И конституционной экономики (Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. €

Рейтинговая оценка: от 1 до 7 баллов

Реферативный обзор – это краткое изложение основного содержания нескольких текстовых материалов по определенной теме. В отличие от обычного реферата реферативный обзор ориентирован на изучение авторских подходов, трактовок, интерпретаций заявленной темы, а не краткое описание. Особенностью данного задания является необходимость реферирования не отдельных работ, а сборника статей «Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики (Сост. П. Баренбойм, А. Захаров)» – см. файл «10.37 Философия права в начале XXI столетия» в папке «Темы 1-25 Дополнительные тексты». Следует учесть, что не стоит задача охарактеризовать в реферативном обзоре как можно большее количество статей из этого сборника. Требуется проанализировать его состав, тематику материалов, проблемную и методологическую направленность. Но наиболее важным статьям можно посвятить и краткие отдельные характеристики. Рейтинговая оценка учитывает комплексность анализа, способность выделять не только основное содержание реферируемых текстов, но и их научную специфику, своеобразие авторских подходов.

Объем текста составляет не менее 2,5 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры государственно-правовых дисциплин; номер и название рейтингового задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год). Текст для проверки пересылается в электронном виде на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

Задание 5. Составление тестовых заданий «Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и организации государственной власти»

Рейтинговая оценка: от 1 до 8 баллов

Задание заключается в разработке комплекта тестов по содержанию V раздела программы «Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и организации государственной власти» (темы 18–25). Перед выполнением задания необходимо познакомиться с соответствующими учебными текстами из папки «Темы 1-25 Базовые учебные тексты». Тестовые задания необходимо составить в соответствии с приведенной ниже типологией (три уровня и десять типов заданий). Рейтинговая оценка выставляется исходя из следующих требований:

– в содержательной основе тестов должны быть сбалансировано представлены все восемь тем V раздела;

– подготовленные тестовые задания должны быть построены по уровневому принципу и включать все десять типов тестов, которые указаны в примерах

– общее количество разработанных тестов должно составить не менее 20;

– во всех тестовых заданиях (как «закрытых», так и «открытых») должны быть указаны или сформулированы правильные и полные ответы.

Текст оформляется 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). Уровни и типы тестовых заданий указываются полужирным курсивом. На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры государственно-правовых дисциплин; номер и название рейтингового задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год). Текст для проверки пересылается в электронном виде на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

Типология тестовых заданий:

Уровень А

1. Выбор утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос:

Пример. Является ли конституционное право ведущей отраслью англо-саксонского права?

А) Да.

Б) Нет.

2. Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Пример. Для какой модели конституционно-правового статуса личности характерна следующая формула: «Право – это то, что полезно народу»?

А) Традиционной.

Б) Исламской.

В) Либеральной.

Г) Этатистской.

3. Выбор наилучшего варианта ответа из нескольких предложенных вариантов.

Пример. Выберите наиболее точный ответ: Реализация принципа разделения властей в британской государственной системе обеспечивается:

А) Разделением законодательной и исполнительной власти

Б) Независимостью судебной власти

В) Наличием двух палат в парламенте.

Г) Наличием двухпартийной модели

Уровень В

4. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Пример. К категории универсальных конституционных принципов относятся:

А) Принцип народного суверенитета.

Б) Принцип социального государства.

В) Принцип правового государства

Г) Принцип формализации права.

Д) Принцип институциональной демократии.

5. Структурированное задание, направленное на идентификацию или соотнесение информации.

Пример. Укажите в таблице, какие из характеристик конституционного строя присущи указанным государствам.

  США Великобритания Франция ФРГ Китай Иран Сауд. Аравия
Либеральная конституционная модель              
Этатистская конституционная модель              
Либерально-этатистская конституционная модель              
Президентская республика              
Парламентская республика              
Президентско-парламентская республика              
Монархия              
Унитарное государство              
Федеративное государство              

6. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.)

Пример. Закончите фразу:

«Прямая демократия – это форма народовластия, основанная на …»

7. Задание найти в определенной фразе (определении, суждении и т.п.) ошибки и предложить исправленный вариант.

Пример. Найдите ошибки в приведенном определении и сформулируйте исправленный вариант:

«Принцип субсидиарности характеризует правотворческую практику в системе права Европейского Союза и предполагает жесткое разграничение компетенции руководящих органов Европейского Союза и национальных правительств».

8. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п.

Пример. Укажите признаки социального государства (задание выполняется в форме перечня).

Уровень С

9. Ответить на предложенное задание с последующим комментарием (обоснованием) своего выбора.

Пример. Какое из приведенных определений КГПЗС можно признать наиболее универсальным, отражающим сущность конституционализма и поэтому подходящим для характеристики конституционного строя в странах, принадлежащих к самым разным конституционным моделям и правовым семьям? Прокомментируйте свой выбор.

А) Конституционное право – это разновидность государственного права.

Б) Конституционное право – это основная отрасль, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления, форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

В) Конституционное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в политической системе общества и определяющие характер властного регулирования общественной жизни.

Г) Конституционное право – это система правовых норм, принципов и методов правового регулирования, обеспечивающих закрепление универсальных категорий правосубъектности и институционализацию общественного строя в конкретной стране.

Д) Конституционное право – это совокупность правовых принципов и норм, охраняющих естественные права и свободы человека и учреждающих с этой целью определенную систему государственной власти.

10. Задание, предполагающее развернутый письменный ответ.

Пример. Сравните институт правового государства в либеральной и либерально-этатистской конституционных моделях. Какие институциональные особенности являются общими, а какие проявляются только в рамках той или иной модели?

Задание 6. Составление учебных графических материалов по теме «...»

[темы № 8–16 в составе программы курса]

Рейтинговая оценка: от 1 до 12 баллов

Разрабатываемый в рамках данного задания комплект графических материалов должен раскрыть содержание одной из тем в составе II–IV разделов программы курса (темы № 8–16). Тему студент выбирает самостоятельно. Первый этап выполнения задания предполагает анализ соответствующего фрагмента программы курса (программа размещена в ридере после описания рейтинговой системы). Требуется выявить основное содержание темы, установить основные смысловые единицы. Очень важно понять, с какими другими темами курса связаны эти смысловые единицы содержания. Далее с помощью лекционных материалов и учебных текстов ридера формируется необходимая информационная база для выполнения задания. В итоге составляется перечень графических объектов, с помощью которого можно раскрыть содержание темы. Прежде чем приступать к созданию конкретных графических материалов (схем, диаграмм, таблиц) необходимо уточнить содержательную основу каждого из объектов и последовательность их размещения. Графические объекты могут создаваться на основе различных моделей анализа (например, показывать причинно-следственные связи в определенном процессе, структуру определенной системы институтов, пространственное распространение определенного явления, сравнение характеристик двух объектов и т.п.). Графической основой схем служат геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, круги и т.п., а также их соединения (линии, стрелки). Для их создания необходимо использовать графические средства Microsoft Office Word (меню «Рисование»). При создании графических материалов необходимо стремиться представить не только набор схем, но с их помощью комплексно раскрыть тему задания. Количество схем, создаваемых при выполнении задания, может колебаться в диапазоне от 6 до 12. Чем более просты композиция и содержание схем, тем большим должно быть их количество (и наоборот). Перед каждой схемой должно располагаться ее название. Желательно размещать на каждой странице не более 2 схем.

Рейтинговая оценка учитывает полноту раскрытия темы (высшие баллы выставляются только в том случае, если помимо основного содержания темы выявлены ее смысловые связи с другими темами курса); сложность и разнообразие графических решений; корректность научного содержания подготовленных схем; комплексный характер разработанных графических материалов, логичность и последовательность в их расположении. Неприемлемо использовать готовые графические объекты, размещенные в Интернете или в полиграфической литературе (рейтинговый штраф).

Весь комплект схем оформляется как один файл Microsoft Word или Microsoft PowerPoint. На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры государственно-правовых дисциплин; номер и название рейтингового задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год). Текст для проверки пересылается в электронном виде на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

Задание 7. Творческое задание «Защита естественных прав человека

Наши рекомендации