ВОПРОС № 1. «ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА»
Из прошлой лекции (т.З) Вы знаете, что одним из признаков npaRa явпяется его системность. Термин «систе- ма» имеет греческое происхождение (systema) и переводится как «целое» либо «составленное из частей». ! 1ричем система - это не простая сумма определенных частей, ее отличает непротиворечивость, взаимозависимость и упорядоченность составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов в отдельности выполняет строго определенную функцию, а вместе они обеспечивают само существование всей системы. Иными словами, если какой-либо элемент системы выйдет из строя, то приходит в негодность и вся эта система целиком.
Отношения, в которые вступают люди между собой, с объединениями людей, государственными органами, их должностными лицами и государством в целом, находятся в тесной взаимосвязи между собой, образуя как бы единое целое. А соответственно и право, опосредуя все эти общественные отношения, представляет собой некое целостное образование, и^р^мое п/г.ур^пй пряия
Следовательно, система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты.
Система права как и любая другая система представляет собой некое сложноорганизованное единое целое, состоящее из отдельных элементов.
Такими элементами являются:
а) отрасль права;
б) подотрасль права;
в) институт права;
г) норма права.
^Отрасль права - это совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, т.е. определенный вид общественных отношений.
Отрасли права принято выделять по двум критериям: -
1) По предмету правового регулирования:
2) По методу правового регулирования.
Предметом правового регулирования (предметом той или иной отрасли права) - являются качественно однородный вид общественных отношениОа который воздействуют нормы этой отрасли права.
Пример: а) Предметом административного права - являются общественные отношения возникающие в сфере государственного управления.
б) Предметом таможенного права - являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Метод правового регулирования - определяет совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых'осуществляется правовое регулирование качественно однородных, относительно обособленных общественных отношений.
Различают следующие методы правового регулирования:
Императивный - (авторитарный, субординации) т.е. основанный на принципе отношения власти и подчинения (Характерен для уголовно-правовых отношений).
Диспозитивный - (автономии, координации) т.е. основанный на принципе равенства сторон. (Характерен для гражданско-правовых отношений).
Однако единство предмета и метода правового регулирования характеризуют далеко не все отрасли права. В последнее время стали появляться новые отрасли, такие как космическая, компьютерная и др.. которые обособляются только по своему предмету, а метод регулирования для них либо еще просто не выработан, либо носит смешанный (комплексный) характер (сочетание императива и диспозитива), либо может и вовсе не иметь особого значения. Среди правовых отраслей выделяют отрасли: -
а) материального права:
б) процессуального права.
тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти. Выполнение каких-либо задач и целей ведет к исчезновению одних функций и появлению других.
Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. ! ак, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных, социальных перемен.
В юридической литературе признаются разные критерии классификации функций государства: по сферам действия, по продолжительности действия, по формам осуществления и др
Если говорить в самом общем виде, то государство выполняет две основные функции:
- посредническую (арбитражную): - управления.
ТТТофЩгят^еская функция предполагает деятельность государства по урегулированию противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе
Такие конфликты разнообразны, но в основном могут быть сведены в следующие группы
а) конфликты между различными социальными группами. Они могут быть уреп/лированы лишь с помощью силы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство Такие конфликты урегулируются с помощью компромисса, т.е. соглашения, достигнутого путем взаимных уступок;
б) конфликты между различными политическими силами (партиями);
в) конфликты внутри самого государственного аппарата, между его различными частями;
г) конфликты одной из cTopofffoToporo является гражданин.
Они разрешаются, как правило, органами правосудия.
д) Внешние конфликты во взаимоотношениях с другими государствами.
Я уже отметила некоторые способы урегулирования названных конфликтов. Поэтому добавлю только, что государство может и обязано в необходимых случаях применять силу. Ведь, в конечном счете, авторитет государства, его мощь, а иногда и физическое существование зависят от умения разрешать всевозможные конфликты.
2. Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в выпопнении определенных видов деятельности.
Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию.
Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах, внутри страны и на международной арене В зависимости от этого функции государства подразделяются на:
- внутренние:
- внешние.
1. К внутренним функциям осуществляемым в пределах данной страны отнпгдтгд'
а) экономическая, т.е. регулирование хозяйственной деятельности;
б) финансовая, т.е. бюджетная, налоговая, ценовая политика;
в) социальная, т.е создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
г) охрана общественного порядка, защита прав и свобод граждан;
д) экологическая, т.е. охрана окружающей среды, и другие.
2. К внешним функциям, осуществляемым во относятся
а) обеспечение целостностиГбезопасности и суверенитета страны;
б) защита интересов государства на международной арене;
в) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
г) участие в решении глобальных проблем человечества, и другие.
Причем, внешние функции осуществляются по двум основным направлениям:
- внешнеэкономическая деятельность,
- внешнеполитическая деятельность.
Кроме этого функции государства подразделяют на:
- постоянные и временные;
- основные и не основные.
При этом одна и та же функция для одного государства может быть постоянной, для другого - временной: для одного - основной, для другого - не основной. У государства могут быть и такие функции, которые присущи только ему. например, для Беларуси - это ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС, да и осуществление других функций в РБ имеет свои особенности. Например, экономическая функция, в первую очередь, предполагает проведение рыночной реформы, что для многих государств нехарактерно.
Функции государства осуществляются в следующих формах:
- законодательная - принятие соответствующих нормативных актов,
- исполнительная - их реализация в жизнь;
5. приоритет и обеспечение интересов граждан;
6. контроль со стороны общественности;
7. профессионализм;
Из названных принципов мы остановимся только на разделении властей, поскольку с остальными принципами вы уже познакомились в курсе Конституционного права (т. 6).
Классическая теория разделения властей была создана выдающимся французским философом и историком Шарлем Монтескье (1689 - 1755), который опирался на идеи предшественников - античных мыслителей Аристотеля. Джона Локка, Марсилия Подуанского.
Теория, разработанная Монтескье, оказала огромное влияние на ход политического развития Европы и Америки. По его мнению, в правильно устроенном государстве должны существовать три независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Монтескье утверждал, что все погибло бы, если бы в одном и том же лице, в одном и том же учреждении были соединены все три ветви. Этот вывод он справедливо основывает на том, что если власть законодательная и власть исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы при этом не будет, так как можно опасаться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять.
Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если она соединена с исполнительной властью, то судья получает возможность стать угнетателем.1
Т.о., какое-либо соединение ветвей власти в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблению и несовместимо с политической свободой личности.
Ш. Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность, необходимость действовать. Таким образом, реализация принципа разделения властей означает, что государственные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя и уравновешивая друг друга. Существует так называемая система сдержек и противовесов, направленная на предотвращение концентрации и монополизации власти в одних руках.
Почему такая концентрация власти неприемлема'? Исторический опыт показывает, что в большинстве случаев неограниченная власть одного органа или лица приводит к трагедиям локального (Пиночет) или глобального масштаба (Гитлер).
Впервые концепция разделения нашла свое конституционное, пусть и не дословное, закрепление в американской Конституции 1787 года. Позднее она была закреплена в Конституции Франции (1791 г.) С тех пор продолжается ее «победное шествие» по всему миру. В нашем государстве данный принцип также получил закрепление в Конституции. Статья 6 ныне действующей Конституции Республики Беларусь гласит, что «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».
О системе сдержек и противовесов вы можете больше узнать, изучив письменную консультацию, подготовленную преподавателями нашего цикла (она находится в читальном зале общей библиотеки)