ВОПРОС № 2. «ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО СУБЪЕКТЫ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ»

Белорусская национальная правовая система относится к романо-германской правовой семье, где домини­рующим источником права является нормативный правовой акт. Он получает свое официальное выражение в резуль­тате специальной государственной деятельности, именуемой в правоведении - правотворчеством.

Правотворчество - одно из важнейших направлений работы любого государства. Это специфическая, требую­щая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существую­щих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности и т.д. Человеческое об­щество всегда нуждалось и нуждается в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

1 Т.О. Правотворчество - это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредст­венно народаТприреф^ и отмене.

Большое влияние на процесс формирования права оказывает характер осуществляемой в стране власти, сте­пенью учета интересов личности, стремление к обеспечению баланса интересов всех социальных слоев общества, уровень общественного правосознания и правовой культуры, политическая активность населения, национальное от­ношение. международное положение страны и т.д.

Определим круг субъектов правотворчества, т е тех, кто может и обязан творить право.

1:НариД- (путем референдума);

2. Национальное собрание (Парламент);

3. Президент Республики Беларусь;

4. Совет Министров (Правительство);

5. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, объединения (учреждения), подчиненные совету Министров Республики Беларусь,

6. Местные Советы, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, их управления и отделы,

/ Руководители предприятий, учреждений, организаций и др.

На компетенции вышеперечисленных субъектов правотворческого процесса останавливаться не будем, т.к. данные вопросы будут изучаться Вами по предмету «Конституционное право» в т.т.8-11.

Правотворчество призвано выполнять следующие функции: -

Т. Установление нормативных актов и других источников права.

2.Изменение и дополнение действующих актов и других источников права.

3.Отмена нормативных актов и других источников права.

Правотворчество осуществляется на базе основополагающих принципов, выражающих руководящие идеи и ор­ганизационные начала, которые определяют существо и общие направления этой деятельности.

В теории права выделяются следующие наиболее важные принципы правотворчества в современных цивили­зованных государствах, это такие, как:

Демократизм. Суть этого принципа заключается в установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов любого уровня.

Гласность - т.е. процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для восприятия и понимания населения и широко доводиться до всеобщего сведения

3.Законность. В соответствии с этим принципом нормативно правовые акты должны приниматься строго в рам­ках правомочий, предоставленных правотворческому органу.

4. Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности.

В демократически-правовых государствах учет и обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей

целью.

5. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества - его суть, что правотворческий орган при принятии законов должен искать возможности максимального учета интересов всех членов общества, справедливого их соот­ношения.

6. Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Он актуален для государств с федеративным устройством. Он заключается в том. что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интере­сы регионального характера, отражать местные особенности.

ВЫВОД ПО ВОПРОСУ:

т.о. Правотворчество - это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредст­венно народа по установлению норм права, их переработке и отмене.

Если правотворчество осуществляется на основе выше названных принципов, можно говорить о высоком урозне развития и цивилизованности государства и общества.

Наши рекомендации