Национальных конституционно-правовых систем»
(рейтинговая оценка от 1 до 5 баллов)
В ходе работы предполагается сравнительный анализ двух национальных конституционно-правовых систем: выявление общественных отношений, являющихся объектом конституционного регулирования в изучаемых странах, определение соответствующих институтов конституционного права, поиск конституционных норм, которые являются примером правового регулирования выявленных типов общественных отношений, определение наиболее значимых институтов конституционного права и характерных методов правового регулирования, подведение итоговых выводов о целях конституционно-правого регулирования, особенностях конституционно-правовой доктрины, специфике изученных национальных конституционно-правовых систем с точки зрения их принадлежности к основным моделям конституционализма.
Задание выполняется поэтапно, строго в соответствии с указанными ниже пятью пунктами.
В качестве предмета анализа необходимо выбрать конституционно-правовые системы двух стран. Возможные варианты выбора: ФРГ и Франция, ФРГ и Россия, Франция и Россия, США и Россия, США и Китай, Китай и Иран, Франция и Иран, ФРГ и Иран, ФРГ и США.
При выставлении рейтинговой оценки учитывается точность выполнения всех этапов работы, корректность использования нормативного материала, научная обоснованность промежуточных и итоговых выводов.
Задание с титульным листом сдается в электронном формате (Microsoft Office 2003) на почту [email protected]. В названии письма необходимо указать название вуза, фамилию студента и номер задания.
Пошаговое задание
1. С помощью текста конституций изучаемых стран определите, какие основные типы общественных отношений являются объектом конституционного регулирования в каждой из них, и соответственно какие институты конституционного права выполняют эту функцию. Ответ необходимо отразить в таблице:
в 1 стлб. указываются названия стран;
во 2 стлб. в обобщенном виде указываются типы (сферы) общественных отношений (например, экономические отношения, духовная сфера и т.д.). Количество строчек во 2 стлб. для каждой из стран может быть разным – в зависимости от того, сколько сфер общественных отношений регулируется той или иной конституцией);
в 3 стлб. для каждого типа общественных отношений указываются институты конституционного права, обеспечивающие регулирование этих общественных отношений (например, для политических отношений – институт разделения властей, избирательного права и т.д.). Количество строчек в 3 стлб. будет соответствовать количеству обнаруженных институтов для каждого типа общественных отношений.
Примерный вид таблицы:
Типы (сферы) общественных отношений | Институты конституционного права | |
страна 1 | 1. | 1. |
2. | ||
3. | ||
4. | ||
2. | 1. | |
2. | ||
3. | ||
4. | ||
страна 2 | 1. | 1. |
2. | ||
3. | ||
2. | 1. | |
2. | ||
3. | ||
4. |
2. С помощью текста конституций приведите примеры конституционных норм, входящих в состав выявленных институтов конституционного права:
– примеры приводятся отдельно для каждой из двух страны;
– необходимо найти 1-2 примера норм для каждого из институтов конституционного права, указанных в табл. 1;
– каждая норма приводится полностью с указанием номера статьи / раздела конституции, в которых эта норма содержится).
3. На основе обобщающего анализа каждой из конституций определите:
– какие институты конституционного права являются приоритетными для изучаемых стран,
– какие методы правового регулирования преимущественно используются в рамках этих институтов.
(характеристику методов правового регулирования см. в учебном тексте к теме № 3)
4.На основе обобщающего анализа каждой из конституций определите:
– какую роль в составе конституционно-правовых систем изучаемых стран играет институт конституционных прав личности,
– с какими другими институтами конституционного права он связан в наибольшей степени,
– какие методы регулирования используются при его построении, какие типы норм преобладают.
(типологию норм см. в учебном тексте к теме № 3)
5. Итоговые выводы:
5.1 На основе проведенного анализа, а также с использованием дополнительных материалов ридера, сделайте вывод о том, какие цели конституционно-правого регулирования являются общими для обеих стран, а какие можно считать специфическими для каждой из них.
5.2 Какие доктринальные принципы и установки характерны для обеих стран, а какие – можно считать специфическими для каждой из них?
5.3. К какой модели конституционализма (либеральной, этатистской, либерально-этатистской) относятся изученные страны (ответ аргументируйте).
(при анализе этих вопросов необходимо использовать материалы лекций).
Задание 5