Социальные и технические нормы
В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы – социальные и техпи-ческие Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Правоведы как гуманитарии не занимаются техническими нормами – это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.
Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между
Под техническим и нормами и дан ном случае понимаю ся нес ш1пциш1ьпы\щчтл, куда помимо сугубо юхнических нходя-1, например, акнс, как сани гарно- и ионические, экологические, биоло! ичсские, фичиоло! нчсскис и др 11о для краткой и нес их припя го имсновачь техническими и кончсксте соогношсния с социальными
людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».
Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне – неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а, так сказать, «полусоциальный» характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами.
Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.
Социальные и технические нормы помимо предметов различаются также но их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования.
Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в пр.нюпых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие и материал ыю-нрои.жодственной и управленческой севере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станции, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. Не случайно их иногда именуют подвидом социальных норм.
Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами*.
1 См Чсрданцев А.Ф Понятие технико-юридических норм//Сов. государство и право 196/1 № 7. С 134.
Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами: телевизорами, холодильниками, магнитофонами, стереосистемами и т.д.). Или правила приема лекарств.
Серьезные и далеко идущие последствия возникают при нарушениях экологических состояний и равновесий. В таких случаях природа жестоко мстит за произвол. Искусственное вмешательство в естественные балансы, эволюционное развитие крайне опасно для жизнедеятельности человека. Загрязнение окружающей среды, повреждение ее объектов наказуемы по российскому законодательству, хотя санкции за такие деяния, на наш взгляд, недостаточно строгие.
В эпоху НТР роль технических норм многократно возрастает. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения (типа чернобыльской катастрофы) и другие ЧП.
Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями. Это касается как гражданской сферы, так и военных областей. Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность. Усложняется техника – усложняются и отношения с техникой. В дальнейшем эта взаимозависимость станет еще более сложной.
В практической жизни мы нередко выражаем недовольство по поводу всевозможных инструкций, которые, на первый взгляд, излишне жестко и скрупулезно определяют характер и порядок некоторых наших действий в определенных ситуациях. Подобное роптание стало чуть ли не «признаком хорошего тона». Особенно это относится к лицам, выполняющим те или иные служебные функции, Однако не всякий запрет и не всякая инструкция – зло. Многие из них разумны и необходимы, особенно сейчас, когда, как уже говорилось, от тех, кто стоит у штурвалов, пультов и кнопок, зависит многое, если не все.
Немало указанных «категорических императивов» и «параграфов» написано кровью пострадавших, извлечено в качестве уроков из трагических происшествий. Возражать надо не против инструкций вообще, а против устаревших, надуманных, бюрократических правил. Кроме того, за протестами по поводу «мешающих» и «связывающих» ограничений очень часто стоит стремление освободиться от всякого контроля и регулирования, получить возможность действовать при известных обстоятельствах по личному разумению, что, как правило, и приводит к печальным последствиям.
Особо следует сказать о нормах, определяющих отношение людей к животным – диким и домашним, вообще к животному миру. Большинство из этих норм закреплены в соответствующих правовых актах (например, правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота; разрешения или запреты на охоту; санитарные требования к уходу, выгулу наших «братьев меньших», прививкам, обследованиям, профилактике заболеваний и т.д.). Установлена ответственность за нарушение подобных регламентации.
Как квалифицировать эти нормы? Как технические? Но речь идет не о технике. Как социальные? Но отношения между человеком и животными – не социальные, хотя, несомненно, имеют немаловажное общественное значение. Возможно, их уместно было бы называть по типу технико-правовых естественно-правовыми.
· Понятие технических и правовых норм
· Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива, технические условия и т. д.
· Теория технической нормы была разработана и детально обоснована Н.М. Коркуновым в 1898 году, им рассматривался аспект соотношения этих норм с этическими и юридическими. В советский период этой проблеме так же уделялось внимание такими учеными, как: C.С. Алексеев, М.Д. Шаргородский, Л.С. Явич, П.С. Недбайло и др.
· В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.
· В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу.
· Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики.
· Технические нормы базируются на законах природы, они не зависят от нас. Однако, использование их может оказаться социально значимым, а следовательно нужно и можно регламентировать их применение.
· Особенностью технических норм является то, что они не регулируют отношения между людьми, а определяют поведение людей в отношении естественных объектов. В основе технических норм лежат естественные законы природы (физики, химии и т.д.). Эти законы одинаковы для любого общества. Технические нормы не требуют специальных средств для своего обеспечения. Это связано с тем, что они действуют автоматически и не зависят от человека, т.е. носят объективный характер. Их исполняют потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия.
· Локальные нормативные правовые акты сосредоточивают основную массу норм, регулирующих процесс производства товаров, оказания услуг, выполнения работ. В них приобретают внешнее выражение, объективируются правила поведения, регламентирующие технологический процесс, который пронизывает (охватывает) всю без исключения трудовую деятельность общества.
· Локальные (местные) нормативные правовые акты, регулирующие процесс производства в организации, в юридической литературе именуются - документы техпроцесса. Они занимают особое место в системе локального нормотворчества, так как закрепляют права и обязанности работника, возникающие в рамках реализации технологического процесса, определенного работодателем (его представителями).
· Документы, в соответствии с которыми формируется технологический процесс, подразделяются на следующие виды: технологические инструкции, ведомости оснастки, ведомости материалов, карты эскизов, маршрутная карта.
· Содержанием перечисленных локальных нормативных актов являются технологические нормы. Для них характерно то, что они являются объективными в силу опосредования законов природы и техники. Но способ установления (избрания) зависит, в полной мере, от воли работодателя (проявляется субъективная сторона в выборе правил поведения, необходимых для достижения исполнителем (работником) конечного результат неединоличного, несамостоятельного, договорного труда).
· Техническая норма приобретает юридическую силу с момента ее использования (закрепления) субъектами трудовых правоотношений в определенном порядке. Думается, что данная процедура сводится к волевому решению работодателя (собственника на средства производства), в результате которого он выбирает из всей совокупности существующих правил поведения те нормы, которые соответствуют его материально-технической базе, поставленным задачам и целям, спросу на рынке товаров и услуг и т.п.
· С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
· Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Правовая норма - первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы.
· Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются “ общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения “ Л.И. Спиридонов. “ Теория государства и права “ М. 1996..
· В юридической литературе разными авторами даны различные определения норм права. Представляется более удачным следующее определение:
· Норма права - это общеобязательное, установленное (санкционированное) и охраняемое государством правило поведения, выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и интересы народа (политических сил, стоящих у власти) активно воздействующее на общественные отношения. "Общая теория права и государства" под редакцией В.В. Лазарева М. Юрист, 1996
· Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с государством через его установление или его санкционирование, что подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие источники права, санкционированные государством.
· Норма права - относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими конкретизирующими наши представления о праве, его понятие сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.
· Норма права -- правовая реальность даже в том случае, если она ни разу не применялась для регулирования фактических отношений. Например, в недавней истории конституционное право союзной республики на свободный выход из состава СССР. Признание этого права являлось предпосылкой для определения правового статуса союзной республики и для государственно-политической практики. Поэтому можно сделать вывод, что праву известны нормы, которые применяются непосредственно и опосредованно -- через другие нормы.
· Таким образом, норма права -- это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.
· Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием -- моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.
· Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.
· Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой. Это заключается в следующих особенностях:
· 1. Норма права - единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.
· Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.), она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
· 2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется, прежде всего, в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.
· Формальная определенность связана также со структурой нормы права - специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т.е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
· 3. Норма права - единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
· Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.
· Правовые нормы весьма разнообразны и их принято классифицировать, то есть подразделять на различные виды по ряду оснований. Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований.
· Признаки правовых норм
· 1. Пpaвoвaя нopмa ycтaнaвливaeтcя или caнкциoниpyeтcя (пpизнaeтcя зaкoннoй) гocyдapcтвoм. Kaк yжe oтмeчaлocь, тpeбoвaния нopм пpaвa, в oтличиe oт иныx coциaльныx нopм, coдepжaтcя тoлькo в oфициaльныx гocyдapcтвeнныx aктax (зaкoнax, yкaзax, пocтaнoвлeнияx).
· 2. Hopмa пpaвa являeтcя oбщeoбязaтeльным пpaвилoм пoвeдeния для людeй в oбщecтвe.
· Oнa coздaeтcя для вcex людeй, кaк вoзмoжныx или peaльныx yчacтникoв пpaвooтнoшeний. Пpaвoвaя нopмa oпpeдeляeт oбщeoбязaтeльныe гpaницы вoз-мoжнoгo и дoлжнoгo пoвeдeния чeлoвeкa.
· 3. Юpидичecкaя нopмa пpeдcтaвляeт coбoй чeткo выpaжeнныe, дeтaлизиpoвaнныe пpaвилa пoвeдeния.
· В пpaвoвыx нopмax зaкpeпляютcя cтpoгo oпpeдeлeнныe ycлoвия иx пpимeнeния, пpaвa и oбязaннocти cyбъeктoв. Haпpимep, нopмa, coдepжaщaяcя в cт. 105 УK PФ, пpeдycмaтpивaeт тoчнo oпpeдeлeнный, иcчepпывaющий пepeчeнь oтяrчaющиx oбcтoятeльcтв, пpи нaличии кoтopыx oнa дoлжнa быть пpимeнeнa.
· 4. Пpaвoвaя нopмa пpeдocтaвляeт cвoбoдy дeйcтвий, нaпpaвлeнныx нa yдoвлeтвopeниe зaкoнныx пpaв и интepecoв cyбъeктoв. В тo жe вpeмя oнa oбязывaeт coвepшaть или нe coвepшaть oпpeдeлeнныe дeйcтвия, oгpaничивaя тeм caмым пpoизвoл, вceдoзвoлeннocть, пpи кoтopoй вooбщe нe мoжeт быть и peчи o пpaвe. Haпpимep, coбcтвeнник aвтoмoбиля мoжeт cвoбoднo влaдeть, пoльзoвaтьcя и pacпopяжaтьcя им, по этo вoвce нe oзнaчaeт, чтo eмy дoзвoлeнo paзъeзжaть по тpoтyapaм, дaвя пpoxoжиx, или кaк-тo инaчe злoyпoтpeблять cвoими пpaвaми. В cвoю oчepeдь, вce иныe лицa oбязaны вoздержaтьcя oт пoкyшeния нa пpaвo coбcтвeннocти влaдeльцa aвтoмoбиля.
· Taким oбpaзoм, юpидичecкaя нopмa coчeтaeт в ceбe пpeдocтaвлeниe и oднoвpeмeннo oгpaничeниe внeшнeй cвoбoды лиц в иx взaимныx oтнoшeнияx.
· 5. Ocyщecтвлeниe юpидичecкoй нopмы пpи нeoбxoдимocти oбecпeчивaeтcя мepaми гocyдapcтвeннoгo пpинyждeния.
· В cлyчae нapyшeния ycтaнoвлeннoгo пpaвoвoй нopмoй дoзвoлeннoгo или нeoбxoдимoro пoвeдeния, к пpaвoнapyшитeлям пpимeняютcя мepы юpидичecкoй oтвeтcтвeннocти. Этo пoзвoляeт нaдeжнo зaщищaть зaкoнныe пpaвa и интepecы гpaждaн, oбщecтвeнныx opгaнизaций и гocyдаpcтвa.
· В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их “истинности”; упорядочение их структуры и системы в целом.
· Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм -- обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.
· Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:
· 1. Точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;
· 2. Соответствие норм права требованиям морали и правосознания;
· 3. Соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;
· 4. Учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.