Вопрос 2 «государство и гражданское общество в их соотношении»
Государство выделилось из общества на известной ступени его развития (т. 1-2). Общество - мать государства. К слову, заметим, что дитя (государство) не всегда почтительно относилось к матери (обществу) о чем разговор впереди.
Что же такое общество?
Во-первых, общество - это конкретные люди (граждане). Причем не просто сообщество инвалидов, а прежде всего социально-культурное, надбиологическое объединение людей. (Этим оно отличается от объединений животных).
Во-вторых, это множество социальных объединений (групп) образованных как стихийно, так и в результате ор- ганизационно-управленческих усилий (партии, профсоюзы и т.д.).
В-третьих, это различные отношения между людьми и их объединениями (экономические, политические, правовые, семейные и др.).
Т О общество - это граждане, их объединения и отношения между ними.
Общество существовало всегда
Но нас интересует гражданское общество и прежде всего потому, что оно наш современник и ему принадлежит будущее.
Изучению сущности гражданского общества, его развития и соотношения с государством уделяется большое место в юридической науке. Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.
Первыми к проблеме гражданского общества подошли античные мыслители (Платон, Аристотель).
Само понятие «гражданское общество» появилось в ХУП в.. в частности, в трудах Гроция, Гоббса. Локка и полупило дальнейшее развитие в ХУШ в в работах французских мыслителей (Монтескье, Руссо и др.). Широкое распространение получило после Французской революции ХУШ в. Суть, вкратце, сводилось к следующему:
гражданское общество - это самостоятельный организм и его нельзя отождествлять с государством. До этого на протяжении столетий понятия «государство» и «общество» рассматривалось как синонимы.
Более поздние мыслители (Кант. Гегель) пришли к выводу, что государство вообще должно стать выразителем интересов гражданского общества Сегодняшняя действительность пошла еще дальше и во многих цивилизованных странах идет процесс постоянного ограничения государственного вмешательства в экономическую, культурную, социальную жизнь общества. Государство занимает (займет) отведенное ему историей место - быть инструментом общества под надежным его контролем. А в перспективе это может привести к отмиранию государства или его серьезнейшей трансформации по сравнению с сегодняшним
в) в наличии или отсутствии стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;
г) степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и в необходимых пределах им самим ограниченной.
Основные признаки правового государства: -
Напомню, что правовое государство обладает теми же признаками, что и всякое государство (тема № 11) Однако, как мы уже отмечали, правовое государство является уникальным социальным явлением и имеет ряд очень существенных особенностей. При этом следует иметь в виду, что и среди сегодняшних юристов, политиков, ученых и т.д. нет единства взглядов на правовое государство. Поэтому мы рассмотрели наиболее часто рассматриваемые
А теперь вернемся к характерным чертам правового государства. Причем, одним дадим краткую характеристику. другие - только назовем, т.к. они уже встречались в прошлых темах
1. Верховенство, господство права.
Именно такая конструкция использована и в ст 7 Конституции РБ Этот признак означает, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов. Напомню, право есть «уравновешенный разум».
Причем, не всякий нормативный акт (правовая норма) может быть отнесен к праву. А только такой (такая), который соответствует принципу справедливости и гуманизма.
2. Верховенство и прямое действие Конституции.
Конституция должна быть «работающим» законом, а не формальностью, символом. Это означает, что все субъекты правоотношений моп/т и должны в необходимых случаях ссылаться на нормы Конституции, в т.ч. при вынесении различных актов применения, при обращении в государственные органы, в т.ч. суд.
3. В соответствие внутреннего (национального) законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права, приоритет последних (ст.8 Конституции РБ). Важнейшей задачей любого правотворческого органа в первую очередь, парламента, является добиться такого соответствия при принятии нормативного акта. Сделать это непросто еще в силу огромного количества различных международных документов, в т.ч. принятых ООН.
В случае противоречия (коллизии) национального нормативного акта с международным - применяются нормы последнего. При условии его ратификации (утверждения) данным государством.
4. Провозглашение и обеспечение прав и свобод человека, равенство всех в правах, их приоритет (ст.2 Конституции РБ).
Когда речь идет о правах и свободах, имеются ввиду права и свободы провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948г.
При этом предполагается, что права и свободы - это не «дар» государства, не его уступка человеку, а существенная составная часть права (того права, о котором шла речь в первом признаке). Причем не следует забывать, что права человека - явление динамичное, развивающееся, т.е. появляются новые права, видоизменяются «традиционные».
Более того, история развития человечества - это в значительной степени история борьбы за права и свободы Начиная с античных времен, когда раб не признавался субъектом права, был «вещью», «говорящим оружием» до современного положения. Подробнее о правах и свободах вы изучали в курсе конституционного права.
5. Легитимность власти (законность), т.е. формирование государственных органов на основе принятых в установленном порядке избирательных законов (т. 12). Напомню, что не является легитимным захват власти путем социальной революции, путча, другими незаконными способами.
6. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.
Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Платон, Аристотель) была развернута в самостоятельную теорию выдающимся французским ученым Монтескье (1689-1759) в работе «О духе законов»
Согласно этой теории, в правильно устроенном государстве должны функционировать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо соединение их в руках одного органа или должностного лица неизбежно ведет к злоупотреблениям. Чтобы этого не произошло, создается так называемая система сдержек и противовесов. Наиболее четко работает такая система в США, причем уже более 200 лет (по этому вопросу см. соответствующую письменную консультацию). Возникает вопрос, почему концентрация власти в руках одного органа и должностного лица плохой
Исторический опыт и психология человека позволяют утверждать, что в большинстве случаев неограниченная власть приводит к злоупотреблениям, нарушениям прав и свобод человека к трагедиям «локального» (Дюбалье на Гаити, Пол Пот в Камбодже, Ф.Кастро на Кубе. Ким Ир Сен - в Северной Корее) или глобального масштаба (Наполеон, Гитлер, Сталин), Вспомните, что правители «подвержены страстям» (Аристотель), эмоциям, влиянию окружения и т.д., рано или поздно создается их культ личности, формируется вера в свою исключительность и непогрешимость.
Тем не менее, разделение властей не самоцель, именно организация власти по такому принципу способствует обеспечению верховенства права, наиболее рациональному и качественному выполнению государственными органами своих функций (ст.6 Конституции РБ).
Однако дальнейшее содержание Конституции и тем более практика это подтверждает. Так. по Конституции. Президент не вписывается в классическую триаду. Есть все основания говорить о четырех властях, причем Президент. возвышается над остальными (см. разд.1У Конституции, например, ст.ст.79. 84. 85, 106 и др.).
3 Французы:
а) Шар ль Луиз Монтескье (1689-1755):
б) Жан-Жак Руссо (1712-1779) и другие.
3.Патриархальная теория.
Эта теория зародилась в античном мире и некоторым образом перекликается с теологической теорией.
У истоков данной теории стоял древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между собой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархальная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводит к образованию государства. Го- сударственная власть есть продолжение и развития отцовской власти.
В дальнейшем патриархальная теория, также как и теологическая, была использована для обоснования неограниченной власти монарха. Так. в 1642г. англичанин Роберт Филь мер в своем сочинении «Патриарх или Защита естественного права королей», ссылаясь на Библию, доказал, что Адам получил власть от Бога, потом передал эту власть старшему сыну - патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.
В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К Михайловский, видный историк М.Н.Покровский, которые вполне справедливо считают, что «не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех».
4,Органическая теория.
Эта теория связана с развитием естествознания и, особенно, эволюционной теории Ч.Дарвина. Согласно этой теории - человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как непередаваемые мозгов импульсы Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние функции (оборона, нападение).
Крупнейшим представителем данной теории был английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Однако, зачатки этой теории можно обнаружить еще в античном мире и, прежде всего, в учении о государстве древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.).
5. Теория насилия (завоевания).
Эта теория объясняет происхождение государства завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, сопутствующие образованию древнегерманских государств, венгерского государства
Наиболее выдающимися представителями теории насилия являются австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838-1909) и один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Карл Каутский (1854- 1938)
6. Материалистическая теория.
Обычно эту теорию связывают с именами Ф.Энгельса, К.Маркса, В.И Ленина.
Основным источником теории является работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» написанную им в 1884 году.
Суть теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества.
При этом в материалистической теории различают 2 подхода:
1. Марксистко-ленинский.
Государство, по марксистко-ленинской доктрине, возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.
2 Не придает решающего значения классовому фактору
Его суть состоит в том, что в результате экономического развития общества усложняется само общество, его производительные силы и распределительные отношения.
Все это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
За неимением времени, мы других теорий возникновения государства и права рассматривать не будем.
Но для повышения Вашего интеллектуального уровня я бы посоветовал это сделать.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Во все времена люди пытались понять и объяснить возникновение государства и права. Создано значительное число (более 100) теорий на этот счет. С некоторыми из них Вы познакомились. Их анализ позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может претендовать на истинную, в то же время в каждой из них есть рациональное зерно, даже в теологической,
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:
На определенной стадии развития человечества государство и право не существовало Этот период называется первобытнообщинным. Доминирующей чертой первобытного строя считается коллективизм. Коллектив является естественной средой, где формируется и развертывается человеческое сознание, складываются представления о мире. Труд представляет собой неизбежную сторону жизнедеятельности людей. Поведение человека в быту, во взаимоотношениях между себе подобными, природой и т.д.. регламентировались общественной властью, т.е. обычаями, традициями, ритуалами и т.д.
Такое положение дел не могло оставаться вечным. Постоянная эволюция человека, климатические изменения, изменения окружающей среды видоизменяют общество. Менялась социальная,экономическая основа, менялось управление обществом. Процесс образования государства был неизбежен. Однако, у различных народов этот процесс протекал по-разному.
Теоретические основания происхождения государства и права также разнообразны. Рациональное зерно есть в каждой из выдвинутых теорий.
Не забывайте что процесс государствообразований происходит и сейчас.
ЛЕКЦИЯ ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ» ПЛАН
1. Понятие, признаки, принципы и функции права.
2. Типология права.
3. Право в системе социальных норм. ВВЕДЕНИЕ:
Из темы Nq 1-2 вы знаете,, что право возникло одновременно с государством на основе одних и тех же предпосылок. Возникло с течением времени, право заняло центральное место в системе социального регулирования общественных отношений.
По своим свойствам и регулятивным качествам, по заключенной в нем энергии, право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.
Данной темой мы начинаем изучать второй раздел государства и права, посвященный праву При изучении данного раздела мы выясним, что такое право, его характерные черты, познакомимся с источниками права, его системой и т.д. Изучая эти вопросы, мы будем постоянно возвращаться к ранее изучаемым темам, г.к. нельзя получить о праве достаточную информацию в отрыве от государства.
Кроме этого, данная тема является основной для изучения отраслевых юридических наук, имеет большое практическое значение, т.к. вы в своей повседневной будущей практической деятельности з той или иной степени будете связаны с правом, правовыми нормами.