ВОПРОС № 1. «ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА»

Из прошлой лекции (т.З) Вы знаете, что одним из признаков npaRa явпяется его системность. Термин «систе- ма» имеет греческое происхождение (systema) и переводится как «целое» либо «составленное из частей». ! 1ричем система - это не простая сумма определенных частей, ее отличает непротиворечивость, взаимозависимость и упо­рядоченность составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов в отдельности выполняет строго определен­ную функцию, а вместе они обеспечивают само существование всей системы. Иными словами, если какой-либо эле­мент системы выйдет из строя, то приходит в негодность и вся эта система целиком.

Отношения, в которые вступают люди между собой, с объединениями людей, государственными органами, их должностными лицами и государством в целом, находятся в тесной взаимосвязи между собой, образуя как бы еди­ное целое. А соответственно и право, опосредуя все эти общественные отношения, представляет собой некое цело­стное образование, и^р^мое п/г.ур^пй пряия

Следовательно, система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внут­ренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридиче­ских норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Система права как и любая другая система представляет собой некое сложноорганизованное единое целое, состоящее из отдельных элементов.

Такими элементами являются:

а) отрасль права;

б) подотрасль права;

в) институт права;

г) норма права.

^Отрасль права - это совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих однородные обще­ственные отношения, т.е. определенный вид общественных отношений.

Отрасли права принято выделять по двум критериям: -

1) По предмету правового регулирования:

2) По методу правового регулирования.

Предметом правового регулирования (предметом той или иной отрасли права) - являются качественно одно­родный вид общественных отношениОа который воздействуют нормы этой отрасли права.

Пример: а) Предметом административного права - являются общественные отношения возникающие в сфере государственного управления.

б) Предметом таможенного права - являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу пе­ремещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Метод правового регулирования - определяет совокупность юридических приемов и средств, при помощи ко­торых'осуществляется правовое регулирование качественно однородных, относительно обособленных обществен­ных отношений.

Различают следующие методы правового регулирования:

Императивный - (авторитарный, субординации) т.е. основанный на принципе отношения власти и подчине­ния (Характерен для уголовно-правовых отношений).

Диспозитивный - (автономии, координации) т.е. основанный на принципе равенства сторон. (Характерен для гражданско-правовых отношений).

Однако единство предмета и метода правового регулирования характеризуют далеко не все отрасли права. В последнее время стали появляться новые отрасли, такие как космическая, компьютерная и др.. которые обособляют­ся только по своему предмету, а метод регулирования для них либо еще просто не выработан, либо носит смешан­ный (комплексный) характер (сочетание императива и диспозитива), либо может и вовсе не иметь особого значения. Среди правовых отраслей выделяют отрасли: -

а) материального права:

б) процессуального права.

тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает эко­номическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политиче­ской функции государственной власти. Выполнение каких-либо задач и целей ведет к исчезновению одних функций и появлению других.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в кон­кретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. ! ак, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных по­трясений, других радикальных, социальных перемен.

В юридической литературе признаются разные критерии классификации функций государства: по сферам дей­ствия, по продолжительности действия, по формам осуществления и др

Если говорить в самом общем виде, то государство выполняет две основные функции:

- посредническую (арбитражную): - управления.

ТТТофЩгят^еская функция предполагает деятельность государства по урегулированию противоречий и кон­фликтов, которые возникают в обществе

Такие конфликты разнообразны, но в основном могут быть сведены в следующие группы

а) конфликты между различными социальными группами. Они могут быть уреп/лированы лишь с помощью си­лы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает госу­дарство Такие конфликты урегулируются с помощью компромисса, т.е. соглашения, достигнутого путем взаимных уступок;

б) конфликты между различными политическими силами (партиями);

в) конфликты внутри самого государственного аппарата, между его различными частями;

г) конфликты одной из cTopofffoToporo является гражданин.

Они разрешаются, как правило, органами правосудия.

д) Внешние конфликты во взаимоотношениях с другими государствами.

Я уже отметила некоторые способы урегулирования названных конфликтов. Поэтому добавлю только, что го­сударство может и обязано в необходимых случаях применять силу. Ведь, в конечном счете, авторитет государства, его мощь, а иногда и физическое существование зависят от умения разрешать всевозможные конфликты.

2. Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в выпопнении определенных ви­дов деятельности.

Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему харак­теру и содержанию.

Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах, внутри страны и на междуна­родной арене В зависимости от этого функции государства подразделяются на:

- внутренние:

- внешние.

1. К внутренним функциям осуществляемым в пределах данной страны отнпгдтгд'

а) экономическая, т.е. регулирование хозяйственной деятельности;

б) финансовая, т.е. бюджетная, налоговая, ценовая политика;

в) социальная, т.е создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

г) охрана общественного порядка, защита прав и свобод граждан;

д) экологическая, т.е. охрана окружающей среды, и другие.

2. К внешним функциям, осуществляемым во относятся

а) обеспечение целостностиГбезопасности и суверенитета страны;

б) защита интересов государства на международной арене;

в) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

г) участие в решении глобальных проблем человечества, и другие.

Причем, внешние функции осуществляются по двум основным направлениям:

- внешнеэкономическая деятельность,

- внешнеполитическая деятельность.

Кроме этого функции государства подразделяют на:

- постоянные и временные;

- основные и не основные.

При этом одна и та же функция для одного государства может быть постоянной, для другого - временной: для одного - основной, для другого - не основной. У государства могут быть и такие функции, которые присущи только ему. например, для Беларуси - это ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС, да и осуществление других функ­ций в РБ имеет свои особенности. Например, экономическая функция, в первую очередь, предполагает проведение рыночной реформы, что для многих государств нехарактерно.

Функции государства осуществляются в следующих формах:

- законодательная - принятие соответствующих нормативных актов,

- исполнительная - их реализация в жизнь;

5. приоритет и обеспечение интересов граждан;

6. контроль со стороны общественности;

7. профессионализм;

Из названных принципов мы остановимся только на разделении властей, поскольку с остальными принципами вы уже познакомились в курсе Конституционного права (т. 6).

Классическая теория разделения властей была создана выдающимся французским философом и историком Шарлем Монтескье (1689 - 1755), который опирался на идеи предшественников - античных мыслителей Аристотеля. Джона Локка, Марсилия Подуанского.

Теория, разработанная Монтескье, оказала огромное влияние на ход политического развития Европы и Амери­ки. По его мнению, в правильно устроенном государстве должны существовать три независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Монтескье утверждал, что все погибло бы, если бы в одном и том же лице, в одном и том же учреждении были соединены все три ветви. Этот вывод он справедливо основывает на том, что если власть законодательная и власть исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы при этом не будет, так как можно опа­саться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять.

Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполни­тельной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если она соединена с исполнительной властью, то судья получает возможность стать угнетателем.1

Т.о., какое-либо соединение ветвей власти в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотребле­нию и несовместимо с политической свободой личности.

Ш. Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность, необходимость действовать. Таким образом, реализация принципа разделения вла­стей означает, что государственные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя и урав­новешивая друг друга. Существует так называемая система сдержек и противовесов, направленная на предотвраще­ние концентрации и монополизации власти в одних руках.

Почему такая концентрация власти неприемлема'? Исторический опыт показывает, что в большинстве случаев неограниченная власть одного органа или лица приводит к трагедиям локального (Пиночет) или глобального масшта­ба (Гитлер).

Впервые концепция разделения нашла свое конституционное, пусть и не дословное, закрепление в американ­ской Конституции 1787 года. Позднее она была закреплена в Конституции Франции (1791 г.) С тех пор продолжается ее «победное шествие» по всему миру. В нашем государстве данный принцип также получил закрепление в Консти­туции. Статья 6 ныне действующей Конституции Республики Беларусь гласит, что «Государственная власть в Рес­публике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную Госу­дарственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

О системе сдержек и противовесов вы можете больше узнать, изучив письменную консультацию, подготовлен­ную преподавателями нашего цикла (она находится в читальном зале общей библиотеки)

Наши рекомендации