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);

2. С какого времени акт вступает в юридическую силу и на какое время она сохраняется (действие по времени);

3. На какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

4. Каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Установление пределов действия нормативных актов имеет важное практическое значение, поскольку обеспе­чивает эффективность правового регулирования.

Рассмотрим все выше перечисленные пределы действия нормативного акта.

1.Действие по пррдмр-п/

Правовому регулированию могут быть подвергнуты только волевые, осознанные деяния людей, их отношения между собой.

Право не может регулировать события, ибо они не зависят от воли людей. События могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление определенных юридических последствий, т.е. в качестве юридических фактов. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их дей­ствиях. Уместно вспомнить здесь слова К.Маркса: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом.

Т.О. предметом правового регулирования - мол/т быть конкретные волевые общественные отношения, регу­лируемые правом или объективно требующие правового регулирования.

2.Действие по времени

Как уже упоминалось, весьма важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и по какое время его положения подлежат исполнению.

Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридиче­ской силы.

Нормативный акт вступает в силу /ст.65 Закона РБ «О НПА РБ»/:

Т Через 10 дней после официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок;

2 Со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не ус­тановлен иной срок:

^3, С момента его принятия, если иное не предусмотрено в самих актах:

£ НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом. НПА публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

„ Нормативный акт утрачивает юридическую силу /ст. 69 Закона РБ «О НПА РБ»/: Истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть):

JL Признание акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке; Л Признания НПА (его части) утратившим силу:

^-Отмены НПА в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

С действием нормативного акта во времени связаны такие понятия, как переживание закона и его обратная си­ла.

Переживание закона - означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы (что характерно, к примеру, для сферы иму­щественных отношений)

Обратная сила закона - означает, что вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на от­ношения, возникшие до вступления его в юридическую силу.

По общему правилу, закон обратной силы не имеет, т.е. он распространяет свое действие только на те отно­шения, которые возникли после введения его в действие.

Однако, это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображе­ниями, т.е. нормативный акт имеет обратную силу в случаях - 1 Если он устраняет наказуемость деяния;

2. Если он смягчает предусмотренное законом наказание;

3. Если он иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного акта.

4. Если об этом прямо указано в нормативном правовом акте. 3 Действие в пространстве.

Действие нормативного акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В государственную территорию входят -

1 Суша, включая недра, в пределах границ государства:

2. Внутренние зоды;

3. Территориальные воды,

Воздушное пространство в пределах границ государства:

5. Военные суда под флагом государства;

6. Невоенные суда под флагом государства з открытом море и международном воздушном пространстве,

7. Космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект, В. Территории посольств, миссий, консульств и др

Действие нормативно-правовых актов в пространстве распределяются на:

1. Акты. действие которых распространяются на всю территорию государства;

Акты, действие которых распространяются на определенную часть территории государства.

4. Действие по кругу лиц.

С действием нормативных актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов пра­ва

По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории, а именно: -

1 .На граждан данного государства;

2. Лиц с двойным гражданством;

3. Граждан иностранного государства, 4..Пиц без гражданства;

5. Всех организаций, функционирующих на территории государства.

Однако существуют вместе с тем и некоторые особенности действия нормативно-правовых актов по лицам: -

1. К иностранным гражданам, наделенным дипломатическим статусом, не применяются меры юридической от­ветственности за уголовные преступления и административные правонарушения.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (Пример. Не могут состоять на службе в ОВД. занимать государственные должности и т.д.).

3. Некоторые нормативные акты распространяются на граждан государства независимо от их местонахождения (су 6 УК РБ)

ИТОГИ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. Для того, чтобы установить пределы действия нормативно-правового акта необходимо определить: -

а) на какие общественные отношения распространяются положения акта:

б) его действие по времени

в) его действие в пространстве;

г) его действие по кругу лиц.

Наши рекомендации